Мифологическое сознание: что это такое, роль в культуре, влияние на формирование личности

Мифологическое сознание является важной частью культуры любого народа. Оно помогает человеку объяснить устройство мира, придает особое значение повседневным вещам и явлениям. Мифология формирует личность, ее ценности и взгляды.

В данной статье рассматривается определение мифологического сознания, его особенности и роль в культуре. Особое внимание уделяется влиянию мифологии на формирование личности человека.

Определение мифологического сознания

Мифологическое сознание — особая форма человеческого сознания, для которой миф не фикция, а подлинная необходимость. Для такого сознания миф не вымысел, а инструмент, который содержит в себе определенную структуру, характеризующую диалектически необходимую категорию бытия.

Термин "мифологическое сознание" ввел советский философ и писатель А.Ф. Лосев. Он определял мифологическое сознание как необходимость объяснить особенности понимания бытовых вещей и явлений. Человек зачастую даже не замечает, как наделяет предметы личным, эмоциональным определением, отрешаясь от бытового восприятия.

Для определения философской системы мифа Лосев основывался на неоплатонической диалектике, используя в качестве основного инструмента феноменологию мифологического смысла. Суть подхода заключается в том, что он позволяет рассматривать концепцию мифологического сознания без формирования более широкой теоретической модели. По мнению Лосева, миф не нуждается в усложнении, так как он представляет собой самое настоящее и реальное — нашу жизнь.

Древнегреческий философ читает книгу

Характерные черты мифологического сознания

Одной из важнейших характеристик мифологического сознания является восприятие мифа не как вымысла, а как подлинной реальности и необходимости. Миф для такого сознания - это не просто бессмысленный набор сказаний, а живой инструмент, структура которого отражает объективные законы бытия.

Еще одна важная черта мифологического сознания - эмоциональное, личностное восприятие окружающей действительности. Человек с таким типом сознания склонен наделять вещи и явления субъективными качествами, как бы «очеловечивать» их. Например, цвета кажутся ему теплыми или холодными, звуки - мягкими или резкими, и т.д. То есть происходит эмоциональное отождествление человека с объектом.

Мифологическое сознание также характеризуется стремлением к символизации, когда за внешними формами вещей и явлений человек видит глубинный, сакральный смысл. Это выражается в широком использовании метафор, аллегорий, разнообразных знаков и символов, которым придается магическое, ритуальное значение.

В отличие от научного типа мышления, опирающегося на логику и рациональный анализ, мифологическому сознанию присущ образный, интуитивный подход к пониманию мира. Здесь важную роль играет воображение, метафоричность, стремление охватить бытие целиком во всей его многомерности, не разделяя его на части.

Таким образом, ключевыми чертами мифологического сознания являются: вера в реальность мифа, эмоциональное отождествление себя с объектом, символизм, образность и целостное восприятие мира. Эти особенности во многом определяют специфику мышления и мировоззрения человека на ранних этапах культурно-исторического развития.

Роль мифологии в древнегреческой культуре

Мифология играла важнейшую роль в культуре Древней Греции. Она была неотъемлемой частью мировоззрения древних греков, пронизывала все сферы их жизни.

В контексте мифологического сознания древнегреческой философии потенциал мифа был раскрыт в двух основных направлениях. Во-первых, произошло использование мифологических моделей в ряде натурфилософских систем античности у таких мыслителей как Софокл, Эсхил, Парменид, Еврипид. Во-вторых, на базе мифов были разработаны социально-политические и социально-философские теории у Сократа, Платона, Аристотеля.

Также мифы Древней Греции послужили фундаментом для развития античной художественной культуры. Сюжеты и образы греческой мифологии активно использовались в литературе (гомеровский эпос, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида), в изобразительном искусстве (скульптуры Фидия, Поликлета, Мирона), в архитектуре (храмы афинского Акрополя).

Таким образом, благодаря универсальному характеру мифологического сознания, мифы пронизывали все сферы культуры Древней Греции, оказывая огромное формирующее воздействие на мировоззрение и менталитет греков.

Древнегреческий театр с мифологическим представлением

Мифология в литературе и искусстве Средних веков

В эпоху Средневековья мифологическое сознание послужило основой для формирования героического эпоса европейских народов. Были созданы такие выдающиеся памятники литературы, как «Песнь о Нибелунгах», «Беовульф», «Сага о Вельсунгах». В них отразились мифы и сказания германцев, кельтов, скандинавов.

Кроме того, мифологическое сознание Средневековья с его религиозным пафосом и символизмом оказало большое влияние на развитие средневекового искусства. Это выразилось в распространении особого типа храмовой архитектуры - романского и готического стилей, для которых характерна мозаичная структура, многозначность символических образов.

В живописи и скульптуре того периода также господствовала религиозная тематика, использовались условные формы, иконописный канон. Мастера стремились воплотить не столько реальный видимый мир, сколько его мистический духовный смысл.

Символизм в мифологическом сознании

Одной из важнейших черт мифологического сознания является его символический характер. За внешними формами вещей и явлений человек видит глубинный, сакральный смысл. Мир представляется ему иероглифом, требующим интерпретации и расшифровки.

В мифологическом сознании все элементы реальности наделяются символическим значением. Например, цвета приобретают эмоциональную окраску – кажутся теплыми или холодными, мягкими или резкими. Звуки тоже воспринимаются не просто физически, но и как носители определенных качеств. Даже самые обыденные предметы и явления интерпретируются как знаки, указывающие на невидимые сущности.

Такой подход резко отличает мифологическое сознание от рационально-научного, где мир познается посредством логических понятий и объективных законов, без какой-либо символизации. Но для человека в архаических культурах символическое измерение бытия не менее (если не более) реально, чем видимая эмпирическая сторона.

Склонность мифологического сознания к символизму ярко проявляется также в обилии метафор и аллегорий. С их помощью абстрактные понятия уподобляются конкретным образам. Например, времена года могут ассоциироваться с фазами человеческой жизни. Так создается целостная, хотя и условная картина мироздания.

Миф как развернутое магическое имя

Выдающийся русский философ и культуролог А.Ф. Лосев определял миф как «развернутое магическое имя». Что он имел в виду под этим определением, связанным с концепцией мифологического сознания?

Лосев исходил из того, что имя обладает магическими свойствами в архаических и традиционных культурах. Оно несет в себе сущность своего носителя, отражает его уникальную индивидуальность. Поэтому знание имени дает власть над его обладателем.

Миф же, с точки зрения Лосева, представляет собой развернутый нарратив, повествование о «чудесной личностной истории» того или иного явления. Таким образом, мифология призвана максимально полно раскрыть сущность объекта, все этапы и перипетии его судьбы во взаимодействии с другими мифологическими персонажами.

Например, миф о Персее повествует о череде испытаний и подвигов этого героя, о его борьбе с нечистью, победе над Медузой Горгоной и спасении Андромеды. Тем самым миф раскрывает сущность образа Персея во всей его многомерности.

Так мифологическое сознание стремится символически представить бытие ключевых архетипов культуры, дать им развернутое описание, подобно тому как магическое имя свернуто выражает индивидуальность своего носителя.

Мифология и религия

Мифология и религия тесно взаимосвязаны. Их роднит обращенность к сакральной сфере бытия, вера в сверхъестественные силы, стремление приоткрыть тайны мироздания.

Вместе с тем, между ними есть и различия. Если религия - это прежде всего система верований и культовой практики, то мифология - это совокупность священных преданий о богах и героях, о происхождении Вселенной.

Можно сказать, что мифология образует базис, на котором возникает и развивается религия. Именно мифы порождают первые представления людей о сверхъестественных сущностях и их деяниях. А затем на основе мифов формируется пантеон божеств, обряды жертвоприношений им и т.д.

Таким образом, в рамках мифологического сознания миф и религия неразрывно слиты. Миф - источник религии, а религия придает мифу сакральное, культовое значение.

Критика теории А.Ф. Лосева о мифологическом сознании

Теория мифологического сознания А.Ф. Лосева, изложенная им в работах "Диалектика мифа" и "Дополнение к диалектике мифа", вызвала неоднозначную реакцию в научном сообществе. Ряд исследователей подверг критике некоторые положения концепции Лосева:

  1. Лосев универсализирует и абсолютизирует миф, находя его везде и повсюду. По мнению критиков, такое восприятие мифа присуще лишь людям с развитым образным и художественным мышлением.
  2. Спорным считается утверждение Лосева о неразрывной связи мифа и религии. Мифы существуют и в науке, философии, искусстве, которые не являются религиозными сферами.
  3. Арест Лосева в 1930 году за "антисоветскую пропаганду" некоторые исследователи связывают с критикой им атеистического коммунизма в работах о мифе. Однако более вероятной причиной репрессий были идеалистические взгляды философа.

Вместе с тем многие положения теории Лосева о роли мифологического сознания в культуре и формировании личности получили широкое признание и развитие в работах последователей. Лосев внес большой вклад в понимание природы мифа и его функций.

Дискуссии вокруг концепции мифологического сознания Лосева продолжаются и в наши дни. Оценки его теории варьируются от резкой критики до признания фундаментального значения для гуманитарных наук.

Влияние мифологии на формирование личности

Мифология оказывает значительное влияние на формирование личности человека. Это связано с тем, что миф является важной составляющей культуры общества и задает определенные ценностные ориентиры.

Во-первых, мифы транслируют архетипические образы, которые на бессознательном уровне влияют на восприятие мира и поведение людей. Ключевые архетипы, такие как герой, мудрец, трикстер, анима и анимус, являются универсальными моделями личности, повторяющимися в мифологии разных народов.

Во-вторых, мифы предлагают определенные модели поведения, демонстрируя возможные варианты поступков героев в тех или иных ситуациях. Идентифицируя себя с тем или иным персонажем, человек усваивает предлагаемые мифом стереотипы.

В-третьих, мифы задают систему ценностей, разделяемых обществом. Они определяют, какие качества считаются положительными, а какие - отрицательными. Трансляция этих ценностей через мифы способствует их усвоению последующими поколениями.

Однако степень влияния мифологии на конкретную личность может существенно варьироваться. У людей с развитым рациональным мышлением и критическим отношением к действительности это влияние гораздо слабее. Мифологическое сознание в большей степени присуще традиционным обществам.

Таким образом, мифы, будучи важным элементом культуры, оказывают серьезное формирующее воздействие на личность человека. Однако степень этого воздействия может варьироваться в зависимости от склада ума и критичности мышления конкретного индивида.

Роль архетипов в психологии личности

Архетипы, впервые описанные К.Г. Юнгом, играют важную роль в психологии личности. Архетипы представляют собой изначальные, врожденные психические структуры коллективного бессознательного, которые проявляются в мифах, снах, фантазиях.

Согласно Юнгу, архетипы формируются в процессе повторяющегося опыта многих поколений людей и закрепляются в психике человека. Они имеют тенденцию проявляться в образах и сюжетах сновидений, мифов, сказок, произведений искусства.

Ключевые архетипы, описанные Юнгом: Персона, Тень, Анима, Анимус, Мудрый старец, Великая мать, Герой и др. Эти универсальные паттерны присутствуют в мифологии и фольклоре разных народов мира.

Архетипы оказывают влияние на становление личности человека. Они задают изначальные модели восприятия мира и поведения. Однако их влияние не носит жестко детерминированного характера.

Человек может как следовать архетипическим моделям, усваивая их в процессе социализации, так и отклоняться от них в результате индивидуализации. Архетипы скорее задают некий диапазон возможностей, в рамках которого формируется уникальная личность.

Таким образом, архетипы, будучи элементами коллективного бессознательного, заложенными в психике каждого человека, оказывают существенное, но не детерминирующее влияние на процесс становления личности. Их роль заключается в предоставлении изначальных моделей восприятия мира, сценариев развития событий, образцов поведения, которые могут как воспроизводиться, так и трансформироваться в процессе индивидуального развития человека.

Мифологическое сознание и творчество

Мифологическое сознание тесно связано с творчеством. С одной стороны, мифы сами являются продуктом творческой деятельности человека, попыткой художественного осмысления мира. С другой стороны, мифология оказывает значительное влияние на последующее творчество в искусстве, литературе, науке.

Мифотворчество изначально носило синкретический характер - мифы передавались в устной форме с использованием разных видов искусства (пение, танец, театральное действо). Таким образом, мифы синтезировали словесное, музыкальное, изобразительное начала.

Влияние мифологии на последующее творчество проявляется в использовании мифологических сюжетов, образов, мотивов. Многие выдающиеся произведения мировой литературы и искусства основаны на мифах или содержат отсылки к мифологии (например, картины Боттичелли, оперы Вагнера).

Кроме того, мифологическое сознание с его обостренным воображением, стремлением к синтезу рационального и иррационального способствует творческому освоению мира. Мифологические архетипы задают первичные модели сюжетов, характеров, символов, которые могут переосмысливаться и трансформироваться в процессе творчества.

В то же время слепое следование мифологическим канонам препятствует подлинному новаторству. Поэтому по мере развития индивидуального самосознания роль мифологии в творчестве уменьшается. Тем не менее, мифы продолжают оставаться одним из источников вдохновения для художников и ученых.

Использование мифов в современной культуре

Несмотря на развитие научного мировоззрения, мифы продолжают активно использоваться в современной культуре. Мифологические сюжеты и образы широко представлены в литературе, кино, рекламе, компьютерных играх и других областях.

В художественной литературе мифы часто становятся основой сюжета произведений фэнтези и магического реализма. Писатели обращаются к мифологии разных народов мира, переосмысляя традиционные мотивы (например, Дж.Р.Р. Толкиен, П. Коэльо).

Мифологические персонажи и сюжеты используются в голливудских блокбастерах, мультипликации, компьютерных играх. Экранизации греческих, скандинавских, славянских мифов позволяют современному зрителю погрузиться в мир чудесного и иррационального.

Реклама также нередко прибегает к использованию мифологических образов, поскольку они обладают сильным психологическим воздействием на потребителя, запуская механизмы коллективного бессознательного. Миф выступает эффективным инструментом манипуляции.

Таким образом, несмотря на развитие научного мировоззрения, мифологическое сознание продолжает играть заметную роль в современной массовой культуре. Способность мифа удовлетворять потребность человека в чудесном, апеллировать к его эмоциям и воображению определяет сохранение мифологических сюжетов и образов в культурном пространстве сегодняшнего дня.

Мифологическое сознание в эпоху постмодернизма

Эпоха постмодернизма характеризуется новым всплеском интереса к мифологическому сознанию. Постмодернизм отрицает возможность постижения единой рациональной истины, утверждает сосуществование множества “малых нарративов”. Это созвучно мифологическому мировосприятию.

В условиях кризиса классических ценностей Просвещения человек вновь обращается к иррациональным, мифопоэтическим пластам культуры в поисках опоры и ориентиров. Миф воспринимается как равноправный источник познания мира наряду с наукой и философией.

Характерной чертой постмодернистского использования мифа является ирония, игра, деконструкция традиционных мифологических сюжетов и образов. Происходит смешение разных мифологических традиций, соединение мифа и современности.

Вместе с тем постмодернизм демонстрирует критическое отношение к мифу как инструменту власти и манипуляции массовым сознанием. Создание и деконструкция современных мифов (политических, рекламных, поп-культуры) становится частью творческого процесса.

Таким образом, обращение постмодернизма к мифу носит амбивалентный характер. С одной стороны, происходит реабилитация мифологического сознания как альтернативного способа постижения бытия. С другой стороны, миф подвергается иронической деконструкции, выступая как знак, а не абсолютная истина.

Миф VS наука и рациональное познание

На протяжении истории миф и наука часто противопоставлялись как принципиально разные способы познания мира. Миф связан с мифологическим сознанием и опирается на образное мышление, интуицию, откровение. Наука базируется на фактах, логике, рациональном анализе.

Отцы-основатели науки Нового времени резко критиковали мифологию как собрание вымыслов и суеверий, противопоставляя ей объективное научное знание. По их мнению, мифологическое сознание должно быть преодолено рационализмом и экспериментальной проверкой гипотез.

Однако в XX веке возникает понимание ограниченности как мифологического, так и рационально-научного способов постижения реальности. Утверждается мысль об их взаимодополнительности. Миф способен выразить глубинные экзистенциальные проблемы, к которым наука подходит опосредованно.

В то же время абсолютизация мифологического сознания чревата утратой объективности и впадением в иллюзорный мир фантазий. Диалектический синтез рационального и иррационального, науки и мифа позволяет преодолеть односторонность каждого из этих подходов.

Несмотря на противопоставление науки и мифологии, между ними есть и общие черты. Как миф, так и научная теория - это построение модели мира, позволяющей структурировать хаос явлений. И в мифе, и в науке присутствуют образное и логическое начала в разном сочетании.

Таким образом, противопоставление мифа и науки как абсолютных антиподов представляется излишне упрощенным. Признание ограниченности и мифологического, и рационального способов постижения бытия открывает путь к их диалектическому взаимодействию в познавательной деятельности человека.

Будущее мифологического сознания

Мифологическое сознание, несмотря на критику, продолжает играть важную роль в формировании личности и развитии культуры. В эпоху постмодернизма происходит возрождение интереса к мифам и архетипам. Мифы активно используются в литературе, кино, компьютерных играх и других областях массовой культуры.

В будущем, вероятно, значение мифологического сознания еще более возрастет в связи с развитием виртуальной реальности. Уже сейчас виртуальные миры, создаваемые с помощью VR-технологий, часто опираются на архетипические сюжеты и образы из мифологии и фольклора.

Таким образом, мифологическое сознание, по-видимому, сохранит и даже усилит свое влияние на человеческую культуру. Благодаря новым технологиям мифы смогут получить еще большее распространение и охватить новые аудитории. Однако воздействие мифологии на сознание и психику людей требует пристального изучения и может нести как положительные, так и отрицательные последствия.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Не совсем согласен. Человек мифа слышит мир и ритуалы непричем. Нам они и нахрен не нужны. Не пойду и овечку резать не буду. Но течение жизни в жестоком восприятии очень даже. Карму придумали не пойми кто. Русский мир был старше. Садились себе на горку и дождь шел или позвали волков, а они овечек охраняют. Человек мифа мыслит и существует в пространстве и немного пространствами оперирует. Пространство любви, смерти, долга....На точках пересечения рождается(ну если хотите микс) на самом деле полу
Копировать ссылку
Продолжу. Полутона, еле слышимое дыхание. Как ослепший и оглохший Бетховен писал музыку? Можно сказать что Бог ? Скорее всего как Пушкину ангел разорвал грудь и вложил туда нечто, что называется душой и после этого он стал писать на Русском.
Копировать ссылку
0
Полностью согласен. Хочу добавить про поправки в Конституцию. Сама Конституция носит декларативный характер и сильно похожа на миф. Очень обидно, что 22 апреля население втягивают в мифотворчество.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.