Историю отечества или жизнеописание исторической личности можно изучать не только по учебникам, но и по источникам личного происхождения. Что же это такое? Об этом вы узнаете в нашей статье, а также мы расскажем вам о различных видах и классификациях этого явления.
Источники личного происхождения. Определение
Многие ученые объясняют, что это огромный пласт разнообразных словесных источников, которые объединили едиными признаками происхождения. Именно они наиболее точно, а также последовательно передают процесс развития межличностных отношений.
По своему содержанию и происхождению источники весьма разнообразны. Их различия заключаются не только в содержании и форме, но и в способах передачи и предоставления информации. Поэтому их принято классифицировать. Далее представляем вам классификации источников личного происхождения.
Разделения по особенностям
Изначально источники классифицируют по коммуникационным связям, которые рассматривают в двух аспектах. Источники личного происхождения делят на дневниковые записи или межличностные. Последнюю группу же разделяют на документы с фиксированным адресатом (их еще относят к эпистолярным жанрам) и неопределенным адресатом (исповеди и эссеистика).
Есть еще одна методика источниковедческого исследования источников личного происхождения, но она не столь актуальна для нас.
Примечательно, что эпистолярные жанры изначально были предназначены для немедленного опубликования. А жанры эссеистики относятся к отложенной публикации.
Поиск и использование автокоммуникативных источников затруднено. Зачастую они уничтожались создателями или небрежно хранились. К сожалению, в нашем государстве нет системы их хранения в отличие от делопроизводственных источников. Если они и сохранялись, то попадали в личные фонды в виде коллекций.
Историками отмечена тенденция изменения отношения к материалам личного происхождения как историческим источникам.
Но прежде чем переходить к изучению эволюции таких документов, давайте поговорим о примерах.
Бумажные экспонаты из прошлого
Мы уже рассмотрели определение и классификацию. Давайте познакомимся с примерами источников личного происхождения: мемуары, автобиографии, эссе, исповедь, письма.
Каждый вид рассмотрим отдельно. А пока поговорим о становлении личных документов.
Эволюция словесных источников
В XVII веке возникшие источники личного происхождения были сформированы в Западной Европе. Они были похожими на отечественные. В дальнейшем их развитие привело к тому, что российские аналоги существенно отличались от источников западноевропейского происхождения. Ученые полагают, что все дело в эволюции мемуаристики.
Век XVIII характеризуется поступательным развитием человеческой индивидуальности, а также созданием вторичных социальных связей, которые были сформированы и структурированы обществом и вмешательством государства. К сожалению, этот фактор реформировал процесс развития источников личного происхождения. Примечательно, эссе как жанр почти отсутствует, а что касается мемуаров, то они живут в виде автобиографии. Отечественные авторы мемуаров XVIII века писали свои биографии словно «изолированно». Так как у них не было возможности читать работы других авторов.
В шестидесятые годы XIX века завершается становление сознания российского общества. Этому свидетельствует издание исторических журналов, в том числе и «Русского архива». Именно в этих условиях мемуары приобретают статус документов личного происхождения как исторического источника. Теперь подробнее рассмотрим каждый из видов таких документов.
Мемуары или «современные истории»
Их «отцом» принято считать Филиппа де Коммина. Он написал первые мемуары в конце XV века. Опубликовали их только спустя три или четыре десятилетия. Но, начнем, прежде всего, с определения.
Мемуары «современные истории» являются источником личного происхождения, в которых автор фиксирует значимое общественное событие.
Де Коммин сравнивает свою деятельность с делом хрониста. В России такой жанр появляется только к XVII веку. Так, Сильвестр Медведев описывал «созерцание... деятельности Софьи Алексеевны». Его современник А. А. Матвеев пишет аналогичные записки.
Французский вельможа Рувруа Сен-Симон создал эталон мемуаров. Он описал не только события, которые видел, но и людей, участвовавших в них, а также еще и осмыслил задачи современной ему истории.
Но были и такие «современные истории», которые из жанра мемуаров перерастали в дневники. Так случилось с воспоминаниями Армана де Коленкура о наполеоновских сражениях.
Историки делают вывод, что мемуары – источники личного происхождения, как исторический источник писались для того, чтоб их сразу же опубликовывали. Ведь во многих из них содержался ответ на реакцию общества.
Мемуары-автобиографии
Этот жанр мемуаров отражает установление вторичных социальных связей автора в мире. Данные произведения чаще всего преследуют семейные цели.
Особенности источников личного происхождения таковы. Записи предназначаются потомкам. На первоначальном этапе их существования характерен отбор информации. Отечественные мемуары и автобиографии черпают свое начало от традиций жития, так как на Руси в Средние века не существовало биографических жанров. К ним относятся автобиографии знаменитых людей, а также служебные автобиографии, которые находятся в личных делах работников учреждений. Историки отмечают незаурядные мемуары Андрея Тимофеевича Болотова, рожденного в октябре 1738 года. Он получил обычное домашнее образование. Изучал иностранные языки, в том числе французский и немецкий. Недолго учился и в частном пансионе. В 17 лет он остался без родителей. Потом поступил на службу и получил звание офицера. Вскоре ему пришлось участвовать в Семилетней войне. Он был в резерве. У Болотова была возможность наблюдать сражение, которое он описал. Его позиция наблюдателя стала для него обычный. Болотов видел многое, но не участвовал в событиях XVIII века, которые ему пришлось описывать в мемуарах.
После войны Андрей Тимофеевич уже служил в канцелярии губернатора. XVIII столетие принято считать эпохой энциклопедистов. Сам Болотов был увлечен еще и науками. Особенно он любил агрономию. Мужчина первым в XVIII веке начал разводить сорта помидоров. Разработал собственную систему землекопания, а также практиковал врачевание. Тогда же появляются журналы. Болотов издает свой журнал «Сельский житель». В это время он начал публиковать философские труды, а также писал пьесы для театров. Андрей Тимофеевич увлекался всеми направлениями своего века. Однако ему удалось избежать дворцовых переворотов, хотя он и был близко знаком с графом Орловым.
Источником личного происхождения являются мемуары-автобиографии. Огромное внимание уделено вопросам службы, особенно детально описывается чинопроизводство, а также получение жалованья. Однако исследователями замечено, что у авторов полностью отсутствует стремление зафиксировать ход истории или исторические реалии. В XIX веке мемуары современной истории отстранили автобиографии на второй план, но в дальнейшем к ним возникает интерес. Рассмотрим следующее понятие источника личного происхождения.
Эссеистика
Эссе – еще один вид источников, которые предназначены для того, чтобы передать уникальный опыт индивидуума в историческом отрезке времени. Эссеист на бумаге излагает собственное мнение по выбранной им острой проблеме. Он отличается от публициста тем, что выступает от своего имени, а не от представителя какой-либо социальной группы.
Эссеистика, как вид источника личного происхождения, относится к произведениям Мишеля Монтеня, а именно к «Опытам» 1581 года. В них он передает собственное мнение по проблемам скорби, уединением, стойкости и так далее. В самом начале он обращается к читателю и заявляет, что данная книга искренняя. Автор перед собой не ставил никаких целей, кроме частных и семейных. Он не помышлял о пользе или славе. Своим трудом он хотел доставить удовольствие родным. Если почитать обращение автора от начала до конца, то сложится впечатление, что перед нами мемуары. Да, действительно, француз излагает личный опыт, но стоит отметить, что в его тексте отсутствует ретроспективная информация.
Примечательно, что эссе и очерки в России не нашли большой популярности. Первые подобные тексты появились только в начале XIX века. Это были письма Гоголя к друзьям или философские письма, написанные Чаадаевым. Вскоре публицистика подавилась, так как личностная позиция подчинилась общественному интересу.
Таким образом, в России эссеистика стала философским жанром. Василий Васильевич Розанов предпочитал именно его.
Исповедь
Монолог-исповедь – источник личного происхождения, как исторический источник представляет собой философское произведение, в котором утверждается уникальность индивидуальности человека. Именно предназначение и сближает исповедь с эссе. Данный жанр нельзя считать распространенным. Однако он особенно важен для понимания источника нового времени. Стоит отметить, что средневековые тексты носят не только теологический, но и нравоучительный характер. Начало таких исповедей положил Жан-Жак Руссо. Философ создал свою исповедь в 60-х годах XVIII века.
Давайте попробуем определить, в чем заключалась цель этого произведения. Изначально текст у философа можно считать мемуарами, так как в центре повествование находится личность автора. Он по памяти воспроизводит и передает события из своей жизни. Он не отбирает события. Руссо описывает все то, что помнит, даже самые незначительные мелочи. Литературоведы отмечают, что в этих традициях он схож с Болотовым. Но текст Руссо содержит в себе еще больше мелких деталей из его жизни. Чтобы понять смысл его произведения, необходимо обратить особое внимание на первые абзацы.
Таким образом, «Исповедь» Руссо – философское произведение. Его смысл заключается в утверждении уникальности человека, которая идет в разрез общепринятым идеям эпохи Просвещения.
В русской литературе есть «Исповедь» Льва Николаевича Толстого.
Источники личного происхождения. Процесс изучения
При ознакомлении историков с документами личного происхождения проводится работа, состоящая из трех этапов:
- Определяется происхождение данного источника, то есть время и место создания, подлинность. Историки определяют еще и мотивы создания письменного документа. На данном этапе определяются еще и вспомогательные источники, которые будут привлечены.
- Изучается содержание, определяется достоверность, полнота, актуальность и так далее.
- Историк проводит анализ окружающей действительности, которая отражена автором в материалах.
Основные свойства источников
Для источников личного происхождения определены основные свойства:
- документальность;
- субъективность;
- ретроспективность.
Все они связаны с проявлением личностного начала в документах этого вида. Данные свойства позволили определить ценность и особенность этого документа, учесть его специфику при изучении. Документальность таких источников характеризуется с позиции отражения реальных событий прошлого времени. Такие источники тоже являются документами, которые сообщают нам о прошлом. Ретроспективность документа характеризует отношение к событиям прошлого и связана с отражением реалий в виде письменного документа. На сегодняшний день ценность источников личного происхождения достаточно обоснована. Однако в научных кругах продолжаются обсуждения вопросов о второстепенной значимости мемуаров, дневников, а также воспоминаний. Все дело в том, что в документах личного происхождения преобладает эмоциональная сторона автора. Но четко прослеживается его профессиональный стиль и анализ событий.
Ценность подобных документов
Несомненно, что источники личного происхождения обладают ценностью. У них есть свои особенности, ведь они принадлежат определенному человеку и способны отражать его восприятие окружающего мира, явлений, а также исторических событий. В таких документах заложена социально-психологическая информация, которую в официальных источниках найти очень сложно. Также такие источники содержат в себе те сведения и факты, которые не освещаются в других материалах. Это дает возможность исследователю воспроизвести не только отдельные события, но и особенности определенного исторического периода.
Информационная ценность материалов заключается в том, что в официальных документах зачастую информации недостаточно. И именно изучение мемуаров дает исследователям полезный фактический материал. Такая проблема затронула документы эпохи Советского Союза при Сталине. Поэтому не лишним будет вспомнить произведения отечественного публициста и историка, а также политического деятеля Р. А. Медведева. Он написал больше 35 книг по отечественной истории, где автор от первого лица описал политические события, которые происходили в Советском Союзе от ХХ съезда и до его развала. Особенно мемуары важны при написании биографии или для воссоздания политической обстановки внутри государства. Однако для описания массовых мероприятий или для изучения сельского хозяйства мемуары будут играть второстепенную роль.
Огромную ценность составляют личная переписка, дневники, мемуары и воспоминания для историков при реконструкции военных событий.
Заключение
Таким образом, наша статья подошла к концу. Нам необходимо сделать выводы. Во-первых, источники личного происхождения считаются очень ценным и важным документом изучения исторических событий и явлений. Во-вторых, привлечение таких документов в историческом исследовании для историка позволит произвести работу более точно и отклониться от излишних оснований на официальные источники, а это значит, что познавательная значимость изучаемой проблемы резко возрастет.
Многие из нас в детстве вели дневники. Они содержали различные воспоминания. В них отражались наши эмоциональные переживания, потрясения. По мере взросления и появления бытовых проблем, люди бросают свое увлечение, не понимаю того факта, что спустя многие годы детям, внукам и прочим потомкам было бы интересно почитать, что мы чувствовали в их возрасте, а также что волновало наше сознание больше всего, какие события происходили вокруг нас.
Историю можно изучать не только по учебникам, но и по художественным произведениям, документальным фильмам. Например, Лидия Яковлевна Гинзбург - современник Блока и Ахматовой, была знакома со многими поэтами ХХ века. Все воспоминания, связанные с Маяковским или Есениным, она по крупицам собирала и записывала. Затем эти воспоминания воплотились в серьезный труд, который с огромным удовольствием изучают филологи и литературоведы. Оказывается, Владимир Маяковский за пять минут мог написать стихотворение, которое дети учат в школе. Он говорил, что большие стихи отнимают у него целых 20 минут!
Мемуары, дневники, письма тоже будут полезны при изучении истории. Если дети и взрослые не будут познавать историю, тогда наш народ и наше общество будет обречено на постепенное исчезновение. Ведь каждому из нас должно быть известно, что история записывается и изучается для того, чтобы не совершать прошлых ошибок и учиться на них.