Один из аспектов подготовки педагогических кадров — ознакомление их с основами методологии в педагогике. Это не только значительно расширяет их профессиональный кругозор, но и стимулирует научный подход к педагогической деятельности.
Что такое методология?
Становление термина «методология» имеет длительную историю. Современное определение «методология в педагогике — это учение об организации деятельности в учебных заведениях» подразумевает необходимость научного подхода к любому ее виду: игровой, учебной, профессиональной (в сфере материального производства и в сфере духовной).
Научный подход к деятельности подразумевает ряд определенных действий, направленных на такую организацию труда, которая позволяет достичь поставленных целей с наименьшими материальными, временными или моральными затратами.
С развитием материального и духовного производства, с появлением новых профессий разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методологии.
Структура методологической разработки
Исходя из того, что методология учит организовывать любой труд, следует рассмотреть, что входит в понятие «организация деятельности». То есть что конкретно представляет собой проектирование какой-либо работы, какие теоретические и практические задачи при этом следует решить.
В структуру методологической разработки входит:
- описание особенностей условий, принципов, норм труда;
- определение результатов, предмета, объекта, субъектов, форм и средств, методов, этапов достижения намеченных результатов;
- определение поэтапных задач работы и разработка технологии их решения (необходимые средства, рациональные методы и приемы).
Правильный методологический подход к трудовой деятельности гарантирует логическую последовательность ее этапов и взаимосвязь всех участников (субъектов).
В то же время жестких требований к построению процесса буквально всех видов человеческой деятельности не существует ввиду их специфических особенностей. Например, методология игры будет существенно отличаться от методологии производства материальных предметов.
Сущность методологии в педагогической науке
Суть педагогики состоит в том, что она изучает процессы отражения действительности в сознании личности. Методология в педагогике - это техника передачи знаний о формах, методах, принципах изучения и накопления педагогической теории и практического опыта, о способах внедрения результатов теоретических изысканий в значимые практические преобразования в области воспитания, обучения и развития личности.
Тесная связь теории и практики — существенная черта методологии в педагогике. Описывая уже существующие принципы и подходы методологии педагогики, она дает специалистам новые рекомендации, разработки, программы и отслеживает, анализирует результаты их внедрения.
Принципы методологии
Основные правила деятельности — принципы — вырабатываются в результате анализа ошибок и достижений предыдущего опыта. Их учет является одним из основных принципов методологии в педагогике. Соблюдение следующих правил обеспечивает эффективность педагогического исследования и практики:
- целостность подходов в изучении и формировании педагогической среды, учет ее особенностей, способности к развитию и саморазвитию;
- учет уровня и особенностей развития и воспитания личности или коллектива, их индивидуальных особенностей;
- формирование учебно-воспитательного процесса в зависимости от вида деятельности, в которой он протекает: в учебной или досуговой, спортивной или творческой;
- комплексность подхода к решению педагогических задач, построение вариантов их развития;
- точный, научно обоснованный подбор методов и приемов работы;
- соблюдение нравственных и этических норм при осуществлении научно-педагогической практики.
С развитием науки и процессов в социокультурной среде принципы педагогического исследования и практики могут дополняться и видоизменяться.
Функции методологии
Отвечая на вопрос «что делает методология», можно назвать функции методологии педагогики:
- познает, описывает и поясняет явления, происходящие в педагогической науке и практике — познавательная функция;
- прогнозирует на основе анализа этих процессов их дальнейшее развитие — прогностическая функция;
- предлагает новые цели, технологии педагогической деятельности — новаторская функция;
- анализирует собственные достижения в исследованиях и практической работе, вырабатывает критерии их оценки — рефлексивная функция;
- разрабатывает правила и принципы проведения научных исследований и практических действий в педагогике — нормативная функция;
- способствует развитию научного и педагогического творчества — творческая функция.
Понятие методологии педагогики реализуется на обоих уровнях функций — научном и практическом.
Теоретические методы исследований
Получение информации о новых процессах и явлениях, их анализ — важный и довольно сложный этап в исследовательской работе. На начальных этапах исследования используются общенаучные методы:
- анализ литературы, научных публикаций, учебников по интересующему вопросу, документации (в том числе и архивной);
- сбор и обработка новых фактов, синтез, сравнение, шкалирование, ранжирование.
Таким образом, методология в педагогике - это еще и тщательное анализирование происходящих в изучаемом пространстве процессов, формирование представлений об их соответствии принципам науки, о новаторской ценности.
Практические (эмпирические) методы
Большая группа методов исследований применяется при изучении непосредственно объектов и субъектов воспитательной работы:
- изучение и анализ продуктов их деятельности;
- изучение документации детей и педагогов;
- наблюдение за их деятельностью и характером взаимодействий;
- опросы, интервью, анкетирование;
- измерение и контроль наблюдаемых процессов с помощью тестирования, контрольных срезов, шкалирования;
- эксперимент для подтверждения выводов по результатам исследования - проводится в естественных или искусственно созданных для его участников условиях;
- проверка типичности, распространенности новых педагогических явлений в условиях другого педагогического учреждения (или в нескольких).
Математические методы оценки полученных данных показывают наличие тенденций к изменениям в педагогическом пространстве (например, сколько учащихся одобряют или не одобряют действия школьной администрации).
Научная культура педагога
Каждый педагог ежедневно сталкивается с необходимостью решать множество нестандартных воспитательных задач, которые ставят перед ним дети, родители, коллеги, руководство учреждения. Это определяет важность владения научной культурой.
Научная культура включает в себя:
- понимание важности знаний теории воспитания и обучения для практической деятельности педагога;
- знание основных методологических категорий, истории научных исследований, тенденций и результатов современных подходов методологии педагогики;
- использование в работе теоретических и практических методов исследования педагогического процесса, участником и организатором которого он является;
- учет связей и единства социальной политики, образования и воспитания;
- приоритетность для педагога его развивающих и воспитательных функций;
- умение расширять поле воспитательного воздействия в случае необходимости на социум воспитанника;
- критически оценивать с научной точки зрения собственные и сторонние педагогические действия.
Наличие и развитие методологической культуры педагога — важный показатель высокого уровня его профессионализма и готовности к новаторской практике.