На сегодняшний день стрелочные переводы разбиты на несколько видов. Кроме того, каждый из них имеет свою марку крестовины. Как определить, какой из них обладает тот или иной перевод? Все достаточно просто - марка представлена в виде дроби, и цифра, указанная в качестве числителя, - это ширина сердечника, а знаменатель - это его длина.
Описание стрелочных переводов
На сегодняшний день марка крестовины может указывать не только на длину и ширину его элементов, а еще и на величину угла, которая имеется между рабочими гранями сердечника. В настоящее время активно используются такие марки, как 1/9, 1/11, 1/6 и другие.
У работников железных дорог имеются правила технической эксплуатации (ПТЭ), в которых есть пункт, регламентирущий установку определенных переводов на путях разного типа. К примеру, марка крестовины на главных путях, а также на приемо-отправочных пассажирских не может быть более 1/11. Если перевод относится к перекрестному или же одиночному, следующему после перекрестного, то он не может быть круче, чем 1/9.
Если стрелочный перевод расположен на прямолинейном отрезке пути, то марка его крестовины держится в пределах 1/9. Если железнодорожные пути принадлежат к группе грузовых приемо-отправочных, то требуемые марки крестовин стрелочных переводов - 1/9, а если перевод симметричный, то не более 1/6. Все прочие пути при тех же условиях имеют маркировку крестовины 1/8 или же 1/4,5, если она принадлежит к группе симметричных.
Основные виды конструкции
Крестовина - это жесткая конструкция, которая может иметь подвижные или неподвижные элементы. На сегодняшний день наибольшую популярность приобрели крестовины последней разновидности. Основными рабочими деталями для таких изделий стал сердечник, имеющий рабочие грани, а также два усовика.
Марка крестовины, как уже говорилось, связана не только с параметрами ширины и длины, а еще и с углом между рабочими гранями. На территории Российской Федерации наиболее распространенными стали стрелочные переводы 1/9, 1/11, 1/18, 1/22.
Прямолинейная крестовина
У стрелочных переводов могут различаться рабочие грани. В зависимости от этого они могут быть прямолинейными или же криволинейными. Наибольшее распространение получили прямолинейные типы конструкций. Грани таких переводов прямые по обоим направлениям. Если с тем, как определить марку крестовины стрелочного перевода, все достаточно просто и понятно, то сразу определить положение граней очень сложно.
Основное отличие прямолинейных от других - это возможность использования одной и той же крестовины как правопутных, так и левопутных переводов. Также упомянутую крестовину можно эксплуатировать и в обыкновенном, и в симметричном типе перевода.
Крестовина криволинейного типа
Марка крестовины стрелочного перевода криволинейного типа отличается тем, что рабочая грань как сердечника, так и усовика имеет очертание кривой линии, откуда и пошло ее название. Здесь стоит отметить, что определенные преимущества у таких конструкций есть даже перед прямолинейными, а заключены они в том, что длина самого перевода уменьшается. Если же сохранить изначальную длину, то тогда появится возможность значительно увеличить радиус.
Применение крестовин данного типа распространено только на железнодорожных дорогах промышленного назначения. Однако у них имеется и ряд отрицательных сторон:
- в плане изготовления они являются достаточно сложными;
- использовать крестовину пологой марки можно лишь для направления в одну сторону, так как применять ее для перевода и в правую, и в левую сторону нельзя;
- укладывать эту деталь в симметричный стрелочный перевод также не получится.
Крестовины могут отличаться не только гранями, но и конструкцией. Они могут быть трех видов - цельнолитые, сборно-рельсовые или сборные с литым сердечником.
Скоростные параметры
Самыми распространенными типами обыкновенного стрелочного перевода стали крестовины марки 1/18 и 1/22. Максимальная скорость передвижения по путям с такими переводами составляет 80 и 120 км/ч, соответственно. Что касается перемещения подвижного состава по переводам, марка крестовин которых 1/9 и 1/11, а путь принадлежит к прямому типу, то скорость здесь не может быть выше чем 100 и 120 км/ч. А на боковой части такого пути скорость не может превышать 40 км/ч.
Если марка крестовины стрелочного перевода 1/11, а сами рельсы типа Р65, то скорость может быть не больше 50 км/ч, при переводе же симметричного типа это значение может быть повышено до 70 км/ч.
Стоит отметить, что переводы могут быть еще и перекрестными. Чаще всего упомянутый стрелочный перевод выполнен под двойным углом с обыкновенными переводами. Если он располагается в горловине станции, к примеру, то маркировка крестовины будет 2/9. Для того чтобы увеличить скорость передвижения подвижного состава по боковым путям, необходимо изготавливать более пологие стрелки. На сегодняшний день наилучшим примером пологой крестовины является марка 1/65. Применяется такой перевод в высокоскоростной линии, позволяя перемещаться поезду со скоростью до 220 км/ч.
Крестовина с литым сердечником
В наши дни на территории Российской Федерации чаще всего применяется сборный тип с литой сердцевиной одностороннего типа. Отличительная особенность этих крестовин заключается в том, что здесь и сердечник, и изнашиваемая часть усовиков - это цельная конструкция литого типа. Как правило, в качестве исходного сырья для такой марки крестовин используют высокомарганцевую сталь. Усовики же изготавливаются из типовых рельсов, после чего к ним присоединяется сердечник.
Основное отличие такой конструкции от сборно-рельсовой, к примеру, заключается в том, что срок службы ее значительно больше, при том что количество деталей уменьшено. Хотя если сравнить с цельнолитыми, то связь всех элементов тут будет несколько хуже. Наибольшее распространение марки крестовин с литым сердечником получили в США.
Крестовина цельнолитого типа
Конструкция этой крестовины достаточно простая - она состоит из одной литой детали. Преимуществом стало то, что благодаря этому значительно увеличилась прочность детали, а также устойчивость. Однако при производстве приходится тратить гораздо больше металла.
На территории Российской Федерации данные конструкции нашли свое применение при стрелочных переводах с маркой крестовины 1/11. Тип самого перевода обычно Р65, а скорость перемещения подвижного состава в данном случае составляет 160 км/ч по прямому отрезку пути. При одинаковых условиях эксплуатации, если сравнивать со сборно-рельсовыми, к примеру, цельнолитые отличаются не только большей прочностью и устойчивостью, но и более длительным сроком службы. Кроме того, сама по себе крестовина содержит минимальное количество деталей.
Стоит также вспомнить и о такой существующей разновидности, как скоростная цельнолитая крестовина. Она отличается тем, что обладает полным сечением с диафрагмой жесткости. Для того чтобы колеса подвижного состава могли более плавно переходить по крестовине, поперечный профиль усиков имеет два участка. Маркировка конструкции в данном случае - 1/20 по внешнему уклону и 1/7 по внутреннему. Среди жестких крестовин цельнолитые считаются наиболее качественными экземплярами.
Сборно-рельсовые
Сердечник таких крестовин состоит из двух отдельных частей, которые пристроганы друг к другу. Этими частями стали отрезки рельсов, которые соединяются между собой. В комплект названной конструкции также входят вкладыши усовики и определенное количество болтов, необходимое для сборки.
Они полностью собираются из частей рельсов и на данный момент на территории Российской Федерации не выпускаются. У этого типа достаточно много недостатков, среди которых основные - это большое количество сборных деталей и малая связь между ними, из-за чего различные дефекты у сборно-рельсовых крестовин проявляются гораздо быстрее, чем у других типов.
Типы переводов по направлению
В настоящее время используются самые различные стрелочные переводы, которые позволяют направлять подвижной состав:
- Наиболее простой тип среди них - это одиночный стрелочный. Он позволяет разделить один путь на два разных. Следующий тип конфигурации - это обыкновенный или, как его еще называют, прямолинейный. Установка такой крестовины указывает на то, что одно из направлений полностью прямолинейное.
- Следующий тип - это симметричные. Чаще всего такой тип конструкции используется в наиболее стесненных условиях. Особенность здесь заключается в том, что оба его направления отклоняются на один и тот же угол в разные стороны. За счет такого отклонения удается достичь того, что длина стрелочного перевода минимальна. Используются данные переводы как двойные. В данном случае здесь в конструкции тесно соединены две стрелки, и один путь можно разделить не на два, а сразу на три направления. Перекрестные стрелочные переводы предназначены для того, чтобы размещать их в местах пересечения под углом.
Подвижные переводы: крестовина с подвижным усовиком
На сегодняшний день самыми распространенными стали крестовины с подвижным усовиком и с подвижным сердечником. Применение первых из них наиболее распространено в тех стрелочных переводах, которые наиболее активно используются в съездах в одном направлении. Кроме того, они отлично подходят для применения в переводах на высокоскоростных путях. Когда сердечник прижимается к усовику из-за воздействия одной или двух пружин, то мертвое пространство внутри закрывается. Это создает рельсовый путь непрерывного типа, который позволяет проходить такой отрезок пути на достаточно высокой скорости.
Если подвижной состав движется в противоположную сторону, то усовик будет отжиматься гребнями колес. И в данном случае может возникать удар поверхностью колеса о сердцевину сердечника. Для того чтобы избежать такой проблемы, в крестовине этого типа нужно несколько снизить уровень расположения сердечника, по отношению к его усикам. Хотя можно сделать и наоборот - поднять усовики над сердечником.
Подвижной сердечник
На территории Российской Федерации занимаются производством двух несколько разных типов конструкции с подвижным сердечником. У первого типа он состоит из специальных остряковых рельс. Кроме того, у него достаточно гибкие ветви. Установка таких крестовин необходима на путях, где нужно реализовать скорость передвижения до 200 км/ч или даже больше. Второй тип названной конструкции состоит из подвижного сердечника поворотного сборного типа.
Крестовины, обладающие подвижным сердечником, отличаются определенными преимуществами. Речь идет о том, что наличие гибких ветвей позволяет создать непрерывную рельсовую колею. Наличие же такой колеи позволяет подвижному составу поддерживать свою скорость на том же уровне, который наблюдается на перегоне. Важно отметить, что в таком случае нет необходимости и в монтаже контррельсов, а срок службы подвижного сердечника при этом примерно в 4-5 раз больше, чем у неподвижного.
Недостатком можно считать то, что необходимо устанавливать дополнительные поворотные механизмы, которые будут обеспечивать движение сердечника. Отдельно можно сказать о марке крестовины кардана. Изготавливается она из стали марки 20Х.
Контррельсы
Отдельно стоит сказать о контррельсах. Их основная задача в стрелочном переводе - это направление колес подвижного состава в нужный желоб. Изготавливают их так же, как и большинство других деталей из обычных путевых рельсов. Однако в некоторых случаях их можно создавать еще и из рельсов со специальным профилем. Чаще всего контррельсы располагаются на общих путевых подкладках. В качестве соединения используются болты.