Толстой - национальная гордость своего народа. Трудно переоценить его заслуги перед русской и мировой культурой. Горький справедливо писал:
Он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература. Историческое значение работы Толстого уже сейчас понимается как итог всего пережитого русским обществом за весь XIX век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением...
Не только как писатель, но и как мыслитель и общественный деятель Толстой сделал невероятно много для развития мысли; в своих трудах он собрал и выразил все характерные черты, настроения своей эпохи, и его личность сама является отражением времени, в котором он жил. Поэтому не только творчество, но и биография Толстого вызывает интерес многочисленных исследователей. И чтобы рассказать, как умер Лев Толстой, необходим краткий пересказ его жизни.
Этапы жизни Толстого
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого принято разделять на несколько периодов.
Детство его прошло в Ясной Поляне, родовом имении матери (которая скончалась от родильной горячки, когда Толстому не было еще и двух лет). Затем семья переехала в Москву, спустя еще три года - в Казань, где Толстой и поступил в университет. Там он, правда, не доучился, бросил юридический факультет и приехал обратно к себе в имение. Там пытался провести изменения, улучшающие жизнь крестьян (тогда же открыл знаменитую Яснополянскую школу), однако мало в чем преуспел и опять уехал в Москву. В Москве вел светскую беспорядочную жизнь, увлекался азартной игрой и из-за этого впоследствии был вынужден уехать на Кавказ, чтобы сократить расходы и поправить финансовое положение.
Именно на Кавказе Толстой впервые обратился к литературной деятельности. Тогда он написал полуавтобиографическую повесть "Детство", после положительных отзывов о ней Некрасова (работавшего в "Современнике", который и напечатал произведение) принялся за продолжение. Уже в связи с первыми частями трилогии многие критики и писатели отметили необыкновенную точность психологических портретов, создаваемых Толстым. До "демократического направления", ставшего потом главным в творчестве Толстого, еще далеко, но эта тема уже обозначилась здесь в характерах дворовых и прислуги дворянского дома.
С началом Крымской войны уезжает служить в Севастополь, и там появляются его "Севастопольские рассказы" - именно в них наиболее ярко в раннем творчестве Толстого выразился его глубокий интерес к народу.
После творческого кризиса и неудачного романа "Семейное счастье" Толстой переосмысливает свои взгляды, и его творчество принимает несколько иное направление. В 1862 году появляются "Казаки", где впервые противопоставляется развращенная и праздная жизнь высших слоев общества и простая, трудовая, близкая к природе жизнь народа. Впоследствии эта народная, близкая к первобытной, чуждая развращающему действию цивилизации жизнь станет идеалом писателя, которому, до того как умер, Толстой посвятил большую часть своей литературной и общественной деятельности.
В "Войне и мире" Толстой еще глубже развил эту идею о народной жизни, о стихийном движении массы, определяющей всю мировую историю и порядок.
Переломный момент
В конце семидесятых годов у Толстого завершается перелом в мировоззрении. Об этом он говорит в своем трактате "Исповедь". Элементы кризиса накапливались постепенно, это был длительный процесс пересмотра всех старых верований и убеждений и вместе с тем уточнение и определение новой идейной позиции.
Порвав со своей аристократическо-дворянской средой, Толстой стал выразителем интересов патриархального крестьянства. С позиций этого крестьянства он подвергает беспощадной критике все современные ему порядки самодержавной России и буржуазного общества вообще. Отвергая основы этого общества, Толстой говорит о враждебности их естественным потребностям человека, самой его природе.
На протяжении всей оставшейся жизни (а, вспоминая, в каком году умер Толстой, это более 30 лет) писатель будет следовать своим убеждениям.
Толстовство
Одновременно в этим в своих статьях он излагает свое религиозно-этическое учение - "новую религию", или "очищенное христианство", и разворачивает большую деятельность по его распространению среди широких народных масс.
Принципы нового учения по многим положениям совпадают с христианскими. Шире всего Толстой проповедует "непротивление злу насилием", "неделание", заключающееся в борьбе с существующими порядками, их несоблюдении, отказ от жизни, которую диктует буржуазное общество. Он отрицает значимость достижений культуры, науки и религии и считает, что главное достояние человека - простота; воспевает тяжелый крестьянский физический труд.
По мнению Толстого, именно его учение было призвано спасти человечество от всех социальных бедствий, уничтожить зло на земле и установить братское единение людей.
Притчи и рассказы
Для распространения своего учения Толстой пишет и публицистические статьи, и художественные произведения. Имея в виду "читателей из народа", для которых предназначалась его литература, Толстой вырабатывает совершенно новый стиль своих "народных рассказов": предельно простые по форме и содержанию, они проникнуты его идеями, во всех с различными вариациями утверждается мысль о необходимости "доброй жизни", о любви к ближнему, о христианском всепрощении и раскаянии в своих грехах. По сути, они напоминают евангелические проповеди, несомненно, утратившие все особенности толстовской прозы до перелома - углубленный и напряженный психологический анализ, являвшийся основой его прежнего художественного метода.
Литературное творчество
Однако наряду с такими небольшими рассказами на последних этапах своей жизни Толстой создает и действительно значимые для русской культуры литературные произведения: повесть "Хаджи-Мурат" (так и не законченная), драма "Живой труп", рассказ "После бала". В них сочетаются как выработанный Толстым глубокий психологизм, так и новый обличительный пафос, критика существующего жизненного уклада и человеческих отношений.
Ясная Поляна
В своем родовом имении Толстой окончательно поселился еще в шестидесятых годах (но и после этого бывал наездами в Москве и Петербурге). Еще тогда он с энтузиазмом принялся за преобразование, надеясь улучшить быт крестьян и создать хорошие условия жизни. Однако пропасть между помещиком и крепостными тогда еще была слишком велика, и у него мало что получилось (позже писатель попытается осмыслить свои неудачи в рассказе "Утро помещика"), однако большой интерес вызвала его яснополянская школа для крестьянских детей. Уникальный образовательный эксперимент, проведенный Толстым, имел большой успех и стал предметом изучения для многих педагогических школ.
В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне, и именно благодаря этой героической женщине дом в усадьбе приобрел тот вид, в котором мы его знаем (вернее, флигель, который остался после продажи большого яснополянского дома). Также сам Толстой посадил множество яблоневых садов и лесных массивов, которые украсили усадьбу.
В тот период жизни и до самой смерти Толстой сам много работал на территории своей усадьбы и на земельных угодьях в соответствии со своими идеями об облагораживающем крестьянском труде.
Уход
Начинается рассказ непосредственно о том, как умер Лев Толстой.
Последние годы жизни Толстого были омрачены ухудшением отношений с женой. Несмотря на большие тиражи, которыми издавали книги писателя, большая семья его всегда находилась в непростом материальном положении: под влиянием все тех же идей Толстой отказался от собственнических прав на все им написанное, и Софье Александровне подчас было нелегко изыскивать средства на существование. К тому же она была согласна далеко не со всеми суждениями своего мужа, и разногласия в этой области также не укрепляли супружеское счастье.
В конце концов, опасаясь иногда подчас за душевное здоровье Толстого и во избежание новых необычных поступков с его стороны, Софья Андреевна начинает буквально следить за ним, как за малым ребенком. Толстой это замечает, и все больше отдаляется от домашних. Он начинает вести новый, тайный дневник, который прячет от всех.
В конце концов Толстой решает, что должен соответствовать идеям своего учения с максимальной полнотой; придя к такому выводу, он понимает невозможность своего дальнейшего нахождения в усадьбе, и ночью 28 октября 1910 года тайно покидает Ясную Поляну. Он хочет уехать в южные губернии и там начать крестьянскую жизнь. В записке, оставленной на имя Софьи Андреевны, он пишет, что не может дальше вести жизнь, идущую вразрез с его убеждениями, и просит не искать его и не беспокоить.
Путешествие Толстой начал по железной дороге, на станции Козлова Засека. Вместе с ним был его доктор Маковецкий. Сначала он направился в Козельск, в Оптину пустынь, где не был уже 17 лет, чтобы побеседовать со старцами. К тому времени он уже был отлучен от церкви. Далее писатель поехал в находившийся неподалеку Шамардинский женский монастырь, где жила его сестра Мария.
Там его застала дочь Александра Толстая. Вместе с ней он из монастыря вернулся в Козельск и там сел на поезд. В пути на станции Астапово у него начинается жар; писателю приходится сойти с поезда.
Как умер Толстой
В пять часов утра 20 (7) ноября 1910 года наступило резкое ухудшение состояния. Рядом с больным к тому времени находилась вся семья. Точным ответом на вопрос, когда умер Лев Николаевич Толстой, будет время 6 часов 5 минут утра: больной, не произнеся ни единого слова, скончался. Он умер, не приходя в сознание.
Место, где умер Лев Толстой, - станция Астапово Рязанско-Уральской железной дороги. Ныне здесь находится музей.
В причинах, почему умер Толстой, указывают воспаление легких, которое не перенес ослабленный старостью организм.
Могила Толстого
Писатель завещал похоронить себя без могилы. И 9 ноября в Ясной Поляне состоялись его похороны - гражданские, так как умер Толстой, оставаясь отлученным от церкви. Могила писателя не имеет ни креста, ни надгробного камня, это лишь небольшой холмик на краю оврага в лесу "Старый заказ".
Традиция современного музея Ясной Поляны - полная тишина, которую соблюдают все посетители на аллее, ведущей к могиле Толстого, и возле нее самой.
Вся мировая общественность встрепенулась после этих событий. Его уход и смерть на протяжении всего 1910-го освещались в газетах всей Европы. Многие русские писатели отметили это событие своими заметками или полноценными очерками-воспоминаниями. В. Я. Брюсов, присутствовавший на погребении, писал в статье «На похоронах Толстого. Впечатления и наблюдения»:
Будущие поколения узнают о Толстом многое, чего не знаем мы. Но как они будут завидовать всем, кто имел возможность его видеть, с ним говорить, сколько-нибудь приблизиться к великому человеку, и даже тем, кто, подобно мне, мог собирать сведения о Толстом от знавших его лично! Теперь, когда Толстого нет, мы начинаем понимать, как много значило — быть его современником!
Теперь вы знаете, в каком году умер Лев Толстой, при каких обстоятельствах.