Иконами в христианской церкви называют живописные изображения Богоматери, Иисуса Христа и различных святых. Это предметы, имеющие священный характер. Служат они для религиозного чествования божеств. Во время молитвы чувства и мысли верующих непременно направлены на образы на иконах.
Подобные изображения являются непременной принадлежностью православной или римской церкви, а также присутствуют в домах верующих христиан. Создаются иконы с помощью иконографии. Что означает данное понятие? Какие разделяют типы иконографии и разновидности? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Определение понятия
Что такое иконография? Это слово произошло от двух понятий – «образ» и «пишу». В изобразительном искусстве данный термин включает в себя строго установленную систему изображения тех или иных сюжетных сцен и персонажей.
Иконография – это совокупность правил, которые связаны с религиозным культом. Их применение помогает художнику идентифицировать сцены или персонажи. При этом существует согласование определенной технологической концепции и принципов изображения.
В искусствознании иконографии выделяют описание и систематизацию схем, а также типологических признаков в процессе изображения сцен или персонажей. Помимо этого, подобная система рассматривает совокупность сюжетов и образов, которые характерны для направления в искусстве или для какой-либо эпохи.
Иконография в современной науке
Ранее данное понятие относилось, как правило, к христианскому искусству. В настоящее время иконография – это термин, охватывающий всю изобразительную деятельность человека, начиная от наскальных рисунков, нанесенных в доисторические времена, заканчивая современными изображениями.
Что является основной характеристикой иконографии? Это два важнейших момента, которые заключены в повторяемости черт первообраза, а также в сохранении этого же смыслового содержания при повторении рисунка.
Как правило, понятие "иконография" рассматривается в контексте религиозных изображений, а также официального светского искусства. Именно в данных направлениях элементы изображения обладают смысловым и символическим значением.
Иконографический тип
Что подразумевается под этим понятием? Иконографический тип, или канон, призван не только зафиксировать узнаваемые и характерные для данного персонажа черты, но и выразить особенности, присущие его внутреннему образу. При этом зрителю должно быть сообщено о значении этой личности в истории или в религиозной системе. Другими словами, иконографический тип призван указать на то, что лежит в основе почитания изображенного святого или общественного деятеля.
Подобная система непременно основывается на реальном облике. Но при этом она в большинстве случаев идеализирует образ. Стоит отметить, что иконография исторического лица, мифологического персонажа или отдельного святого формирует и различные типы данного направления.
Изображение сюжетов
Для иконографии событий характерен определенный схематизм. Порой подобные системы изображения носят устойчивый характер. В этом случае их называют иконографическими изводами.
Одно и то же событие, которым может являться, например, сюжет евангельской истории, порой имеет сразу несколько принятых вариантов его изображения.
Изменения иконографических изводов вызваны не только переменами стилистических или художественных особенностей эпохи, но и обращением авторов к разным литературным источникам.
Средневековые художники имели книги образцов. В них находилось краткое описание тех типичных черт, которыми обладают персонажи, а также схемы изображения композиций сюжетов. Все это позволяло живописцам передавать без малейших ошибок иконографические традиционно сложившиеся каноны.
Обрядовые действия
Христианская иконография задействуется не только при создании изображений. Применяется она и для обрядовых действий. Например, христианская культура имеет разработанную иконографию молитвенных шествий. В античности она служила для создания образа воинского триумфа. Слово «иконография» в светском сакратизированном культе применяется при короновании короля или во время организации императорских похорон.
Развитие системы
Иконография, как правило, связана с церковными обрядами и с богослужением. Ведь именно в этих сферах применение строгих правил и регламентация формы являются теми необходимыми условиями, которые позволяют передавать содержание без ошибок и произвольного толкования.
Вместе с этим иконография – это система, объективно отражающая течение культурно-исторических процессов. Она обладает неразрывной связью как с сюжетной канвой, так и с образами, поэтикой и стилем, характерными для той или иной эпохи. В связи с этим несмотря на свою стабильность, иконографические схемы обладают определенной подвижностью. Они развиваются благодаря многоплановым связям художественных образов с различными сферами культуры, а также с политической и с социальной историей.
Разумеется, то большое значение, которое иконография имела в религии и в официальной церемониальности Древнего Рима, Древней Греции и Древнего Египта, позволило ей стать одной из составных частей искусства не только этих государств, но и всего Древнего мира.
Иконография в православии
Изобразительное искусство в христианской традиции достигло столь небывалой высоты по той причине, что в основе этого учения лежит необходимость воплощения Божьего Слова, засвидетельствованного Его образом. Иконография стала важным направлением православного искусства и из-за важности узнаваемости Христа. Кроме того, церковь всегда придерживалась мнения о том, что икона должна иметь догматическую достоверность изображения, которая находится в соответствии со священным текстом. При этом смысл образа церковью раскрывается и уточняется в ходе проводимых ею проповедей.
Теоретическая основа иконографии
Святые отцы неуклонно боролись с иконоборческой ересью. Для этого ими было создано учение об образе. Оно явилось теоретической основой православной иконографии. Согласно ему, все изображения непременно должны быть соотнесены с текстами Библии, произведениями гимнографии, богослужением, гомилетикой и агиографией. Это и стало причиной неизменности некоторых из иконографических схем, которые пришли к нам в неизменном состоянии от раннехристианского времени. Однако, с другой стороны, отмечено и возникновение нового направления в изобразительных формах. Подобная динамика явилась своеобразным откликом на имеющиеся богословские проблемы.
Церковная архитектура
В какой еще сфере применяется понятие «иконография»? Это слово в современной науке используется и при описании церковной архитектуры. Иконография неотрывна от зодчества. Это понятие применимо к архитектурным образцам зданий, а также тех их элементам, которые имеют историческое или священное значение.
Под иконографией понимаются и сакральные единицы. Например, «мера Гроба Господня». Иконография способна наделить памятники архитектуры неким символическим смыслом. И если мы наблюдаем устойчивое повторение определенных типологических черт, то здесь можно говорить не о дани художественным традициям. Это своеобразный прием, который позволяет создать довольно содержательный образ сооружения.
Искусствознание
В данной сфере иконография является научным направлением. Ее основной предмет исследования – это мотивы и темы изобразительного искусства.
В данном контексте иконография применяется для толкования сюжета, символов и фигур. Данный метод получил свое развитие в середине 19 в. Его стали применять ученые России, Великобритании, Германии и Франции для того, чтобы решить задачи по изучению средневекового искусства.
С помощью иконография становится возможным исследовать прямую связь между текстом и изображением.
К середине второй половины 19 в. это направление стало считаться основной дисциплиной о христианских древностях, которая базируется на церковно-историческом подходе и описательных принципах классификации изображения.
В России иконографический метод получил мощное развитие благодаря трудам Ф. И. Буслаева. Занимаясь изучением украшенных миниатюрами древних рукописей, он пришел к выводу о том, что существуют некие глубинные связи слова и изображения. Причем они являются специфической чертой средневековой культуры. Особенности иконы Буслаев видел в ее содержании. По мнению исследователя, церковное искусство является необъятной иллюстрацией Священного Писания. Он подметил стилистическое единство памятников изобразительного искусства и литературы, созданных в одной эпохе.
Иконография при написании ликов Святых
Слово «икона» имеет греческие корни. В переводе с этого языка оно означает «портрет» или «образ». В тот период, когда в Византии происходило формирование христианского искусства, это слово применялось для обозначения всякого изображения Богоматери, Спасителя, Святого Ангела и событий Священной Истории. Причем это было независимо от того, являлась ли эта живопись станковой, монументальной или скульптурной.
В настоящее время слово «икона» произносят по отношению к изображению, к которому верующие обращаются со своей просьбой. При этом оно может быть мозаическим, резным или написанным краской. В этом смысле данное слово стали употреблять и историки искусства, а также археологи.
Приходя в церковь, мы также разграничиваем стенную роспись и изображение, писанное на доске.
Возникновение христианского образа
Существует множество научных гипотез о появлении определенной схемы в написании ликов Святых. Причем эти теории довольно противоречивы. Однако однозначный ответ на этот вопрос имеется у православной церкви. Она утверждает, что священный образ является следствием Боговоплощения. На нем он основывается, что и является сущностью самого христианства.
С момента возникновения православной веры икона считается предметом, не подлежащим изменению. Подобное воззрение закрепили строгие правила ее написания, именуемые каноном. Сформировались они вначале в Византии в 11-12 вв., а после были приняты на Руси.
С точки зрения христианского учения, икона является особым видом самораскрытия и самовыражения православного направления, явленного Соборами и Святыми Отцами.
Канон, принятый церковью, закреплял и фиксировал некоторые особенности изображений Божеств, которые отделяли их от земного мира.
С этой целью в православной иконографии художники придерживались следующих правил:
- Фигуры изображались неподвижными (статичными).
- Иконография святых подчеркивала в их ликах неземное начало.
- Соблюдались условности цвета и отражения изображений на золотом фоне.
С годами искусство обогащалось новым содержанием. Постепенно менялась и иконография икон. Ее схемы постоянно усложнялись. В иконографическом искусстве стало присутствовать творческое направление. Художники стали более свободно толковать традиционные религиозные сцены. Все это привело к тому, что образы иконографии стали не так строго регламентированы по своему исполнению.
Изображения Христа
Известно, что в иконографии Спасителя именуют Спасом. Его образ является центральным в православном изобразительном искусстве. Первые мастера, заложившие основы христианской иконописи, стремились осмыслить, а также описать Господа.
Сегодня мы можем говорить о том, что иконографию Иисуса Христа наполняет символизм. При этом она весьма разнообразна. Стремление мастеров представить Божественный образ в виде непостижимой высшей сущности вызвало множество толкований. Иисус был и добрым пастырем, и Судией, царем Иудейским и отроком.
Согласно преданию, первая икона Христа явилась его нерукотворным изображением. Оно появилось на ткани, которой Сын Божий вытер лицо. Эта икона чудесным образом исцелила царя Остроены Авгаря, который был болен проказой. Впоследствии этот лик лег в основу иконографии Иисуса, в частности, Нерукотворного Спаса.
Самой древней иконой, дошедшей до наших дней, стала написанная в 6 веке картина, которая сегодня хранится в египетском Синайском монастыре.
В иконографии Христа существует особое направление. Оно представляет собой аллегорические изображения, особенно популярные на самых ранних этапах развития христианства. Наиболее известные из них – «Пастырь и Агнец». Порой можно встретить изображения Спасителя в образе пеликана. В те времена утверждали, что эта птица кормит птенцов собственной плотью, а это символизирует жертву. В древних росписях можно встретить и образ дельфина. В своем буквальном толковании он означает «спасение утопающих», что подразумевает собой людские души.
Русская иконография Христа сложилась в 11-12 вв. Она была выражена двумя основными типами изображения:
- Нерукотворный Спас. В этом случае лик Иисуса мастер располагал на золотом или на белом фоне.
- Христос Пантократор. Данный образ стоял в центре христологического цикла. Эта группа икон представлена «Спасом на престоле», «Спасом в Силах», «Душеспасителем», «Психосостером», «Елеемоном» (Милующим) и некоторыми другими образами. В этом случае Господь изображался мастерами сидящим на троне, оплечно, по пояс или в рост. В левой руке он держал Евангелие или свиток. Правая же была согнута для благославляющего жеста. Вокруг головы Спасителя располагался крестчатый нимб. Этот особый элемент считается в иконографии Христа обязательным. Так же, как и сочетание красных и синих цветов одежды.
В целом, православная иконография содержит более десяти направлений изображений Иисуса. Одно из них - образ в отрочестве (тип «Спаса Эммануила»). На некоторых иконах Христос предстает зрителю седовласым старцем. Это его образ Ветхого Денми. Особым направлением считается «Страстной цикл». Сюда входят иконы «Распятие» и «Положение во гроб», а также «Не рыдай Мене Мати» и «Сошествие в ад». Некоторые изображения представляют зрителям Христа в ангельском чине. Они утверждают его небесную Божественную сущность. Это, например, икона «Ангел Благое молчание».
Иконография воскресения отражает традиционное православное учение о сошествии Господа в ад, о Его победе над смертью и воскрешении мертвых, которых Он выводит из ада.
Изображения Божией Матери
Образ Богородицы раскрывает верующим ту глубину, которой обладают Богочеловеческие отношения. Дева Мария стала матерью Бога. То есть Богородицей. Она дала Спасителю жизнь в человеческой природе. Это материнство является надприродным. Ведь в нем отмечается и необъяснимое таинство, сохранившее Ее девство. С этим связано и почитание Богородицы.
Внешний вид Божией Матери известен нам по ее самым древним изображениям. Помимо этого, есть о ней и описания, оставленные церковными историками.
Иконография Богоматери предусматривает ее изображение в определенной одежде. Прежде всего иконописцы облачают Деву Марию в мафорий. Это широкая верхняя одежда, которая в разложенном виде образует круг. В середине мафория имеется круглая прорезь для головы. Его края возле шеи обшиты узкой или широкой каймой. Мафорий всегда надевали поверх туники. По длине он был немного ниже колен. Туника – это нижняя рубаха до пола. В иконографии Божией Матери эта одежда всегда голубая. Данный цвет считается символом девственной чистоты. Тем не менее довольно редко туника бывает разных оттенков - темно-зеленого или темно-синего.
Женщины того времени всегда покрывали голову. Это учтено в иконографии Богородицы. На голове Девы Марии мы всегда видим легкий чепец (плат), закрывающий и подбирающий волосы. Поверх него надето покрывало. Данная деталь одежды, как и мафорий, круглая. Для лица в нем имеется прорезь. Длина покрывала – до локтей.
В иконографии Богородицы такое покрывало имеет темно-красные тона. Подобный прием является напоминанием о царственном происхождении Девы Марии и о тех страданиях, которые ей пришлось пережить. Помимо этого, красный цвет покрывала говорит о том, что Сын Божий заимствовал от Богородицы Свою кровь и плоть. По краям плат имеет отделку золотой бахромой или каймой. Этот цвет является знаком прославления Девы Марии. Он считается символом Ее пребывания в Божественном свете, а также Ее причастности к славе Иисуса Христа и благодати Святого Духа, которая излилась на Пресвятую в момент зачатия.
Порой одежда Богородицы изображена в золотом цвете. Этот прием символизирует благодать Божию. Иногда мастера иконописи облачают Деву Марию в мафорий синего цвета.
Непременная принадлежность головного покрывала Богородицы – три звездочки. Они символизируют Ее Приснодевство. То, что она Дева в момент зачатия Господа, появления его на свет, а также остается ею после рождения Божественного Сына. Кроме этого, три звездочки символизируют еще и Пресвятую Троицу.
Первые иконы Богородицы, как считается, были созданы евангелистом Лукой. Самые древние изображения Девы Марии относятся ко 2 и 3 векам. Их исследователи обнаружили в римских катакомбах. Чаще всего Матерь Божия представлена сидящей с Младенцем Иисусом на руках. В иконографии Богородицы, находящейся на троне, многие исследователи видят такой тип изображения, как Одигитрия.
Еще одним из самых распространенных образов Девы Марии является Елеусы, или Умиление. Ранее 10 века такой тип иконографии не встречается.
Схема Божией Матери Оранты нашла свое место в росписи храмов. В иконописи ее знают как Знамение. Похожим типом икон является Всемилостивая. На них Богоматерь сидит на троне и держит Младенца Христа на коленях. Довольно редко Дева Мария изображается без Божиего Сына. Такой тип икон называется Деисусным. На них можно видеть образ Богородицы, стоящей в молитвенной позе.