Иностранная военная интервенция в России 1918-1921 гг. была очередной попыткой «высококультурного мирового сообщества» решить свои экономические, геополитические задачи за счет ресурсов независимого государства. Тем более момент оказался весьма подходящим. Приход к власти большевиков еще больше расколол гражданское общество бывшей Российской империи. Этим обстоятельством решили воспользоваться Европа и США, которые планировали вторжение еще задолго до революционных потрясений. Статья будет посвящена вопросам иностранной военной интервенции в России: причинам, целям, последствиям.
Большие ставки
Россия с ее огромными ресурсами всегда рассматривалась «западными партнерами» как некий сырьевой придаток. В начале 20 века у США – государства, назначенного мировым жандармом, еще не было тех рычагов воздействия на мировую политику, которыми оно пользуется на данный момент. А Великобритания, благодаря профессионализму своего правительства и спецслужб, всегда отличалась способностью умело маскировать реальную мощь.
России отвели роль колонии. Особенно «владычицу морей» интересовало северное направление - незамерзающий порт Мурманск и Архангельск. Единственное, что смущало британцев в этой ситуации – недостаток собственных ресурсов для организации иностранной военной интервенции в России. Необходимы были союзники.
Опасения США
В это время за океаном очень внимательно следили за развитием событий в Европе, предпочитая не вмешиваться в Первую мировую войну и выжидать. Никто не собирался играть в благородство, как это делала Россия, толком даже не успевшая провести мобилизацию, однако бросившая вооруженные силы в бой, спасая Францию. Американцы прекрасно оценивали боеготовность своих войск, которая на тот момент находилась на низком уровне.
Когда США все же послали свою миллионную группировку на помощь Антанте во главе с генералом Першингом за три месяца до окончания войны, то получили такие потери, которые их шокировали. Но даже из этой ситуации они смогли, как показала история, извлечь для себя максимальную выгоду. Это во многом стало возможно благодаря блестящим действиям американской дипломатии.
Дэвид Френсис
Деятельность этого американского посла накануне военной иностранной интервенции на большевистскую Россию лишний раз показывает методы европейских государств. Его командировка была дебютом на дипломатическом поприще. До этого назначения он мало интересовался положением дел в Российской империи. Тем не менее инструкции, полученные от своего правительства, носили довольно амбициозный характер: вывод России из состава стран-победительниц в войне с кайзеровской Германией, организация международной изоляции и ликвидация ее позиций на мировых рынках.
В период весны–лета 1917 года особо выделялись две политические фигуры: боевой генерал Корнилов и министр–председатель Временного правительства Керенский, который очень импонировал западным государствам. Его подрывная деятельность в итоге подвела Российскую империю к масштабной братоубийственной войне.
Одно из самых сильных преимуществ американской политики в отношении Российской империи – это понимание того, что напрямую влиять на русских вряд ли получится. Но если их грамотно консультировать, то они сами способны прекрасно разрушить собственную страну даже без организации иностранной военной интервенции в России.
У Керенского был такой советчик – полковник Раймонд Робинс. Что деятельность Керенского удовлетворила «хозяев», свидетельствует и тот факт, что именно американцы организовали его побег.
Вторжение в Россию как завершающий этап 1 Мировой войны
Истинные причины иностранной военной интервенции в России – желание раздробить независимое государство на несколько более мелких с марионеточными правительствами. В исторической науке наиболее популярна точка зрения, согласно которой интервенция (военное, политическое, экономическое и другое вмешательство во внутренние дела независимого государства другими странами) происходит сразу же после начала гражданской войны, развязанной из–за насильственного захвата власти большевиками.
При более тщательном анализе тех событий становится очевидным: кровавый хаос братоубийственной вражды, оккупация иностранными захватчиками наиболее приглянувшихся областей России – всего лишь завершающий этап 1 Мировой войны. Не все участники этого конфликта были удовлетворены результатами. Для доведения поставленных целей до логического завершения и понадобилась иностранная военная интервенция в России.
Если с захватом западных территорий державы наступающими частями кайзеровской Германии все более-менее понятно (идет война, противник наступает, захватывая территорию), то вторжение союзных государств Антанты в определенные области и районы выглядит более чем цинично.
Секретное франко–английское соглашение
Этот меморандум положил начало военной иностранной интервенции на большевистскую Россию. Заместитель Министра иностранных дел Великобритании Роберт Сесиль и председатель Совета министров Франции Жорж Бенжамен Клемансо 23 декабря 1917 года встретились для очень важного дела. Россия на тот момент вышла из войны. Германия снимала войска на Восточном фронте, перебрасывая их в западном направлении. Для союзников стало очевидным, что предстоит довольно сложная кампания.
Известный французский строитель «железного занавеса вокруг большевизма» и представитель Британской короны подписали договор, в котором разграничили сферы влияния. Англию больше интересовал Кавказ и «казачьи» области. Франция остановилась на Крыме, Украине и Бессарабии. Военная иностранная интервенция в Россию началась.
Участие японцев
30 декабря 1917 года во Владивостоке появились первые покорители «диких варваров». Они пришли из Страны восходящего солнца. К этой кампании хорошо подготовились. Поводом явилась неожиданная забота о поданных, волею судеб оказавшихся на гостеприимной русской земле.
Если описать кратко иностранную военную интервенцию в России потомками гордых самураев, то выходит следующее… Японские спецслужбы накануне устроили провокацию: было совершено убийство двух наиболее знаменитых в городе часовщиков. Очень быстро в этой истории нашелся русский след. Токио обвинил в этом городские власти. Секретный план военного министра Гиити Танаки по вторжению в Россию вступил в первую фазу своей реализации.
70 000 солдат и офицеров Японии продержались дольше всех союзников. За это время они сжигали целые деревни, пытаясь посеять ужас и получая еще большее сопротивление. Деревни Мажанова, Сохатина, Красный Яр, Андреевка, Павловка и множество других были полностью уничтожены вместе с детьми, женщинами и стариками.
Такие палачи, как генерал-майор Сиро Ямада или капитан Маэда и множество других извергов, чьи потомки до сих пор требуют Курилы и облизываются на Дальний Восток, остались в памяти русского народа. А вопрос о «золотом запасе», который белогвардейцы отдали японцам «на хранение», так и остается открытым.
Зверства англосаксов
Уже в марте 1918 года ВМФ Британии появился в Кольском заливе. Морской десант был разношерстным. В него вошли представители многих государств. Формировали воинский контингент как придется: от самых ярых польских националистов, мечтающих о «Польска от можа до можа» до преступников всех мастей, которых собирали со всех злачных уголков империи.
Командовал этим «зверинцем» адмирал Томас Кемп. Вскоре даже до самых одиозных представителей «белого движения» дошло, что это все же оккупация их страны. Но желание сокрушить большевиков было настолько велико, что, «сцепив зубы», белогвардейцы были готовы стерпеть любое глумление над собственным народом, а также его уничтожение. Вскоре они на своей же шкуре испытали, чего стоят слова и обещания союзников. Но это случилось уже после того, как представителей белого движения стали массово арестовывать и определять в лагеря для военнопленных гуманные, культурные европейцы. Одна тюрьма в городе Уитли Бэй чего стоит.
Вскоре к этой компании единомышленников присоединились США. Очень показательным является девиз 339 пехотного полка 85 армии США, вышитый на знамени подразделения. Надпись на старорусском языке гласит следующее: «Штык решает». У мирного российского населения появилась возможность в этом убедиться. Бывали случаи, когда крестьян живьем закапывали в землю, якобы за связь с местными партизанами.
Не отставали от них и поляки, которые в основном занимались охраной военнопленных. «Зверье» почувствовало кровь. Иностранная военная интервенция в России 1918-1921 года набирала обороты.
Безумство храбрых русских воинов
Завоеватели начали понимать, что эта кампания не будет для них легкой прогулкой. Русские патриоты упорно сопротивлялись. История знает множество примеров, когда превосходящие силы противника не могли сломить дух богатырей. Не оказалась исключением и эта война с подвигами 15 русских моряков под командованием старшины Матвея Омельченко, отбивавших атаки 150 отборных американских морских пехотинцев, или неравным боем легендарного российского тральщика «Т-15» против 17 кораблей противника. Ценой собственной жизни патриоты своей страны смогли прикрыть отход товарищей.
Лебедь, рак и щука
Грабители и насильники вскоре переругались между собой. Львиную долю добычи Британия оставила себе, остальным доставались лишь крохи с барского стола. Первыми, кто стал беспокоиться таким положением вещей, стали американцы. Об этом упоминает в своих мемуарах американский дипломат Дэвид Френсис.
В 1921 году пост президента США занимает Уоррен Гардинг, который решительно осудил иностранную военную интервенцию в Россию. Но это произошло не потому, что к власти пришел совестливый и честный человек. Эта критика была одной из форм борьбы за власть с оппонентами.
«Руки прочь от России»
Простые люди стали уставать от войны, развязанной власть имущими. Тяжелейшие погодные условия, огромные потери, которые несли оккупанты, сложное экономическое положение и множество других факторов, не внушавших оптимизма, дали понять: этот конфликт не удастся разрешить в ближайшее время.
Уничтожение армии Колчака показало западным стратегам силу РККА. Иностранная военная интервенция в Россию 1918 года задумывалась как кампания по расчленению страны силами ее граждан, которых для этого только надо снабдить оружием и всем необходимым, по замыслам американской и европейской «элиты». Уничтожение мирного населения и борьба с регулярными силами – разные вещи. Кроме того, усилилась пропаганда в рядах простых военнослужащих европейских держав. Они уже стали понимать несправедливость этой войны и требовали вернуть их домой. Наблюдалось разложение и усиление панических настроений.
Несмотря на самые жесткие меры, эту тенденцию уже нельзя было остановить.
Окончание интервенции
Парижская мирная конференция в январе 1919 года предопределила исход этого противостояния. Советская сторона была готова на многие уступки для того, чтобы поскорее воцарился мир. Это выплата дореволюционных российских долгов, предоставление концессий, получение независимости Финляндией, Польшей и множество других унизительных условий. Советская сторона не скупилась, понимая свою слабость.
Это устраивало Антанту, начавшую вывод своих войск.
Заключение
Подводя итоги иностранной военной интервенции в России 1918 -1921 кратко, необходимо выделить три основных момента:
- Это противостояние унесло множество человеческих жизней. Был нанесен колоссальный урон по экономике.
- Как монолитная милитаризированная партия с жесткой вертикалью власти, большевики сложились именно в этот период.
- Европейские государства не были удовлетворены результатами этой кампании, что впоследствии вылилось в еще более кровавую Вторую мировую войну.