Гиперкинетическое расстройство поведения - это совокупность сложных нарушений поведенческих реакций, отличающихся присутствием определенных признаков из трех категорий: импульсивность, невнимательность и гиперактивность, при наличии особых критериев расстройства поведения в социуме.
Основная терминология
Существует несколько терминов, описывающих подобные нарушения поведения ребенка: СДВ (синдром недостатка (дефицита) внимания), СДВГ (синдром нехватки внимания, сочетающийся с гиперактивностью), собственно гиперкинетическое расстройство и гиперактивность детей.
Все эти понятия несколько отличаются друг от друга. Однако в их основе лежат проблемы концентрации и гиперактивное поведение.
Гиперкинетическое расстройство - это поведенческое отклонение, что настораживает родителей еще в раннем возрасте. При этом малыш крайне невнимателен, импульсивен и чрезмерно активен.
Однако не стоит думать, что многие дети, например, пятилетнего возраста (для которого характерны беспокойство и невнимательность) страдают подобным расстройством. Такие особенности поведения становятся проблемой, когда они значительно гипертрофированны, по сравнению со сверстниками, это негативно влияет на успеваемость, общение с товарищами и родными.
Всего 5% школьников имеют гиперкинетическое расстройство поведения, причем мальчики несколько чаще.
Причины возникновения
Доподлинно причины появления подобных расстройств неизвестны, однако существует явная связь недуга с травматическими переживаниями и наследственными (семейными) факторами.
Провоцировать развитие гиперкинетических поведенческих расстройств могут такие факторы:
- недостаточное/несбалансированное питание (в том числе неверное введение прикорма);
- тяжелая интоксикация, например химическими соединениями;
- постоянные стрессы, неблагоприятная обстановка в коллективе либо семье;
- употребление некоторых лекарств;
- повреждения либо сбои в развитии головного мозга, особенно правого его полушария);
- проблемы беременности (маловодие, гипоксия плода и др.).
Разновидности недуга
Классифицируют такие расстройства в соответствии со степенью тяжести: легкие и выраженные.
Кроме того, выделяют несколько видов отклонения в соответствии с возрастом ребенка:
- Малыши 3-6 лет эмоционально нестабильны и чересчур подвижны. Они плохо спят ночью, часто просыпаются и отказываются спать днем, что еще больше усугубляет ситуацию. Такие детки всячески проявляют непослушание, игнорируют запреты и правила, соблюдения которых требуют воспитатели или родители.
- Младшие школьники плохо успевают в школе и не выполняют правила школьного поведения. Сосредоточиться такой ученик на уроке не может, а самостоятельные задания даются ему очень тяжело. Сохранять внимание и усидчивость ребенку тяжело, из-за этого он отвлекается, допускает нелепые ошибки и не усваивает материал.
- Ученики старшей школы, имеющие гиперкинетическое расстройство поведения, склонны к асоциальным поступкам, курят либо употребляют алкоголь, рано начинают половую жизнь, особенно не задумываясь о выборе партнера.
Основные симптомы патологии
Не стоит думать, что гиперкинетическое расстройство поведения (F 90.1) - это просто особенность темперамента. Такое состояние включено в МКБ-10 как патология, требующая врачебной коррекции.
Некоторые родители связывают это с чрезмерным контролем ребенка, но никаких подтверждений, что жесткое или плохое воспитание приводит к подобным расстройствам, нет.
Гиперкинетические расстройства у детей могут выражаться целым рядом различных признаков в соответствии с возрастом, мотивациями и окружающей обстановкой в классе, детском саду и дома. Основных групп симптомов три: нарушение внимания, импульсивность и гиперактивность.
Так, у некоторых детей на первый план выходят проблемы внимания, при этом ребенок часто отвлекается, забывает важные вещи, прерывает начатый диалог, дезорганизован, начинает много дел и ни одно не доводит до конца.
Гиперактивные малыши чрезмерно суетливы, шумны и беспокойны, энергия в них буквально бьет ключом, а действия практически всегда сопровождаются непрекращающейся болтовней.
При превалировании симптома импульсивности ребенок совершает поступки, не задумываясь, крайне трудно переносит ожидание (например, очереди в игре) и очень нетерпелив.
Кроме того, часто присутствуют и другие симптомы: неврологические проявления (эпилепсия, тик, синдром Туретта), нарушение координации, социальной адаптации, проблемы с обучением и организацией деятельности, депрессии, аутизм, беспокойство.
В одном из трех случаев дети с подобной проблемой "перерастают" патологию и не нуждаются в специальном лечении или поддержке.
Родители часто задаются вопросом о том, чем опасно гиперкинетическое расстройство.
Такое состояние чревато (но, к счастью, далеко не всегда) проблемами не только в детском возрасте (плохая успеваемость, проблемы с одноклассниками, педагогами и т. д.), но и во взрослой жизни (на работе, в отношениях и пагубных пристрастиях к алкоголю или наркотикам).
Куда обращаться
Если родители подозревают наличие у малыша подобного состояния, необходима консультация психиатра.
Только специалист, наблюдая за поведением ребенка и его характером, может установить точный диагноз.
Признаки, указывающие на наличие недуга, не могут быть единичными, то есть диагностически значимыми считаются симптомы, периодически повторяющиеся на протяжении как минимум 6 месяцев.
Дабы выявить наличие патологии, доктор использует следующие методики:
- беседа (часто ребенок не признает наличие какого-то из симптомов, а взрослые, наоборот, их преувеличивают);
- оценка поведения в естественной для ребенка среде (детсад, семья, школа и так далее);
- моделирование жизненных ситуаций для оценки поведения в них ребенка.
Диагностические критерии
Существует ряд критериев, присутствие которых подтверждает наличие у малыша гиперкинетического расстройства:
- Проблемы внимания. Не меньше 6 проявлений (забывчивость, рассеянность, невнимательность, невозможность сосредоточиться и т. д.) на протяжении 6 месяцев.
- Гиперактивность. В течение полугода проявляется не меньше 3-х симптомов из этой группы (дети вскакивают, вертятся, размахивают ногами или руками, бегают в случаях, для этого не подходящих, игнорируют запреты и правила, не могут играть тихо).
- Импульсивность. Присутствие хотя бы 1 признака (неспособность ждать и вести диалог, излишняя болтливость и др.) в течение 6-ти мес.
- Появление признаков до семилетнего возраста.
- Симптомы проявляются не только дома или в школе/саду.
- Присутствующие признаки значительно затрудняют учебный процесс и социальную адаптацию.
- Критерии, которые присутствуют, не соответствуют таковым при иных патологиях (тревожные расстройства и т. д.).
Проводимая терапия
Лечение гиперкинетического расстройства у детей предполагает достижение следующих целей:
- обеспечение социальной адаптации;
- коррекция нервно-психического состояния ребенка;
- определение степени недуга и подбор методов терапии.
Немедикаментозный этап
На этом этапе специалисты консультируют родителей по поводу расстройства, объясняют, как поддерживать такого малыша, и рассказывают об особенностях медикаментозного лечения. В случаях, когда у ребенка возникают трудности с обучением, его переводят в коррекционный (специальный) класс.
Кроме того, не медикаментозное лечение гиперкинетического расстройства поведения у детей подразумевает применение определенных методов. К ним относят следующие:
- Групповая ЛФ.
- Когнитивная психотерапия.
- Тренировки с логопедом.
- Физиопроцедуры.
- Педагогическая коррекция гиперкинетического расстройства поведения у детей.
- Массажи шейно-воротникового отдела.
- Кондуктивная педагогика.
- Нормализация режима дня.
- Занятия с психологом.
- Создание комфортной психологической атмосферы.
Медикаментозная терапия
- "Метилфенидат" - стимулятор, повышающий внимательность и энергичность с полезным распределением. В зависимости от применяемой формы, назначается 1-3 раз/сут. Причем прием лекарства должен происходить в первой половине дня, так как более позднее употребление чревато нарушениями сна. Дозировка подбирается индивидуально. Физическая зависимость, как и толерантность к лекарству, не характерны.
- В случае непереносимости психостимуляторов, назначаются ноотропы: "Ноофен", "Глицин" и т. д.
- Антиоксиданты: "Актовегин", "Оксибал".
- Нормотимические противосудорожные препараты: кислота вальпроевая, "Карбамазепин".
- Общеукрепляющие средства: кислота фолиевая, магнийсодержащие средства, витамины В-группы.
- В случаях неэффективности вышеописанных лекарств применяют транквилизаторы: "Клоразепат", "Грандаксин".
- При наличии выраженной агрессивности либо гиперактивности - нейролептики ("Тиоридазин", "Хлорпротиксен").
- В случаях вторичной депрессии показаны антидепрессанты: "Мелипрамин", "Флуокситин".
Помощь родителей
Немаловажной в лечении гиперкинетического расстройства поведения является и коррекция поведения ребенка дома. Поэтому родителям следует придерживаться некоторых правил:
- оптимизировать рацион, то есть исключить из меню продукты, повышающие возбудимость малыша;
- занимать ребенка активными играми и спортом, дабы тратить избыток энергии;
- составить список домашних дел на день для малыша и расположить его на видном месте;
- любая просьба должна произноситься спокойным голосом и в понятной форме;
- в случае выполнения какого-либо задания, требующего усидчивости, необходимо давать ребенку на отдых 15 мин. и следить, чтобы он не переутомлялся;
- необходимо составить подробные простые инструкции по выполнению домашних дел, что способствует самоорганизации.
Профилактические меры
Нужно принять во внимание следующее:
- педагогических контроль;
- исключение побочных явлений противосудорожных и психостимуляторов;
- поддержание нормального психологического климата в семье;
- повышение качества жизни;
- при приеме медикаментов делать периодические перерывы в лечении для определения дальнейшей тактики;
- ежедневная связь с персоналом школы;
- в случае неэффективности лекарств - привлечение педагогов и психиатров для коррекционной терапии.
Дальнейшие действия
- Д-учет у невропатолога.
- В случае назначения психостимуляторов - контроль сна и появления побочных эффектов.
- В случаях приема антидепрессантов - контролирование ЭКТ (при тахикардии), а при назначении противосудорожных - контроль АсАТ и АлАТ.
- Обеспечение максимально комфортных условий для обучения, самоорганизации и социализации малыша.