Икона - изображение Иисуса Христа, Богородицы, Святой Троицы, Святых и т. д. Нередко можно встретить иконы, описывающие какие-либо библейские события. С греческого языка это слово переводится как «образ». В православном христианстве икона занимает особенное место. Для верующих это бессловесное обращение к Богу, своеобразная молитва. Церковь же через иконы демонстрирует свое учение.
Иконографические типы образа Иисуса Христа
Иисус Христос является главным образом иконописания в христианстве. Истинный образ Спасителя долгое время был причиной споров, которые привели к появлению нескольких типов изображения Иисуса:
- Спас Нерукотворный;
- Спас Вседержитель (Пантократор);
- Царь Царем;
- Великий Архиерей;
- Не рыдай Мене, Мати;
- Христос Ветхий Денми;
- Ангел Великого совета;
- Благое Молчание;
- Добрый Псалтырь;
- Лоза истинная;
- Спас Эммануил;
- Недреманное Око.
Иконографический тип Христа в отроческом возрасте
Спас Эммануил - изображение лика Иисуса Христа в отроческом возрасте. Это имя впервые обнаружено в пророчестве Исайи, гласящем о приходе Спасителя в мир: «... се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7,14). Иконография Спаса Эммануила основана на библейских фрагментах. Эммануил означает «С нами Бог». Считается, что на данном типе икон Господь изображен в двенадцатилетнем возрасте. Основанием для этого служит отрывок из Евангелия от Луки: «И когда он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник». Появление данного типа иконографии относя к рубежу 6-7 веков. На сегодняшний день известны итальянские мозаики с образом Спаса Эммануила именно того времени. Иконы Иисуса Христа в отроческом возрасте встречаются довольно редко. Намного чаще можно встретить изображения младенца Иисуса на руках Богородицы. Такие иконы можно частично отнести к иконографии Эммануила. Но все же они отличаются по исполнению и духовному содержанию. Иконы Спаса Эммануила практически не отличаются от икон Спаса Вседержителя (Пантократора). Господь Бог на этих иконах одет в царственные одежды, схожи и нимбы над головой. Духовный смысл икон также близок. Значение Спаса Эммануила - это прославление Иисуса, как небесного Царя на земле. Это должен знать каждый.
Общее описание иконостаса
Спас Эммануил - самостоятельное изображение отрока Иисуса Христа, не являющееся дополнением к образу Богоматери. Отрок-Христос показан нам в хитоне и гиматии, с нимбом над головой и свитком в руках. Нимб над головой Иисуса говорит о его божественности до принятия Таинства Крещения. Икона «Спас Эммануил» символизирует исполнение божественного замысла, говорит о том, что на земле все предопределено Господом Богом. Несмотря на то что Иисус Христос на данных иконах изображен в детском образе, лик его выглядит достаточно мудрым, а взгляд очень проникновенен и несвойственен ребенку. В остальном эти иконы схожи с иконами взрослого Иисуса Христа.
Икона «Спас Эммануил»
До нашего времени дошла уникальная икона отрока-Иисуса. Размеры ее довольно большие (2,24 х 1,2 м). Хранится икона в Государственном Историческом музее, куда попала в 1925 году. Долгое время она находилась в запасниках и оказалась в плачевном состоянии. Происхождение данной композиции неизвестно. Ученые не могут определить, для кого и кем был написан Спас Эммануил. В ней присутствуют не только русские, но и западные традиции иконографии. Предположительно, автором этой реликвии может быть Богдан Салтанов или Василий Познанский. На сегодняшний день икона «Спас Эммануил» находится в хорошем состоянии. На ее восстановление ученые затратили титанические усилия.
Иконографический тип Иисуса Христа: Деисус
Деисус - композиция иконописи, которая включает в себя несколько изображений. В центре таких икон всегда находится Иисус Христос. По сторонам от него изображены Богородица и Иоанн Креститель в молитвенных позах. Духовный смысл этих изображений заключается в том, что Спаситель сидит на престоле и готовится к суду, а близкие просят его быть добрым, милосердным и снисходительным. Деисус в переводе с греческого означает «прошение», «моление». В иконостасе данные иконы занимают верхнее место. Нередко входят в состав композиций изображающих библейские события, где также находятся вверху. Примером может послужить икона Анрея Рублева «Страшный суд». В России появилось такое понятие, как деисусный чин - отдельный ряд иконостаса. В центре всегда находится изображение Спасителя, далее Богородица, Иоанн Креститель, два архангела: Гавриил и Михаил, два апостола и т. д. В иконостасах, находящихся дома, порядок расположения икон точно такой же.
Икона Эммануил с архангелами
Существует несколько видов деисусов: головной, опоечный и во весь рост. Одним из оплечных видов является икона Спаса Эммануила с архангелами. Юный Иисус Христос (Эммануил) изображен здесь между ангелами Гавриилом и Михаилом, склонившими к нему свои головы. Композиция отличается тонкими и изящными ликами, выражающими скорбь. Лик Спаса Эммануила более светел, чем лики ангелов. Спаситель изображен в охряном одеянии с золотыми вкраплениями. Архангел Михаил одет в розовый хитон, Гавриил же изображен в голубом одеянии. Золотой фон иконы не сохранился, заметить его можно только над плечами ангелов. Краска на нимбах ангелов также не уцелела. Разглядеть розовый окрас возможно только у их голов.
История иконы
Появление данной иконы можно отнести к 12-му веку, к правлению Всеволода Большое Гнездо в Новгороде. Историкам известно, что он был большим ценителем византийской культуры и искусства, приходил обучение в Константинополе, откуда и позвал мастеров для росписи Дмитриевского собора. Вероятно, что именно они и создали икону нестандартной вытянутой формы. Написала она на трех липовых досках, скрепленных между собой, что характерно для икон. Свободные края говорят о том, что раньше они были предназначены для серебряного обрамления. На Руси такие обрамления имели широкое применение. К сожалению икона «Спаса Эммануила с архангелами» не дошла до нашего времени в своем первоначальном виде. Мы ее видим уже отреставрированную.
Местоположение иконы
Икону «Спаса Эммануила с ангелами» в 1518 году привезли в Москву для восстановления, где она и осталась. Больше века она висела над дверями иконостаса в Успенском соборе Московского кремля. Позже она была перевезена в Оружейную палату, а уж оттуда в 1963 году попала в Государственную Третьяковскую галерею, где и находится по сей день.
В заключение можно сказать, что имя Эммануил по церковным канонам присваивается любым изображениям отрока-Иисуса. Будь то самостоятельная икона или изображение в составе какой-либо композиции (Богоматерь с Младенцем, Собор Архангелов и т. д.).Образ Спаса Эммануила говорит нам об истинности вочеловечествования Сына Божия. Иконы Христа-отрока показывают его жизнь как человека. Они опровергают ересь о том, что Спаситель не был человеком и предстал перед людьми в призрачном облике. С духовной точки зрения икона говорит о соединении в Сыне Божием двух природ: человеческой и Божественной.