Конституционный надзор: определение, виды, классификация, правовое обоснование и выполняемые функции

Функционирование любого правого государства основано на принципах и нормах права, которые должны соответствовать друг другу, формируя слаженную правовую систему. В основе такой системы обычно лежат конституционные нормы, которые содержат в себе обозначение основных направлений развития государства.

В этом отношении нельзя переоценить значение конституционного надзора для государства. В данной статье мы рассмотрим особенности такого надзора в России.

Общие сведения

кремль россии

Действие Конституции России охватывает всю территорию государства. Кроме того, указанный документ обладает высшей юридической силой, что подразумевает необходимость разрабатывать все нормативные и другие акты строго в соответствии с Конституцией и изложенными в ней принципами.

Очевидна высокая важность Конституции для правовой жизни нашей страны, поэтому она нуждается в особой охране. Одним из средств такой охраны выступает конституционный контроль.

Понятие конституционного контроля

молоток судьи

В целях обеспечения верховенства Конституции над всеми нормативными и правовыми актами уполномоченные на то органы выясняют соответствие таких актов основному закону страны и принимают меры по устранению установленных нарушений и несоответствий. Данная деятельность называется конституционным контролем.

Что касается понятия конституционного надзора, то здесь следует отметить следующее. Надзор предполагает деятельность по выявлению и устранению нарушений закона. В случае с конституционным надзором речь идет об обнаружении противоречий в актах поднадзорного учреждения конституционным нормам.

Некоторые ученые не разграничивают рассматриваемые понятия, к тому же с точки зрения лингвистики термины «контроль» и «надзор» являются синонимами.

Другие же деятели науки о соотношении понятий конституционного контроля и надзора говорят в ином ключе. К важнейшим критериям разграничения этих понятий можно отнести тот факт, что контроль проводится в отношении подконтрольного органа, а надзорный же орган не имеет субординационной связи с поднадзорным. Кроме того, в рамках конституционного контроля несоответствующий Конституции правовой акт может быть лишен юридической силы, что невозможно при проведении надзора.

Важно отметить, что современное законодательство России не содержит указаний на различие терминов "конституционный надзор" и "конституционный контроль".

Виды конституционного контроля

Классификация конституционного контроля может быть проведена по различным критериям. Так, по времени реализации конституционный контроль правовых актов подразделяется на предварительный и последующий, то есть проводимый до и после вступления в силу акта.

По обязательности и необходимости проведения конституционный контроль бывает обязательный и факультативный (проводится при наличии соответствующей инициативы). По форме: абстрактный конституционный контроль или конкретный, т.е. в связи с рассмотрением какого-то конкретного дела.

Если исходить из того, что конституционный надзор представляет собой отличающийся от контроля вид деятельности, то можно рассматривать надзор как вид конституционного контроля.

Органы конституционного контроля

конституционный суд 1

В России к органам конституционного контроля относится прежде всего Конституционный Суд РФ. Кроме указанного органа, реализуют конституционный контроль суды общей юрисдикции, Федеральное Собрание РФ, Правительство России, Президент, а также Уполномоченный по правам человека в России.

Существуют также органы, которые реализуют надзор за соблюдением свобод и прав человека, за исполнением законов и соответствие им издаваемых поднадзорными учреждениями актов. Речь идет об органах прокуратуры, которые в отличие от органов конституционного контроля не имеют полномочий отменять несоответствующие законам России акты, но могут их опротестовать в суде.

Конституционный суд России

заседание суда

Судебный конституционный контроль играет важную роль в обеспечении верховенства Конституции РФ. Этот вид контроля на основании закона о Конституционном Суде России реализуется указанным судом.

К его полномочиям относятся следующие:

  • Рассмотрение и разрешение дел о соответствии нормативных и других правовых актов основному закону государства.
  • Разрешение споров о компетенции и полномочиях между органами исполнительной власти и высшими государственными органами.
  • Толкование Конституции России.
  • Подготовка заключения о соблюдении порядка обвинения Президента России в тяжком преступлении или государственной измене.

Помимо названных выше полномочий, Конституционный Суд обладает законодательной инициативой в соответствующей ему сфере, а также реализует другие законодательно закрепленные полномочия.

Конституционное судопроизводство

Основной задачей конституционного контроля является осуществление правосудия, связанное с применением норм Конституции РФ, а также уставов и конституций субъектов России. Достигается данная задача посредством конституционного судопроизводства, которое представляет собой систему процессуальный действий суда и других участников производства с связи с рассмотрением какого-либо дела в рамках конституционного контроля.

В связи с тем, что именно конституционные суды обеспечивают единообразие понимания и применения права, а конституционное производство имеет выраженный публично-правовой характер, то можно говорить о конституционном судопроизводстве как о наивысшей форме судебной защиты.

Отметим, что данный вид производства регламентирован не кодексом, а федеральным конституционным законом, который был упомянут выше. В то же время Конституционный Суд России имеет право формировать недостающие процедурные элементы и уточнять правила самостоятельно.

Решение Конституционного Суда РФ является окончательным и обжалованию не подлежит. Фактически эти решения приравниваются к правовым источникам.

Проверка конституционности законов

конституционный суд

В рамках конституционного надзора органами власти, судами и гражданами может быть подан запрос или жалоба в Конституционный Суд РФ об исследовании конституционности нормативных актов.

Проверка предполагает установление соответствия акта Конституции в части содержания норм, формы акта, порядка его подписания, принятия и вступления в силу. Кроме того, анализируется соблюдение принципа разграничения ветвей власти и компетенций и предметов ведения государственных органов.

Итогом проверки становится постановление Конституционного Суда России либо о признании положений проверяемого акта соответствующим Конституции, либо несоответствующим ей. Последний исход проверки предполагает отмену акта или его отдельных положений в установленном порядке. Кроме того, отметить необходимо и те правовые документы (или их части), которые были приняты в соответствии с таким актом или его положениями.

Заключение

флаг россии

Итак, мы рассмотрели понятие и виды конституционного контроля и надзора. В российской правовой науке сейчас ведутся дискуссии о соотношении указанных терминов.

Как было отмечено, среди ученых и юристов отсутствует единство мнений по поводу понятий конституционного надзора и контроля. С одной стороны, их можно рассматривать как синонимы, с другой же стороны, можно выделить и некоторые отличия.

Таким образом, можно говорить о том, что существует несколько точек зрения на понятия «конституционный контроль» и «конституционный надзор», каждая из которых, конечно, имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.