Крейсер "Алмаз": описание, характеристики, история создания

В наши дни мало кто сможет сказать что-нибудь про крейсер 2 ранга "Алмаз". В лучшем случае начитанные собеседники смогут вспомнить, что он участвовал в битве при Цусиме. Дальнейший его боевой путь не слишком освещен – о нем не написано книг, не снято фильмов. И совершенно напрасно, ведь узнать о нем было бы интересно многим.

Когда он был построен

Началом строительства судна стал сентябрь 1902 года – именно тогда он был заложен на Балтийском заводе, расположенном в Санкт-Петербурге. Увы, уже на этом начале начались серьезные трудности. Изначально планировалось создать полноценный крейсер 2 ранга, но под рукой у мастеров не оказалось соответствующей документации, чертежей, расчетов. Поэтому было принято решение создать более легкий корабль – практически яхту, не имеющую даже брони, в отличие от военных судов того времени.

Гордый крейсер

Строительство заняло немного времени – уже 2 июня 1903 года корабль был готов и спущен на воду. Ряды флота Российской империи он пополнил в ноябре 1903 года.

Основные характеристики

Готовый крейсер "Алмаз", фото которого приложены к статье, имел водоизмещение 3285 тонн – для сравнения, у прославленного "Варяга" этот показатель составлял 6604 тонны.

Общая длина корпуса – 111 метров при ширине 13,3 метра и глубине осадки около 5 метров. Бронирования, как уже сказано выше, судно не имело, так как, по сути, являлось посыльным судном для Тихого океана, а не боевым кораблем.

Из-за малой массы кораблю не нужна была особо мощная силовая установка – разработчики остановились на 16 котлах Бельвиля, обеспечивающих мощность в 7950 лошадиных сил (опять же, "Варяг" имел 20 тысяч). Максимальная скорость планировалась в районе 19 узлов, но на практике оказалась чуть меньшей. Дальность плавания составляла около 3350 морских миль, или 6200 километров.

С разных ракурсов

Для полной комплектации экипажем требовалось 295 матросов и офицеров.

Вооружение

Несмотря на малое водоизмещение и отсутствие брони, крейсер "Алмаз" оставался военным кораблем. Поэтому на него установили наиболее подходящее вооружение. Мощные 152-мм пушки не использовались. Обошлись четырьмя 75-миллиметровыми орудиями и шестью 47-миллиметровыми.

Если 75-миллиметровые орудия могли нанести вражеским кораблям хоть какой-то урон, то 47-миллиметровые, несмотря на дальность ведения огня больше 4 километров, были откровенно слабыми и могли использоваться разве что для торжественного салюта.

Поэтому совсем скоро, уже в 1905 году, вооружение было полностью изменено. Оставили всего две 47-миллиметровые пушки, добавили шесть 75-миллиметровых и, что особенно важно, установили три 120-миллиметровых орудия, которые уже вполне могли пробить броню судов противника.

Но и такое вооружение простояло на корабле чуть больше десятилетия. В 1916 году, в ходе полной модернизации, крейсер "Алмаз" получил семь 120-миллиметровых орудий – остальные были удалены. Так как к этому времени его стали использовать для перевозки гидросамолетов, судно также оснастили тремя зенитными установками для уничтожения авиации противника.

Крейсер в русско-японской войне

Теперь переходим к самому интересному – участию в боевых действиях. К началу русско-японской войны он не был готов, поэтому был переброшен в Тихий океан только в мае 1904 года – в составе Второй Тихоокеанской эскадры. К сожалению, эскадра оставляла желать лучшего. В нее входило лишь несколько действительно мощных кораблей, способных нанести урон японским противникам. Остальные же (как и "Алмаз") входили больше для количества и в надежде, что они смогут хоть отвлечь врага на какое-то время.

Место Цусимского сражения

Вторая Тихоокеанская эскадра была направлена на помощь осажденному Порт-Артуру. Причем она разделилась – несколько судов пошли через Средиземное море, по короткому пути. А вот основная боевая группа, состоящая из четырех мощных броненосцев класса "Бородино", спешила на помощь, обогнув западное и южное побережья Африки. К сожалению, время было упущено – Порт-Артур пал. Руководство решило вернуть корабли в Россию. Но почему-то направило их во Владивосток, приказав следовать по самому короткому пути – мимо острова Цусима, где располагались наиболее мощные военно-морские базы Японии.

Цусимское сражение

Так что боевое крещение крейсер "Алмаз" в Цусимском бою прошел. К сожалению, оно оказалось очень неудачным. Русский флот был не просто разбит, а растоптан. Неподходящие для морского боя корабли, неудачно выбранное место боя – все это привело к тому, что только "Алмазу" и удалось пробиться во Владивосток. Еще несколько кораблей развернулись и отступили. Большая же часть судов была просто уничтожена японцами. Пожалуй, это одна из самых черных страниц в истории русского флота.

Во время Первой мировой войны

После завершения русско-японской войны (одной из немногих, которую русский народ проиграл) и заключения мира "Алмаз" был переброшен в Кронштадт. В последующие годы он выполнял разве что парадные миссии – сопровождал суда, на которых плавали важные особы, давал торжественный салют. Позже был переброшен в Черное море, где его перевооружили, превратив в "авианосец" того времени – для перевозки гидросамолетов.

Расстановка сил у мыса Сарыч

Здесь-то его и застала Первая мировая война. Только теперь началась более-менее успешная карьера славного крейсера. Например, именно наблюдатели с "Алмаза" заметили современный германо-турецкий линейный крейсер "Гебен" и вовремя доложили об этом, в результате чего произошел бой в районе мыса Сарыч. В ходе его не только был поврежден "Гебен", но и снизилась активность врага на Черном море.

Бой у мыса Сарыч

Воевать против настоящих военных кораблей "Алмаз" не мог, но против равных по силе турецких – вполне. В результате за последующие годы крейсером было уничтожено шесть судов врага.

В ходе революции

Вскоре страну захлестнула Гражданская война, ставшая следствием Октябрьской революции. По слухам, на "Алмазе" очень жестко подавляли любое сочувствие к большевикам. Доходило до того, что уличенных в пропаганде идей социализма сжигали в корабельных топках. Документальных подтверждений этому нет, но едва ли подобные слухи зародились на пустом месте.

Весной 1918 года корабль, находившийся в Севастополе, захватили германские войска, но вскоре его отбили английские союзники, передав "Алмаз" Белому флоту. Несмотря на противодействие грузинских властей, ему удалось провести удачную операцию по эвакуации казачьих отрядов из Грузии.

В 1920 году корабль отправился в последнее плавание. Высадив всех желающих в Крыму и забрав семьи матросов и офицеров, корабль "Алмаз", фото которого приложены к статье, отправился во Францию, в порт Бизерта, где был интернирован французскими войсками. После установления власти Советов в России и налаживания дипломатических отношений Франция заявила о готовности вернуть корабль. Но устаревшее и изначально не слишком перспективное судно просто продали французам в 1924 году. Спустя десять лет его разобрали на металлолом.

Заключение

Статья подошла к концу. Мы вместе отследили путь, который проделал крейсер "Алмаз" от Цусимы до Бизерты. Пусть это был не лучший корабль русского флота, но и он внес свою лепту в историю нашей страны. Поэтому знать и помнить о нем будет полезно каждому.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.