Гагаузы – тюркоязычный народ, который проживает в основном на юге Молдовы и в Одесской области в Украине, а также в Болгарии, Румынии, Греции, Турции и в небольших количествах в Канаде и Бразилии. В прошлом их чаще всего называли «отуреченными болгарами». Гагаузы – крещеные либо болгаризованные турки или же лингвистически тюркизированные христиане-болгары. Говорят на северо-западном диалекте турецкого со многими славянскими, особенно болгарскими и в последнее время русскими дополнениями. Мигрировали в Бессарабию в конце XVIII и начале XIX в. В первоначальном районе поселения на западных побережьях Черного моря (в Румынии и Болгарии) их осталось немного. С присоединением Бессарабии к России гагаузы заняли южную часть региона в качестве привилегированных колонистов.
Сегодня в Молдове проживают 152 752 человека с национальностью «гагауз» (77,5 %), 32 017 (16,2 %) в Украине и 10 057 (5,1 %) в России. В остальных бывших республиках СССР их немного.
Демография
За 30 лет между советскими переписями число гагаузов, в т. ч. в Молдове, выросло на 59,2%, что на 1,6% больше, чем в Советском Союзе в целом. Гагаузское население увеличилось на 26,5 % в 1960 годах, 5 % в 1970-х и 13,8 % в 1980-х. Резкое падение темпов роста в 1970-х. можно объяснить советской ассимиляционной политикой и, в частности, тем фактом, что после хрущевской оттепели с начала 1950-х до начала 1960-х в Молдове ограничивалось развитие гагаузской идентичности и возможности социального и профессионального продвижения гагаузов. Чтобы приспособиться к реалиям Молдавской ССР, необходимо было присоединиться к большинству. Поэтому вместо национальности «гагауз» у многих в паспорте было записано «молдаванин».
Согласно переписи 1970-х годов, 1/3 гагаузов жила в городах и 2/3 в деревнях. Количество мужчин и женщин было одинаковым.
Гагаузы: их язык и кто они такие
Гагаузский язык относится к юго-западной (огузской) подгруппе тюркской группы алтайской семьи. У него есть два разговорных диалекта: центральный (на нем говорят в бывших Чадыр-Лунгском и Комратском районах МССР) и южный (в Вулканештском).
До революции фольклорные тексты публиковались кириллицей. В составе Румынии литература, в частности религиозная и историческая, публиковалась на латинице. В 1957 году была создана письменная система на основе русского алфавита.
Гагаузы сохраняют свой родной язык с относительным постоянством. Так, 94,3 % говорили на нем в 1959 г., 93,6 % в 1970 г., 89,3 % в 1979 г. и 87,4 % в 1989 г. Они также говорят на других языках, в основном на русском. Его знали 63,3 % гагаузов в 1970 г., 68 % в 1979 г. и 71,1 % в 1989 г. Некоторые из них свободно владеют румынским языком (около 6 % населения в 1970-х и 1980-х).
Гипотезы о происхождении
И сам вопрос "кто такие гагаузы", и их происхождение до сих пор остаются загадкой. На данный момент ни местные, ни иностранные специалисты не смогли прийти к консенсусу, хотя было предложено более 20 гипотез. Многие из них начинаются с вопроса: "Что за нация гагаузы – отуреченные христиане или христиане-турки?" То есть были ли они болгарами, которые переняли турецкий язык, или турками, которые обратились из ислама в православие? Происходят ли они от скотоводов, или это было оседлое население, которое ассимилировалось со скотоводами?
Дать ответ на вопрос о происхождении гагаузов как народа затруднительно из-за двух факторов. Во-первых, отсутствует информация в средневековых хрониках. Во-вторых, популяция гагаузов на Балканском полуострове накануне их переселения в Российскую империю была разнородной.
Большая часть ранней этнической истории гагаузов разворачивалась на границах между тем, что должно было стать скотоводческой степной страной, и землей, населенной оседлыми народами. Накануне переселения в Бессарабию они состояли из двух этнических линий: хасыл (истинных) и болгарских.
Так кто такие гагаузы? И их происхождение, и национальная принадлежность не дают ученым покоя вот уже много лет. Большинство ученых склоняются к такой следующему. Первоначальное ядро народа состояло из тюркоязычных скотоводов огузов, печенегов и половцев. Одна из последних миграций половцев на Балканы состоялась в 1241 году. Но есть свидетельства того, что среди них были болгары, которые говорили на турецком языке, и часть населения, пребывавшая под защитой турецкого султана Иззедина Кейкавуса. Кроме того, европейские историки часто задавались вопросом о том, были ли наиболее вероятными предками гагаузов тюркоязычные протоболгары, которые в 670 годах пришли на Балканы с берегов Волги под знаменем булгарского правителя Аспаруха.
Гагаузы – кто это?
В ходе частых русско-турецких войн в конце XVIII и начале XIX вв. гагаузы вместе с русской армией эмигрировали в степи южной Бессарабии, прежде всего в пределах Бендерского и Измаильского районов. В 1861–1862 годах некоторые из них поселились в Таврической губернии.
Волна столыпинской аграрной политики в период между 1912 и 1914 годами привела некоторых гагаузов в Казахстан, а затем еще одна группа поселилась в Узбекистане в течение очень сложных лет начальной коллективизации. Чтобы не потерять свои гражданские права, в 1930-х годах они называли себя болгарами. В Майслерге около Ташкента, где живут гагаузы, они сохраняют это название по сей день.
Традиционное жилище
Где проживают гагаузы? Их традиционный дом состоит из трех комнат с дополнительной стенкой из дерна (завалинки) вдоль главной стены и верандой, поддерживаемой колоннами. Стены комнат увешаны полотенцами и коврами (украшенными цветочными узорами), популярными среди гагаузов, а полы устланы ковровыми дорожками.
Экономика
Традиционная экономика гагаузов базировалась на животноводстве, особенно овцеводстве, и сельском хозяйстве – выращивании зерновых и виноградарстве. Еще недавно, несмотря на культурное сходство, можно было без труда определить кто это – гагауз или болгарин. У них всегда были важные различия: болгары были крестьянами, а гагаузы хотя и занимались сельским хозяйством, в своем мировоззрении, по сути, являлись скотоводами.
Продукты питания
Многие следы кочевого прошлого можно найти в кухне оседлых гагаузов. Кто это такие, позволяет понять, например, особый способ переработки молока и консервирования мяса, творога и овечьего молока. Основным продуктом питания у них является зерно во многих вариациях. Многие праздники и ритуалы связаны с выпечкой хлеба, пшеничных хлебов (калачей) и пресных лепешек.
Любимым блюдом гагаузов является многослойный пирог, фаршированный сыром из овечьего молока и облитый сметаной перед выпечкой. К другим деликатесам относятся пироги с тыквой и из первого молока коровы, которая только что отелилась. Традиционное ритуальное блюдо, называемое курбан, которое представляет собой кашу из болгарской пшеницы с заколотым «жертвенным» бараном, является еще одним свидетельством балканского происхождения гагаузов, народа со степным скотоводческим прошлым. Особое место в национальной гагаузской кухне занимают острые мясные соусы. В одном из них соединены лук и мелко гранулированная каша, а другой готовится на основе помидоров. Красное домашнее вино подается к обеду и ужину. Незаменимым компонентом праздничного стола является холодец.
Одежда
В конце XIX века костюм гагаузских женщин состоял из холщовой рубашки, платья без рукавов, халата и большого черного платка. Зимой они надевали платье с рукавами, куртку с тканью и безрукавную шубу. Обязательными чертами женской одежды были серьги, браслеты, бусы, а среди богатых гагаузок – ожерелье из золотых монет. По словам дореволюционного исследователя, женщины носили так много украшений, что они покрывали всю грудь до пояса.
Традиционная внешность гагауза (фото приведено в статье) включала рубашку, штаны, широкий красный пояс, а летом – шляпу. Зимняя шапка была сделана из каракулевой овечьей шерсти. Одежда пастуха состояла из обычной рубашки в сочетании со штанами из овчины с шерстью вовнутрь, безрукавной шубой и короткой дубленой куртки, иногда украшаемой красно-зеленой строчкой.
Социально-политическая организация
В последнее время в связи с увеличением спроса на представителей меньшинств в различных профессиях возникла необходимость в улучшении массовой коммуникации. К сожалению, усилия в этом направлении остаются ограниченными. Например, в 1988 г. на гагаузском было издано по 5,5 книги на каждые 100 человек гагаузской национальности по сравнению с 297 книгами на молдавском (т. е. румынском) на каждые 100 человек, 1293 на 100 в Эстонии и в среднем 807 в бывшем СССР в целом.
Перспективы выживания национальной культуры и независимого существования гагаузов являются незначительными. У них самое низкое соотношение лиц с высшим образованием в Молдове, практически отсутствует художественная и очень слабая научная интеллигенция, и острая нехватка интеллектуалов в целом. В 1989 г. в государственных университетах и политехнических институтах училось вдвое меньше гагаузов, чем в 1918 г. Соответственно, они слабо представлены в государственных органах, профессиональных областях и в сфере услуг. Это привело к движению за национальное возрождение.
12 ноября 1989 года внеочередная сессия представителей Верховного Совета Молдовы приняла резолюцию, призывающую к созданию Гагаузской АССР в составе Молдавской ССР. Однако через 3 дня президиум Верховного Совета Молдавии не смог подтвердить это решение, тем самым попирая принцип национального самоопределения. Более того, молдавская пресса начала кампанию антигагаузской пропаганды. Несмотря на ряд заявлений о возрождении гагаузов, отсутствие необходимых условий, в т. ч. национально-территориальной автономии, затруднило бы их реализацию, и они были бы обречены на ассимиляцию.
Религия
Гагаузы - кто это в религиозном отношении? Большинство из них – православные христиане. Их предки – тюркоязычные скотоводческие племена, которые пришли из южнорусской степи, обосновались на морском побережье северо-восточной Болгарии и приняли христианство в XIII в. Несмотря на преданность христианству, которая укоренилась среди них за полтора века до турецкого завоевания, гагаузы только поверхностно понимали основную догму религии. Хотя в начале XX в. в местных селах было несколько переведенных книг, нет надежных доказательств того, что перевод Нового Завета на турецкий язык (распространяемый Библейским обществом в Лондоне и использующий греческий алфавит) был им широко доступен.
Исторический контекст
После советской аннексии Бессарабии в 1940 году гагаузские населенные пункты были разделены между Молдавской и Украинской ССР. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове. При советской власти они подвергались русификации переходом на кириллицу, введенной в 1957 году, и через преподавание в школах на русском языке с конца 1950-х годов. Около 73% гагаузов считают русский язык своим вторым языком, а большинство политической элиты является русскоязычной.
В пределах Советского Союза гагаузы были крупнейшим тюркским населением, не имеющим своего территориального образования. На протяжении всего советского периода их этническая самосознательность оставалась слабо развитой. Эта ситуация быстро изменилась в конце 1980-х, так как возникли опасения румынизации. Хотя закон 1989 года разрешил использование гагаузского языка, проходили забастовки против повышения уровня молдавского до статуса государственного. В ответ на декларацию о суверенитете Молдовы власти в Комрате объявили о создании Гагаузской ССР.
Такие действия привели к периоду двоевластия в регионе. В 1992–1993 годах местные военизированные формирования периодически сталкивались с молдавскими властями, но не вмешивались в приднестровский конфликт. Но Комрат сотрудничал с Тирасполем в продвижении идеи конфедерации 3 государств. Поскольку 70% гагаузов живут в Молдове, нацменьшинством они себя не считают, а людьми, которые имеют право на национальную территорию. Турецкое посольство поддержало более умеренную идею автономии в контексте единой страны.
Закон о статусе Гагаузии
B феврале 1994 г. гагаузы отказались от идеи конфедерализации страны и согласились участвовать в выборах, если будут выполнены их требования в отношении автономии. B регионе победил русскоязычный блок партий. B июле 1994 г. была утверждена новая Конституция страны со статьей, гарантирующей автономию для гагаузских населенных пунктов.
В декабре был принят закон «О специальном правовом статусе Гагаузии». В преамбуле гагаузы были признаны народом, а не этнической группой или этническим населением, как указывала советская теория, с правом на самоопределение в Молдове. Инициатива объединила два принципа: она связала национальность с конкретной территорией и понятием конституционных гарантий, передачей полномочий, представительными органами, системой сдержек и противовесов. Закон также разрешил самоопределение Гагаузии, Молдова изменит свой статус.
Согласно закону автономное территориальное образование (АТО) получило собственный законодательный орган Халк Топлушу, избираемый на 4 года, и исполнительные органы во главе с Башканом, занимавшем по должности пост заместителя премьер-министра Молдовы. Оба поста наделялись значительными полномочиями. Кроме того, тремя официальными языками должны были стать гагаузский, молдавский и русский. АТО получило свой суд, полицию и органы безопасности в центральной и региональной юрисдикции. Центральные власти сохранили за собой финансы, оборону и внешнюю политику.
5 марта 1995 года был проведен референдум по определению границ Гагаузии. 28 мая 1995 года состоялись выборы Башкана и Народного собрания, а также был проведен референдум по определению административного центра региона, которым стал Комрат.
Хотя большинство политических сил в Молдове достигли консенсуса относительно создания территориальной автономии, это также вызвало значительную оппозицию. На протяжении всего начала 2000 годов также усиливались утверждения оппозиционных групп в Гагауз-Ери о вмешательстве правительства в дела автономного региона, в том числе о предвыборном вмешательстве, а в 2004 году центристский оппозиционный альянс «Наша Молдова» обвинил ПКРМ в «тоталитаризме» в Гагауз-Ери после отставки мэра Комрата Константина Таушанджи, обвиненного в растрате.
Текущие проблемы
С отсталой промышленностью и отсутствием других источников дохода, кроме сельского хозяйства, Гагаузия по-прежнему является самым бедным регионом Молдовы и в значительной степени зависит от субсидий со стороны центрального правительства. Широко распространено опасение, что дальнейшая интеграция с ЕС негативно скажется на и без того низком уровне жизни и торговле с Россией. Следовательно, пророссийские настроения и настроения против ЕС сильны. О том, что за нация гагаузы, говорит тот факт, что в 2014 году почти 99% из них проголосовали на референдуме за присоединение к Евразийскому экономическому совету, а не за более тесные связи с ЕС.