Предшественником Университета путей и сообщения в Санкт-Петербурге был «учебный корпус» Департамента водных коммуникаций, организованный в 1798 году. В 1809 году на его базе был открыт Институт корпуса инженеров путей сообщения. Создание университета стало ярким примером ориентированности руководства страны на продолжение технологической гонки со странами Европы, начатой еще Петром Великим.
История создания
Огромной континентальной империи, какой тогда была Россия, требовалась разветвленная и качественная сеть путей сообщения. В первую очередь, в начале XlX века речь шла о строительстве дорог, просек и обустройстве речных магистралей.
Для обслуживания, проектирования и создания такой сети требовалось большое количество хорошо подготовленных специалистов, так как значительные препятствия для транспорта создавали погодные условия. Например, судоходство на российских реках прекращалось зимой, а движение против течения требовало помощи бурлаков.
В первые годы своего существования, будущий Университет путей и сообщения Санкт-Петербурга имел статус кадетского корпуса, то есть был тесно связан с такими учебными и научными заведениями, как Академия наук, Главное инженерное училище, а также Петербургский университет, созданный несколько позднее.
Ранняя структура института
Первым главой вновь созданного института был Августин Августинович Бетанкур, имевший должность генерального инспектора. Именно при нем в учебном заведении была создана первая механическая лаборатория и организован музей, известный сегодня как Центральный музей железнодорожного транспорта.
Первоначально Университет путей и сообщения в Санкт-Петербурге был закрытым учебным заведением с военно дисциплиной, а его выпускники даже получали звания поручиков и подпоручиков. Срок обучения при такой системе, включая гимназические классы, достигал восьми лет.
Однако все расширявшаяся сеть транспортных путей требовала большего числа обслуживающего персонала и в 1820 году была создана трехлетняя школа, обучавшая мастеров и техников. Таким образом, о начавшемся процессе специализации образования можно говорить уже с 1820 года.
Первые железные дороги
В 1835 году в научном журнале института вышла статья «О подготовке железных дорог» за авторством профессора Матвея Степановича Волкова. С этого момента в учебном заведении началась регулярная подготовка инженеров для строительства и регулярной эксплуатации железных дорог.
Все лекции, читаемые в то время, делились на три части: верхнее строение железнодорожного пути, тяга локомотивов, подвижной состав железных дорог. Существовал в институте и курс по составлению проектов будущих железных дорог. Таким образом, были созданы все предпосылки для активного развития сети дорог.
Институт стал своеобразной площадкой для популяризации идеи строительства нового вида транспортной инфраструктуры, так как самые прогрессивные исследователи и инженеры видели в этой технологии впечатляющие перспективы для российской экономики. Примером, разумеется, служила Великобритания, в которой также активно строилась разветвленная сеть железных дорог.
Помимо инженерных изысканий, в университете активно развивалась и академическая теоретическая наука. Например, школа начертательной геометрии, сформированная в университете, долгое время оставалась одной из наиболее влиятельных в мировой науке.
Современное состояние
В XXl веке качественное развитие и обслуживание транспортных путей не утратили своей актуальности. Чем более сложными становятся технологии, обеспечивающие транспортную связность огромной страны, тем более качественное образование требуется от выпускников вузов.
В настоящее время следующие факультеты Университета Путей и Сообщения в Санкт-Петербурге осуществляют подготовку специалистов:
- Автоматизации и информационных технологий;
- Отделение транспортного строительства;
- Транспортных и энергетических систем;
- Управление перевозками и логистика;
- Промышленного и гражданского строительства;
- Экономики и менеджмента;
- Безотрывных форм обучения;
- Довузовской подготовки.
Помимо собственно образовательной деятельности, в университете ведется также и активная научная и исследовательская активность. В образовательном учреждении работают несколько научных лабораторий, в которых студенты с первых курсов получают возможность приобщиться к научной деятельности.
Кроме того, университет активно сотрудничает с крупными российскими предприятиями, занимающимися транспортировкой грузов, что создает необходимые предпосылки для трудоустройства и включенности выпускников в активную экономическую деятельность. Петербургский государственный университет путей сообщения считается одним из лучших инженерных вузов страны.
Университет по сей день остается широкопрофильным учебным заведением, в котором преподаются различные дисциплины, а возможность межфакультетских связей обеспечивает по-настоящему университетский уровень преподавания.