Рисование древесным углем известно очень давно. Он нашел широкое применение в живописи. Традиционно его использовали для составления композиции, прежде чем завершить работу целиком. Рисование портретов карандашом и углем требуют наличия некоторых навыков. Однако отличия, конечно же, есть. Техника рисования портрета углем не является очень сложной, и справиться с процессом может даже начинающий художник.
Использования угля в рисовании
Уголь как инструмент художника использовался гораздо раньше, чем грифельный карандаш.
Раньше его использовали для рисования на плотной бумаге. Такой рисунок, называвшийся картоном, обычно использовался при изготовлении фресок. С его помощью составляли композицию фрески перед переносом на влажную штукатурку. На картон наносили детали рисунка, затем его прижимали к стене, после чего простукивали мешком с сажей или посыпали ею картон, что оставляло на штукатурке черные точки.
Также уголь использовался при создании эскизов, набросков и зарисовок.
Необходимые инструменты
Для рисования портрета углем, как правило, используются:
- тонкий ластик;
- растушевка (бумажная палочка, используемая для растушевания и растирания, также с этой целью можно использовать бумажные полотенца);
- угольный карандаш (или кусок древесного угля);
- бумага.
Лучше всего для рисования углем подходит бумага с шероховатой поверхностью. Так как обычный ластик может втереть угольную пыль в бумагу, лучше использовать мягкий ластик-клячку.
Предварительный этап
Техника портрета углем включает несколько этапов. Сначала можно сделать легкий эскиз карандашом.
На первом этапе создания портрета углем выполняется базовый рисунок, который подчеркивает простую геометрию головы и помогает правильно вписывать детали в единое целое.
Следующий шаг предполагает добавление темных объектов и важных деталей, чтобы они не были потеряны в процессе создания рисунка.
Затем отмечаются большие массы света и тени. На этом этапе нет необходимости в акцентировании деталей.
Некоторые художники предпочитают начинать с самых светлых участков, постепенно переходя к самым темным. Такая техника подразумевает предварительное затемнение фона. Для этого при помощи наждачной бумаги угольная пыль наносится на лист, а затем аккуратно растирается при помощи бумажного полотенца. Угольная пыль растушевывается по спирали от центра к краям листа. После обозначения бликов художник переходит к серым, а затем и более темным тонам. Для выявления основных деталей эскиза и осветления участков используется ластик. Затемнения же делаются при помощи угля.
Детальная работа с рисунком
После этого начинается работа с полутонами и светом. Выполняется штриховка вокруг контуров для создания иллюзии трехмерного, объемного изображения. Пока работа выполняется без излишней детализации. Следует убедиться, что каждый тон, переданный в рисунке, соответствует базовой форме. Некоторые художники пользуются не растушевкой, а собственными пальцами, здесь техника не так важна, как получение правильного тона в нужном месте. Карандашные штрихи, использование ткани, щеток, все, что можно только придумать, может стать полезным методом при рисовании портрета углем.
Завершение рисунка
На завершающем этапе добавляются основные моменты, уточняются детали рисунка. Здесь может использоваться ластик. Всегда нужно сравнивать блики друг с другом, чтобы можно было судить об их относительности. Например, отображение света на рисунке может выглядеть очень ярким, в отличие от темных теней, окружающих ее. Следует учитывать, например, что свет почти никогда не будет таким ярким, как блики на щеке и лбу. Значения света и тени всегда должны поддерживать правильное соотношение между собой. Игнорирование этого правила испортит всю проделанную работу.
Рисование древесным углем – хорошо известный навык. Очень профессионально выглядящие черно-белые изображения можно нарисовать только при помощи небольшого куска древесного угля и ластика. Древесный уголь также является хорошим способом изучения градиентов серого. И элементов освещения. При рисовании портрета углем его можно использовать практически на любом типе бумаги.