Методическое объединение - это группа педагогов, которые совместными усилиями пытаются решать воспитательные и развивающие задачи. Оно включает учителей-предметников гуманитарных, математических, естественных, художественных дисциплин. Отдельно в каждой школе функционирует и методическое объединение учителей начальных классов.
Состав
В зависимости от специфики образовательного учреждения (числа педагогов) в каждой группе может быть 4-7 учителей одного направления деятельности. В рамках малокомплектных сельских школ формируется кустовое учебно-методическое объединение. В нем в очной либо дистанционной форме работают коллеги из нескольких школ.
Содержание деятельности
Работа методического объединения учителей достаточно многогранна и разнообразна. Учители анализируют вопросы, касающиеся повышения уровня учебной и воспитательной работы, качества навыков и знаний школьников, внедрения в практику инновационных педагогических методик. В ходе заседаний педагоги обсуждают учебники и образовательные комплекты (учебники, рабочие тетради), знакомятся с результатами апробации инноваций.
Работа методического объединения связана с составлением разнообразных проверочных тестов и контрольных работ для школьников, а также детальной проработкой результатов их проведения.
Характер деятельности
Методическое объединение - это группа творческих и ярких коллег. Их работа осуществляется по четкому плану. В нем формулируются особенности педагогической работы педагогов данного профиля, ставятся цели и задачи на новый учебный год, выявляются основные педагогические и организационные мероприятия:
- экспертиза материалов;
- оформление кабинетов;
- определение тем для самообразования;
- создание графика проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- определение тем для проведения заседаний.
Руководство МО
Кто возглавляет методическое объединение? Начальные классы в основном курирует заместитель директора по УВР, а руководитель группы назначается один из педагогов, который пользуется заслуженным уважением и доверием у своих коллег. В конце каждого полугодия составляется отчет по работе МО, в котором отмечаются направления деятельности, полученные результаты.
К примеру, методическое объединение воспитателей создается на базе детского дошкольного учреждения. Оно включает творческих и ярких людей, которые ищут оптимальные воспитательные приемы при работе с подрастающим поколением.
Методическое объединение - это совокупность единомышленников, заинтересованных в повышении собственного интеллектуального и профессионального уровня.
План работы МО
Предлагаем вариант планирования методической работы учителей ЕНЦ на полугодие.
- Работа над методическими темами.
- Обобщение опыта работы: публикации, выступления, мастер-классы.
- Повышение мотивации у обучающихся к предметам ЕНЦ путем вовлечения их во внеурочную проектную и исследовательскую деятельность. Работа с одаренными и талантливыми детьми.
- Повышение квалификации: курсы повышения квалификации, аттестация.
- Повышения внимания к профильному обучению: элективные и факультативные курсы.
Вопросы, рассматриваемые в 1 четверти:
- Планирование мероприятий в рамках декады экологии.
- Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по математике, экономике, физике, информатике, химии, биологии, экологии географии.
- Планирование участия педагогов МО во Всероссийском конкурсе методических разработок.
- Разное (вопросы о выдвижении кандидатур на награждение ведомственными наградами, анализ проблем).
- Отчеты по темам самообразования по графику.
Заседания МО во 2 четверти:
- Планирование декады математики, информатики.
- Отчеты по темам самообразования по графику.
- Разное.
Отчетность
Так как методическое объединение - это группа, которая создается по приказу директора образовательной организации, ее руководитель составляет отчет о работе по форме, выбранной в школе (детском саду). Что должно быть включено в отчетность? В первую очередь отмечается собственное образование. Методические объединения – форма работы, позволяющая повышать профессионализм современного педагога. Предлагаем вариант отчета по работе МО ЕНЦ за полугодие.
Тема работы: «Системно-деятельностный подход при формировании и развитии школьников при внедрении образовательных стандартов нового поколения».
Цели деятельности:
- формирование у обучающихся основных компетенций путем вовлечения их в практическую деятельность;
- выявление оптимальных методических приемов и образовательных программ по техническим и естественным дисциплинам;
- систематизация лучшего опыта работы учителей-предметников;
- создание комфортного климата в педагогическом коллективе
Задачи творческой группы учителей ЕНЦ
Работа педагогов направлена на решение следующих задач:
- формирование позитивной ситуации, повышение мотивации школьников для мотивации их на приобретение новых умений и навыков;
- модернизация методики проведения разнообразных мониторингов, направленных на выявление проблем;
- подбор способов решения конфликтных ситуаций;
- развитие одаренных детей посредством включения в профессиональную деятельность современных педагогических методик воспитания и обучения;
- совершенствование работы с одаренными учащимися;
- повышение значимости внеурочной деятельности;
- работа по обобщению и обмену опытом между преподавателями
Работа МО осуществляется по трем направлениям:
- преподавание предметов в соответствии с современными требованиями к уроку;
- внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения математике, физике, информатике, химии;
- внеурочная деятельность, направленная на развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к изучению предметов.
Темы по самообразованию
Для повышения своего профессионального уровня каждый педагог работает над конкретной проблемой. Темы для самообразования:
- системно-деятельностный подход в обучении математики в рамках ФГОС;
- методы формирования у обучающихся математических знаний;
- развитие УДД на уроках математики;
- инновационные подходы в преподавании химии
Педагоги принимали участие в следующих семинарах и профессиональных конкурсах:
- конференция «Решения в области ИКТ в образовании»;
- семинар «Организация проектной работы»;
- олимпиада «Проекты и исследования в современном отечественном образовании»;
- всероссийский конкурс для педагогов «Лучшая методическая разработка»
За анализируемый период учителями-предметниками МО были проведены мастер-классы, оформлены публикации:
- в федеральном проекте «Звезды нового века»;
- на сайте «Инфоурок»;
- в районном методическом сборнике
Для повышения уровня преподавания педагоги систематически проходят курсовую подготовку. За рассматриваемый период учителя ЕНЦ освоили следующие курсы:
- «Решение заданий ОГЭ и ЕГЭ: математика", 48 ч.;
- «Информатика и программирование в 8-11 классах», 72 ч.;
- "Решение заданий ОГЭ и ЕГЭ: математика", 24 ч.;
- «Химия. Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся», 72 ч.;
- «Физика. Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся», 72 ч.
В рамках заседаний МО учителей ЕНЦ коллеги делились опытом работы над темой по самообразованию, анализировали проведенные ими открытие уроки и внеурочные мероприятия.
Работа с талантливыми детьми
Отдельное внимание в любом методическом объединении уделяется организации работы с одаренными и талантливыми детьми. В рамках заседаний учителя проговаривают методики раннего выявления талантливых детей, что позитивно отражается на формировании познавательного интереса у школьников к преподаваемым дисциплинам. Результатом такой работы является наличие призером и победителей районного, областного этапов всероссийской предметной олимпиады.
В рамках внедрения образовательных стандартов нового поколения обязательным элементом является вовлечение школьников в проектную и исследовательскую деятельность. На заседаниях методического объединения учителя ЕНЦ делятся опытом проектной и исследовательской работы со своими подопечными. За анализируемый период ребята стали победителями и призерами престижных конференций и творческих конкурсов разного уровня:
- международного конкурса «Безопасный мир» от проекта «Кругозор»;
- международного квеста по предпринимательству;
- международного конкурса «Мириады открытий»;
- всероссийского конкурса «Энергия и среда обитания»;
- конкурса творческих проектов школьников от компании "Сименс";
- научно-практической конференции "Шаг в будущее"
Заключение
В любой образовательной организации осуществляется планомерная и систематическая работа, направленная на продвижение инновационного педагогического опыта, обсуждение спорных вопросов, касающихся воспитания и обучения подрастающего поколения.
План работы, составляемый в каждом предметном объединении, является четкой структурой, позволяющей оценивать эффективность самообразования учителей и воспитателей, предотвращать «профессиональное выгорание» работников. При правильном подходе МО педагогов является стимулом для развития учителей-предметников.