В широком смысле слова маркетинг – это комплексная система организации деятельности, связанной с изучением рынка. Обычно маркетинг обладает прикладными, целенаправленными свойствами, направленными на исследование потребительских возможностей покупателя. Цель маркетинга – удовлетворение покупательского спроса и извлечение максимальной прибыли от продаж.
Различные сферы бизнеса вовлечены в комплексный маркетинг: от изучения спроса или конкуренции, до изготовления уникального предложения и его реализации.
На передовой
Искусство правильно и своевременно предложить товар не возникает из ничего.
За каждым успешным бизнесом стоит кропотливая исследовательская работа – комплексный маркетинг. Он включает исследования на всех стадиях деятельности организации по замыслу, разработке, изготовлению и сбыту продукции, которая пользуется спросом у потребителя.
Любая ошибка в маркетинговых исследованиях может привести к краху. Неслучайно маркетинг называют передовой любого бизнеса.
Главными плюсами направления комплексного маркетинга можно назвать:
- достижение долгосрочных целей и создание конкурентоспособного бизнеса;
- возможность применения нестандартных способов изучения слабых и сильных сторон компании, поддержка бизнеса универсальными решениями;
- объективный анализ отрасли бизнеса и, в частности, компании, применившей комплексный.
Принцип необходимости
Высокая конкуренция, связанная с перепроизводством, энергетический и сырьевой кризис привели к возникновению нового принципа ведения бизнеса, известного как системный или комплексный маркетинг.
По содержанию системные исследования рынка включают:
- непрерывный и последовательный сбор информации о рыночных ресурсах;
- внедрение инновационных технологий в сферу производства;
- комплексное решение различных текущих задач;
- стратегическое планирование, стремление к долговременным достижениям;
- применение и развитие технологии коммуникаций и взаимодействия с потребителем;
- проведение кластерных исследований с целью поиска слабых мест у конкурентов, открытия новых возможностей;
- исследование потребительского поведения, вплоть до типологии поведенческих принципов покупателя и формирования его новых потребностей.
Все эти задачи решает комплексное исследование в маркетинге.
Кто музыку заказывает
Стремление фирмы или предприятия к достижению эффективности и коммерческого успеха, завоеванию ведущих позиций на рынке, заставляет проводить ревизию маркетинговой деятельности, проверяя правильность установленных доктрин завоевания рынка.
По сути, ревизия маркетинга – это комплексное, системное и беспристрастное изучение маркетинговой деятельности фирмы с целью определения недостатков и проблем в этой области, подготовки рекомендаций и новшеств маркетинговой стратегии.
Направления и ревизия маркетинга зависит от способов проведения.
- Внутренняя – проводится силами своих сотрудников, отличается доступностью и лояльной ценой. Не всегда возможна объективная оценка деятельности.
- Внешняя – проводится приглашенными специалистами, аналитиками в различных сферах знаний. Отличается беспристрастностью и комплексным характером исследования, а также высокой ценой и возможностью утечки информации.
Оба вида, понимаемых как ревизия, - это комплексное, системное и беспристрастное исследование. Его венчает подготовка результатов и рекомендаций на базе полученных сведений, дальнейшее сопровождение фирмы до получения положительных результатов от внедренных новшеств в маркетинговую стратегию.
Шесть частей одного целого
Как же проводится ревизия маркетинга? Это комплексное, системное и беспристрастное исследование. Оно условно разделяется на шесть этапов:
- Аудит маркетинговой макро- и микросреды организации c проведением постатейного анализа. Макросреда затрагивает природные, экономические, технические и другие факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия.
- Проверка стратегии маркетинговой деятельности. На этом этапе анализируются цели и задачи маркетинга предприятия, исследуются бизнес-план и новаторские программы.
- Анализ деятельности специалистов по маркетингу, их взаимодействие с другими службами фирмы, эффективность организационной структуры. Заказать комплексный маркетинг и его ревизию можно в специализированных аудиторских фирмах или провести собственными силами.
- Аудит инноваций и систем планирования в области маркетинговой политики, проверка стабильности и качества маркетингового контроля.
- Анализ прибыльности продаж по отношению к затратам.
- Проверка функциональности товарной и ценовой политики компании, анализ факторов стимулирования продаж, таких как затраты на рекламу или проведение промоакций силами предприятия.
Расширяем границы взаимодействия
С ростом IP-технологий усилились и возможности, которые может дать фирме комплексный маркетинг.
Интернет-пространство позволяет компаниям и организациям более успешно завоевывать потребительский рынок. А также охватывать большие аудитории путем создания собственных сайтов и их раскрутки.
Помощь в расширении сферы влияния фирме может оказать агентство комплексного интернет-маркетинга. Ведь главное – не только повысить трафик посещения сайта, но и удержать покупателя, приобщить его к покупкам и лояльному отношению к бизнесу фирмы. Этого достичь непросто, но можно, если заказать комплексный маркетинг в Интернете.
Задачи, которые решает интернет-маркетолог:
- приводит на сайт посетителей;
- стимулирует произвести покупку, не покидая сайт.
Также он проводит комплексный маркетинг в Москве, к примеру, а стоимость проведения интернет-маркетинга в столице начинается от 100 тысяч рублей.
Стоит ли игра свеч, как скоро окупятся затраты - это вопрос не риторический для любого бизнеса.
Какие задачи решает агентство комплексного интернет-маркетинга?
Для успешного бизнеса в Интернете используется глубокое изучение и привлечение новой аудитории, всестороннее исследование рынка.
На практике применяются пять основных этапов, способных повлиять на продвижение сайта компании.
- Визуализация целевой аудитории: точное определение своего покупателя, который заинтересован в вашем товаре или услугах. На этом этапе также определяется возрастная категория и финансовые возможности потенциального покупателя.
- Этап конверсии – преобразование покупателя потенциального в реального. На этом этапе важную роль играет концепция комплексного маркетинга, которая проводит широкое изучение рынка и может предложить покупателю толковые информационные тексты о товарах и услугах, фото- и видеоматериалы, отзывы, контакты для обратной связи. Этап нацелен на увеличение реальных покупателей в разы.
- Этап удержания потенциального покупателя на сайте. Как показывают маркетинговые исследования, на этом шаге фирме необходимо поработать над удобством интерфейса самого сайта, расширении ассортимента; предложить специальные акции и скидки, провести розыгрыши призов; предложить бесплатную доставку и пункты выдачи. Сделать все, чтобы будущий потребитель товара или услуги не потерял интерес и задержался на сайте как можно дольше.
- Этап охоты за головами. Комплексный интернет-маркетинг предлагает услуги по ремаркетингу – стоит один раз зайти на сайт, как в дальнейшем все посетители будут охвачены рекламными текстами с вашего сайта, кроме того, на данном этапе широко используется массовая рассылка "ВКонтакте", других социальных сетях.
- Реклама – не стоит забывать об основном двигателе торговли, убежденность покупателя в правильности покупки открывает фирме доступ к постоянному клиенту.
Характеристика инструментов, принятых в интернет-маркетинге
Тонкости технологий интернет-ресурсов должны соответствовать не только своим многоцелевым задачам, но и пройти проверку роботами, иначе перегруженный рекламой сайт может отправиться в «баден-баден» - на задворки поисковых систем - отдыхать.
Поэтому комплексный интернет-маркетинг использует следующие инструменты.
- SEO оптимизация – применение данного инструмента означает наличие на страницах сайта ключевых запросов, альт-атрибутов (альтернативных текстовых описаний иллюстраций), использование мета-тегов для передачи описания сайта поисковикам.
- Контекстная и медийная реклама в виде видео, баннеров и тизеров, которые заставляют пользователя переходить на сторонние ресурсы.
- SMM – применяется для охвата аудитории соцсетей.
- Создание контента – оригинальных текстов для наполнения сайта и распространения информации среди потенциальных покупателей. Основная задача – маркетинг и комплексный подход в изучении вопросов покупателей, подготовка ответов по интересующим видам продукции и услуг для целевой аудитории.
- Вирусный маркетинг продвигает сайт в первые строки поисковиков с помощью дополнительных скачиваний, репостов и лайков.
- Е-мэйл рассылки используются в комплексном интернет-маркетинге для уведомления о новых акциях, видах товаров и услуг, дополнительных бонусах и приятных подарках покупателю.
Эволюция маркетинга
Требования постоянно меняющегося рынка, целенаправленный и комплексный характер маркетинга вывели ряд концепций, без которых невозможны сегодняшние достижения в этой области.
Концепции развития включают:
- совершенствование производства – потребитель приобретает, в основном, доступные товары, широко представленные на рынке;
- улучшение качества товара без повышения цены – условие для процветания товара на рынке;
- интенсивность коммерциализации – включает сбытовые возможности производителя, необходима в области пассивного спроса на определенные виды продукции и услуги;
- постоянный поиск новых потребностей покупателя для создания возможности их удовлетворения;
- Комплексная система маркетинга и этическая концепция соотносятся как обеспечение безопасности новых видов товаров и услуг для всего общества или государства, а не только удовлетворение потребительских запросов.
К примеру, арендуя строительную технику, организация удовлетворяет такие потребности рынка, как сооружение высокопроизводительных объектов при минимальной себестоимости продукции высокого качества.
В то же время анализ комплексный маркетинга для компаний-арендаторов строительной техники обеспечивает и ощутимую пользу для общества: вследствие постоянного развития строительных технологий и внедрения инноваций в производство.
Это стабилизирует повышение потребительской ценности услуг для предприятий, арендующих строительную технику.
Как выбирать стратегию: информация для бизнеса
Актуальность продукции компании – всегда востребованный показатель. Для того чтобы удержаться на рынке, компания должна непрерывно развиваться и любыми способами исключать неопределенность и неизвестность своего положения, тогда усилия, затраченные на услуги комплексного маркетинга, не пропадут. В чем еще специфика?
Чтобы отбить свою долю на рынке, компании применяют комплексное исследование рынка, маркетинг как систему стратегий.
- Атака конкурента. Стратегия маркетинга организуется вокруг основного конкурента, связана она с агрессивными продажами и захватом рынка. Подобные атаки требуют больших финансовых вложений, львиная доля которых уходит на разработку превосходящего продукта и его продвижение.
- Окружение и захват. Данный вид стратегий нацелен на использование слабостей конкурента, с возможностью занятия ниш похожих продуктов и поглощением доли рынка конкурентов.
- Стратегия прыгающей лягушки. Заключается в безжалостном, молниеносном и решительном скачке по созданию конкуренции в сфере бизнеса. Обычно приводит к росту прибыли и усилению позиций управленческого маркетинга. Часто это использование инновационных продуктов, внедрение которых делает неактуальными усилия конкурентов.
- Flank attack или стратегия флангового удара. Агентство комплексного маркетинга может предложить проведение фланговой атаки. Она схожа со стратегией окружения, однако больше базируется на захвате рынка, который недостаточно полно обслуживается конкурентами. По сути, предполагает поиск новых рыночных ниш и утверждения на них в то время, когда конкурент занят развитием основного рынка сбыта.
Переходим к обороне
Зачастую крупные компании применяют оборонительную тактику в маркетинговых войнах. Существует много видов стратегий обороны с целью успешного ведения бизнеса.
- Мой дом – моя крепость. Стратегия крепости заключается в укреплении отношений с клиентами и улучшении показателей их обслуживания. Без радикальных изменений в товарном сегменте организация добивается увеличения продаж за счет программ лояльности, не тратя дополнительные ресурсы.
- Защита в движении. Стратегия мобильных действий. Она основывается на дифференцированном изменении продукта, факторах изменения рекламной стратегии. Быстрое продвижение вперед не позволяет конкурентам догнать или обогнать компанию, основавшуюся на рынке.
- Стратегия сдерживания. Заключается в укреплении компании на рынке путем конкуренции по скидкам. Завоевывается репутация фирмы, предлагающей непревзойденные и постоянные преференции для покупателя.
- Партнерские соглашения. Данная маркетинговая стратегия основана на объединении и создании альянсов мелких конкурентов против крупного. Например, мелкие магазины могут объединиться для предоставления бесплатных парковочных мест своим покупателям и успешно конкурировать с доминирующим конкурентом.
- Тактика отступления. Иногда приходится на время отступить, чтобы с новой силой принять участие в борьбе за свой бизнес. Если по соседству открывается магазин скидок более крупный, чем существующий, надо закрыться. А через некоторое время открыть новый магазин, более точечной торговой ниши, например, спортивных товаров со скидкой.
Комплексный маркетинг – издержки или недостатки по видам
Можно разделить маркетинговую деятельность по комплексному изучению потребительского рынка по отраслевой принадлежности. В зависимости от области применения, у каждого вида есть свои достоинства и недостатки:
- Промышленный или производственный маркетинг. Положительные стороны: охватывает новые рынки сбыта, обосновывает производственные программы, ценообразование. Недостатки: географическая зависимость, удорожание исследования на поиск новых видов продукции.
- Сбытовой или торговый маркетинг. Основная задача – поиск каналов движения товаров, логистика, складирование, создание сервиса торговли и последующего сервиса обслуживания. Недостаток – завышенные ожидания покупателя в отношении снижения цен и скидок, что может подорвать имидж торгового бренда или марки товара.
- Сфера услуг и маркетинг – отличается комплексом производственного и торгового маркетинга. Это способствует расширению взаимодействия различных областей экономики, что является несомненным плюсом. Как недостаток – трудно поддается учету и контролю, что мало способствует выработке своевременных рекомендаций.
- Комплексный маркетинг интеллектуального труда способствует внедрению информационных продуктов и информационных технологий. Недостатком является то, что эффективность от применения практически не поддается быстрому анализу, дает результаты в перспективе, что также не может прямо отразиться на увеличении продаж.
Тонкости и особенности товарных показателей
Успешный бизнес во многом зависит от показателей и характера спроса на свою продукцию. Поэтому комплексный маркетинг не обходится без детального изучения всех тонкостей покупательского спроса. Разнообразие спроса определяет и области исследований:
- конверсионный способ проведения маркетинга определен необходимостью возрождения спроса на товар, интерес к которому по каким-то причинам упал или вызывает неприязнь к товару, или услугам;
- включение стимулирующих механизмов – достаточно близко соотносится с конверсионным маркетингом, однако имеет свои тонкости и применяется при выходе нового вида товаров или услуг на рынок для формирования спроса;
- маркетинг развития необходим для оценки потенциальной необходимости в продукте, которого еще нет; основан на изучении скрытого спроса и возможных путях его удовлетворения;
- колеблющийся спрос вызывает необходимость проведения синхромаркетинга, исследований, целью которых является оживление ситуации на рынке и амортизация колебаний нестабильного спроса;
- ремаркетинг проводят тогда, когда упал интерес к предлагаемой продукции, заключается в подготовке инновационных решений по улучшению качества товаров и их брендовых наполнений;
- для снижения спроса и его стабилизации проводится демаркетинг, потому что излишний разогрев потребительского рынка приводит в дальнейшем к резкому спаду экономических показателей работы компании;
- маркетинг противодействия проводится в особых случаях, когда обнаружен иррациональный спрос, например, у конкурентов, вызванный демпингом цен или использованием иных механизмов недобросовестной конкуренции.
Куда путь держим
Комплексный маркетинг прочно вошел в мир современного бизнеса еще в 70-х годах двадцатого века. Он претерпел изменения и видоизменяется в зависимости от экономического, политического или исторического преобразования окружающего мира.
Путь развития складывался в такой последовательности:
- сбытовой – возникновение было связано с укрупнением производств, отдалением производителя от потребителя, возникновением монополий и ужесточением конкуренции;
- управленческий – определился высокими темпами и развитием новых технологий, связан с необходимостью изучения изменений потребительского спроса в связи с международным разделением труда;
- комплексный маркетинг нацелен на объединение предыдущих достижений в области воздействия на рынок;
- маркетинг взаимодействий.
Однако современный маркетинг – это система взаимодействий. Причем в самом широком смысле слова: от взаимодействия различных структур в самой компании и общей нацеленности на результат. До расширения взаимодействий с конечным потребителем, выход на долговременное и взаимовыгодное активное сотрудничество.
В мире глобализации экономики
Гибкость и своевременность – вот основные условия, от которых зависит современный бизнес, ведь то, что приносило успех вчера, может быть губительным сегодня. Таковы реалии и к ним надо приспосабливаться, а наиболее точные рекомендации, как удержаться на плаву, дает комплексный маркетинг в расширенном понимании – взаимодействия.
Расширились его сферы влияния от некоммерческих организаций до политических объединений. Успешное овладение приемами маркетинга, различных его моделей, мобильное приложение науки и практики дает значимые результаты.
Примеры успехов можно увидеть:
- в сфере медицины - институт микрохирургии глаза;
- среди учебных заведений - факультеты региональных учебных заведений, успешно борющихся за абитуриента.
Новые технологии маркетинга позволяют маркетологам продвигать в жизнь общественно-значимые проекты в области экологии, защиты окружающей среды, борьбы с наркотиками и курением.
В то же время бум информационных технологий, сверхбыстрая обработка информации позволяет развивать телекоммуникационные и интерактивные влияния на аудиторию. Это позволяет любой внутрифирменной сети распространить информацию о себе среди большого числа потребителей. Есть и минус – зачастую реклама попадает не к целевой аудитории, работает в холостую, не оправдывая затраты.
Волны маркетинговых инноваций и их влияние на потребителя оборачиваются информационной войной за потребителя, которому все трудней ориентироваться в точности и достоверности сведений.
Глобальный кризис мировой экономики, породивший рост безработицы и уменьшение покупательского спроса, заставляют бизнес искать новые пути преодоления и первый помощник – это грамотный, своевременный и методичный комплексный маркетинг.