Заброшенные подводные лодки сегодня вызывают повышенный интерес у всех любителей истории, особенно военной. С тех пор как армии разных стран стали использовать подводные лодки, они стали одной из основных сил военно-морского флота любой страны. Но со временем, как и любая другая военная техники, субмарины приходили в негодность. Сейчас во всем мире существует немало таких заброшенных баз.
Петропавловск-Камчатский
В большом количестве заброшенные подводные лодки находятся в районе Петропавловска-Камчатского, где раньше базировался целый дивизион подводных лодок. Бухта Бечевинская была строго засекречена, поэтому было решено переименовать ее в Финвал. Там находился дивизион субмарин, которые имели особое назначение, большинство отправляли сюда с Северного флота. Так, в 1971 году сюда прибыла бригада лодок из бухты Крашенинникова, находившейся в восточной части полуострова Камчатка.
В 1996 году бригада была окончательно расформирована, военные вывезли все ценное имущество, отключив воду и электроснабжение. С тех пор в бухте Финвал заброшенная база подводных лодок ВМФ России. Те суда, которые были еще на ходу, вернулись в бухту Крашенинникова.
Курильские острова
Как выглядят заброшенные подводные лодки, сегодня можно увидеть, например, на Курильских островах. Американские СМИ еще в 1982 году сообщали, что Советский Союз построил секретную базу субмарин в северной части острова Симушин, что всего в 400 километрах от Японии.
Действительно, советские военные еще в конце 70-х годов устроили взрыв в судоходном канале в районе бухты Броутона. За следующее десятилетие тут был построен город на три тысячи жителей. До наших дней их трех доков сохранился только один, который использовался для отдыха и ремонта субмарин между рейсами. Одна из важных миссий, которые должны были выполнять эти подлодки, это закладка взрывчатки вдоль японских берегов на случай возобновления военных действий.
Это была секретная база, от которой сегодня остались только ржавые и заброшенные подводные лодки.
Девенпорт, Англия
Не все кладбища погибших субмарин находятся на отшибе цивилизации. Для некоторых нашлось место поблизости от оживленных портов и морских путей. Так, в 2002 году Великобритании понадобилось место, в котором они смогли бы хранить атомные подводные лодки, большинство из которых были спроектированы еще во времена Холодной войны, а теперь устарели. Их отправили на военную базу Девенпорт, там и образовалась заброшенная база подводных лодок.
В 2014 году к ним присоединилась субмарина "Неугомонный". Вместе с остальными судами она продолжает ржаветь в доках, в то время как ее ядерный двигатель остается неповрежденным. Военные чиновники утверждают, что содержать здесь атомные субмарины абсолютно безопасно, но общественные активисты все чаще поднимают вопрос об утилизации радиоактивных отходов, которую придется проводить при демонтаже заброшенных подводных лодок.
Сейчас на этом "кладбище" находится 12 субмарин.
Балаклава, Крым
База подводных лодок, известная во времена Советского Союза как "объект 825 ГТС", находится в городе Балаклаве на территории Крыма. Когда-то она была тщательно засекречена. Для сохранения конфиденциальности был даже проделан подземный канал в скале, который вел к сухому доку. Там хранили и ремонтировали вооружение. Строительство этого объекта велось с 1957 года.
В 1991 году появились первые планы по отказу от использования этой базы. Окончательно она была закрыта в 1996-м. Теперь туристы могут осмотреть заброшенные подводные лодки СССР, оценив всю их ужасающую мощь. На этом военном объекте сохранились бетонные стены и коридоры, способные выдержать ядерный удар.
Интересно, что у базы было еще одно назначение. Именно здесь осуществлялась секретная программа по обучению дельфинов для использования в военных миссиях. Животных обучали устанавливать маячки на вражеские корабли или закладывать взрывчатку. Сегодня тут только заброшенные подводные лодки России.
Хара, Эстония
В районе деревни Хара на территории современной Эстонии располагается старая база советских подводных лодок. Интересно, что заброшена она была совсем недавно, но выглядит так, будто тут уже десятки лет не ступала нога человека.
Ее строительство было завершено к 1958 году. На протяжении многих лет она оставалась ключевым объектом советских вооруженных сил на Балтике. Кстати, строили ее из камня, который получали, разбирая дома в близлежащих деревнях. До сих пор над водой возвышаются остатки старого маяка. База была брошена в 1992 году.
От заброшенных подводных лодок, фото которых есть в этой статье, осталось немного. Уличные художники используют остовы субмарин для своих граффити.
Остров Мэй
Одним из самых засекреченных событий Первой мировой войны стала битва у острова Мэй. Хотя в действительности никакого сражения там не происходило.
Англичане проводили учения субмарин класса К, которые на тот момент оставались еще "сырыми". Поговаривали даже, что те, кто отправляется служить на эти лодки, вступает в клуб самоубийц. Всего было построено 18 подлодок этого типа, которые никогда не участвовали в боях. Шесть из них погибли в результате несчастных случаев.
Трагедия произошла неподалеку от Скапа-Флоу в Шотландии. Сначала столкнулись две ведущие субмарины, в них врезались другие лодки, а затем и флагманский корабль. В общей сложности погибло около ста моряков. Сейчас злополучное кладбище субмарин изучают историки.
Остров Сазани
Возле албанского острова Сазани в годы Холодной войны существовала база советских подводных лодок. Когда в 1961 году Албания отказалась от участия в Варшавском договоре, база была захвачена вместе со всеми субмаринами, которые на ней находились.
При этом фактически они никак не использовались. В 90-е лодки устарели, база оказалось практически полностью заброшенной. Сейчас рассматривают вариант ее открытия в качестве туристического объекта, но в данный момент тут царит полное запустение.
База, где находятся заброшенные подводные лодки, представляет собой запутанный лабиринт подземных тоннелей, в котором когда-то разрабатывалось химическое и биологическое оружие. Сейчас это миниатюрный форпост, который используется контрабандистами на пути между Италией и Албанией.
Совсем недавно тут стала возрождаться жизнь, когда ее в качестве тренировочного лагеря стали использования англичане. В 2013 году американские морпехи провели учения, на которых отработали противодействие террористам и пиратам.
Атолл Джонстон
Атолл Джонстон - одна из самых отдаленных военных баз во всем мире. Он находится посередине Тихого океана. С 1930 года становится крайне важным для американских военных служб. Со временем это стала одна из ключевых станция дозаправки, ремонта и техобслуживания подводных лодок и самолетов.
Во времена ее расцвета здесь жили и трудились более тысячи человек, в 40-е годы на атолле испытывали ядерное оружие. Сейчас в этом месте остается немало проблем, в первую очередь связанных с экологией. Например, именно на Джонстоне располагается завод, ответственный за утечку "Агента Оранж" в окружающую среду. А испытание вооружения, которое здесь проводилось в 50-60-е годы, спровоцировало массовые выбросы нефтепродуктов.
Сейчас объект контролируют американские военные, но здесь достаточно заброшенных подводных лодок.
Остров Вис
Хорватский остров Вис сегодня привлекает туристов со всей планеты. Это очень красивое и уединенное место, которое было заселено еще в четвертом веке до нашей эры.
При этом стратегическое значение оно приобрел значительно позже, когда в 1944 году в его окрестностях был вырыт один из первых современных военных тоннелей, ставший важной точной в борьбе за независимость от диктатора Тито. В 1989 году его забросили, остров был окутан завесой таинственности, на протяжении всего времени он использовался в качестве военной базы.
Сегодня подводный док заброшен. При этом он оставался одним из самых значимых объектов, которые остались после демилитаризации, а скрыт был глубоко внутри горы. Когда закончилась Вторая мировая война, это была одна из самых больших военных баз на территории бывшей Югославии.
Разветвленная сеть подземных тоннелей должна была обеспечить полноценную военную поддержку в годы Холодной войны. Но и сейчас еще существует присутствие на этом красивом и живописном острове, делая его окрестности еще более нереальными.
Сейчас около трех с половиной тысяч местных жителей соседствуют с заброшенными тоннелями, пустыми казармами и сухими доками, покинутыми, наверное, навсегда.
Sub Marine Explorer
Часто подводные лодки гибли в самом начале своей истории - в последние десятилетия XIX века. С тех пор они подвергаются разрушительному воздействию времени. Одна из недавно обнаруженных называется Sub Marine Explorer.
Она была построена немецкими изобретателями подводных судов, причем они были гражданскими, а не военными. Судно затонуло в Тихом океане, неподалеку от берегов Панамы. Его построили в 1865 году, частной компанией, которая использовала его для поиска жемчуга.
Субмарина была оснащена люками для сбора устриц с морского дна, что значительно упрощало весь процесс. На самой лодке хватало места для шести человек, освещалась субмарина свечами. Сжатый воздух закачивался в судно, когда требовалось, чтобы оно всплыло. Однако его разработчики не учли явление декомпрессии, что и привело к трагедии.
После нескольких пробных погружений пришли к выводу, что судно готово работать в полной мере. Но когда погружения стали более глубокими и длительными, погиб изобретатель Юлиус Кроль. Причем болезнь развивалась настолько долго, что поначалу врачи не связывали ее с погружением на морское дно. Поэтому команда продолжала осуществлять погружения, находя жемчуг на тысячи долларов. В результате таинственный недуг поразил их всех. Сейчас находка этой субмарины открыла очередную страницу в истории подводного мореплавания.