Японская субкультура: классификация, разнообразие форм и видов, мода, обзоры и описание с фото

Виды японской субкультуры настолько необычны и разнообразны, что в наше время привлекают большое количество последователей по всему миру. Немало их и в России. В этой статье есть информация о нескольких самых распространенных типах, их особенностях и приверженцах.

Влияние Запада

Рассматривая суть японских субкультур, стоит отметить значительное влияние на них Запада. Корни всех явлений и тенденций, которые вы можете встретить в этой азиатской стране, в действительности родом из западного общества.

Интересно, что первоначально жители Японии относились к европейцам исключительно негативно. Например, португальцы, высадившиеся на берегах этой страны в 1543 году, практически сразу получили прозвище "южные варвары". Внешность и одежда европейцев долгое время воспринимались японцами как лишенные элементарной красоты, всячески высмеивалась. А когда у власти встал Токугава, большинство европейцев были попросту изгнаны из страны.

Вторая волна вестернизации

Новая волна влияния европейского общества на японцев отмечается с конца XIX – начала XX века, когда в стране прошла Реставрация Мэйдзи. Теперь европейская одежда все активнее замещала собой японскую. Выглядеть по-западному уже тогда стало считаться модным и престижным.

В 1920-х годах стали появляться молодые женщины, которые слушали джаз, игнорировали традиционные правила поведения для японок. После поражения во Второй мировой войне американцы заселили целый района Токио под названием Хиродзюку. Японская молодежь все чаще стала там бывать, чтобы приобщиться к западной культуре. В 1950-х годах Хиродзюку стал считаться символом западной культуры, именно отсюда ведут свои истоки некоторые субкультуры Японии.

Уже в то время молодые японки увлекались солярием, чтобы приобрести смуглую кожу, а парни хотели быть похожими на исполнителей хип-хопа из США. Чтобы походить на иностранцев, многие начинают осветлять волосы.

Отрицание традиций

По мнению исследователей, в основе многих субкультур Японии лежит отрицание древних традиций, которые веками определяли менталитет жителей этой страны. Недопустимым всегда считалось публичное выражение своих чувств, излишняя эмоциональность.

Некоторые тенденции, конечно, сохранились. Например, японцы и в наши дни труд на благо коллектива ставят выше, чем собственные амбиции и стремление продвинуться вверх по карьерной лестнице. Эти традиции можно проследить и в современном этикете.

При этом отход от устоявшихся правил можно проследить в японской субкультуре у девушек. Сейчас представление о японках полностью противоположно тому, что существовало еще пару десятилетий назад.

Японские девушки

Именно девушки часто становятся главными представителями японской субкультуры. Если раньше японке полагалось быть обязательно молчаливой, кроткой и послушной, то затем они стали одеваться броско и вызывающе, подчеркивая свою сексуальность. К тому же вели себя намеренно развязно.

Со временем в японском обществе распространилось представление, что представительница слабого пола имеет полное моральное право одеваться как угодно, чтобы продемонстрировать всем окружающим без исключения внутреннее соответствие своему стилю одежды.

У современной молодежи необычайно популярен протест против традиционных укладов жизни, он явно прослеживается в некоторых видах японской субкультуры. Например, на японском телевидении до сих пор запрещено рассказывать про жизнь секс-меньшинств, а когда в 2006 году впервые в истории местного телевидения был продемонстрирован документальный фильм про лесбиянок и геев, то для подавляющего большинства жителей это стало по-настоящему революционным событием. При этом музыканты модных японских групп носят стилизованную женскую одежду, разыгрывают во время своих выступлений любовные отношения между мужчинами только для того, чтобы демонстрировать свои эстетические идеалы, шокировать и привлекать новых поклонников.

Отрицание традиционных идеалов нередко доходит до абсурда. Например, на улицах района Харадзюку, который до сих пор остается одним из самых модных, можно встретить мужчин в юбках, которые не являются представителями секс-меньшинств, а женскую одежду носят, чтобы продемонстрировать свой протест против общества.

Стиль Викторианской эпохи

«Лолита» – японская субкультура, которая основана на том, чтобы носить костюмы эпохи рококо и времен английской королевы Виктории. В последнее время популярность набирает готическая мода. Сегодня это одна из самых популярных субкультур в Японии. Мода, которой нужно соответствовать, чтобы причислить себя к ней, нравится многим.

Субкультура Лолит

Костюм классической «Лолиты», которую сегодня можно встретить на улицах Токио и других крупных японских городов, состоит из платья или юбки по колено, блузы, головного убора, высоких туфель на каблуках (или ботинок на внушительной платформе).

Данный стиль появился в конце 1970-х годов, когда несколько крупных лейблов стали продавать такую одежду. В 1990-е годы популярности этой субкультуре в Японии (фото которой вы найдете в этой статье) добавила музыкальная готик-рок-группа Malice Mizer.

Интересно, что имя Лолита в названии самой субкультуры не имеет прямого отношения к одноименному роману Нобелевского лауреата Владимира Набокова. Такое название представительницы этого движения получили благодаря своим костюмам и стилю, который напоминает платья для детей. При этом никакого акцента на их образе жизни и сексуальных предпочтениях не делается.

Виды «Лолит»

Сейчас на улицах этой азиатской страны можно встретить несколько видов «Лолит». Классическая является самым зрелым примером, в одежде она ориентирована на стиль барокко. Его чаще всего рассматривают как зрелый и сложный стиль из-за применения замысловатых узоров, ткани приглушенных цветов. Макияж таких девушек редко бывает броским, акцент направлен на естественный вид.

Готическая Лолита

Изначально чрезвычайно популярной стала "готическая Лолита". Она возникла как социальный протест против беспечных и излишне ярких гяру, о которых будет рассказано подробнее дальше. Этот тип характеризуется мрачной одеждой и макияжем. Черная подводка вокруг глаз, ярко-красная помада – главные элементы. Как правило, одежда черного цвета. В крайнем случае белого, темно-красного или пурпурного. Популярны ювелирные украшения, присущие европейским готам. Также часто встречаются кошельки и сумки в готическом стиле с изображением летучих мышей, гробов и крестов.

«Сладкая Лолита» появилась из викторианской Англии и эпохи рококо. Здесь все сосредоточено на детском аспекте персонажа. В основе костюма лежит одежда жизнерадостных ярких цветов, которые еще называют "конфетными". Косметика подчеркивает естественный вид, чтобы сохранить детское лицо. Для такой «Лолиты» важен акцент на инфантильности. Непременные атрибуты костюма – это кружева, зонтик, банты, ленты. Часто можно увидеть отсылки к Алисе из Страны чудес, классическим сказкам, сладостям и фруктам.

"Панк-Лолита" соединяет в себе элегантность с агрессией панка. Популярный костюм состоит из юбки и футболки (или блузы). На ногах чаще всего ботинки или сапоги на двойной подошве.

"Я не могу жить без мужчин"

Этот рекламный слоган европейских джинсов 1970-х годов стал девизом для молодых девушек, причисляющих себя к японской субкультуре гяру. Ее название происходит от английского искаженного слова girl, которое переводится как "девушка".

Японские девушки гяру

Современные представительницы этого движения заслужили эпитеты "дегенеративные школьницы" и "заставляющие родителей плакать". Так их оценивают из-за стремления нарушать традиционные для этой страны табу, за излишнее увлечение западными ценностями.

Классические гяру выделяются откровенно легкомысленным поведением, страстью к модной и яркой одежде, позитивным мышлением в любой ситуации, собственными представлениями об идеалах красоты. Примечательно, что к этой японской субкультуре (фото которой вы можете встретить в этой статье) могут принадлежать и мужчины. В этом случае они называются гяруо. Когда они появились, то быстро стали одним из ключевых элементов уличной моды.

Рост популярности

В 1970-е годы их популярность была в первую очередь связана с выходом больших тиражей журнала Pop-teen, который стал иконой стиля для многих японок. Благодаря ему они учились быть сексуальными. В дальнейшем появилось еще много гяру-изданий, причем их издатели часто приходили из порноиндустрии.

Субкультура гяру

В 1980-е годы к гяру присоединились так называемые когяру, которых исключили из школ за отказ носить традиционную форму. Они это делали из-за стремления казаться взрослыми, демонстрировать окружающим свою независимость.

В 1990-е годы про когяру стали рассказывать многие иностранные журналисты, отмечая, что они практикуют деятельность "оплачиваемых свиданий". После такой славы многих из них стали напрямую ассоциировать с проститутками. В середине 1990-х годов выходили документальные фильмы, в которых представительниц этой субкультуры характеризовали как юных девушек, которые занимаются проституцией ради дорогих аксессуаров и модной одежды.

Разновидность гяру

Со временем из субкультуры гяру стали выделяться всевозможные направления. Самое известное из них – японская субкультура гангуро.

Представители этого стиля появились в 1990-е годы, сразу начав дистанцироваться от классических взглядов на представительниц слабого пола в стране. Их ключевыми отличительными чертами стали такие элементы, как бросающийся в глаза загар, сильно осветленные волосы и яркая одежда. Также у них популярна обувь на высоком каблуке или двойной подошве.

Субкультура гангуро

Стоит отметить, что сам стиль считается бюджетным, одежда, которую предпочитают гангуро, не стоит дорого. При этом основные затраты приходятся на солярий и косметику. Своей популярностью этот стиль обязан поп-певице Намиэ Амуро. Именно она ввела моду на осветленные волосы, загар и стиль, сочетающий юбку с сапогами.

Многие исследователи отмечают, что в сути этой субкультуры лежит отрицание классических представлений о женской красоте в Японии, к тому же это своеобразный ответ на социальную изоляцию, в которой страна находилась долгие годы, и консерватизм, до сих пор присутствующий в большинстве школ. Популярность стиля объясняется и тем, что юные японки мечтали быть похожими на калифорнийских девушек, которых видели в фильмах и сериалах в 1990-е годы.

В СМИ чаще можно встретить негативные оценки об этой субкультуре. Считается, что ее представительницы неразборчивы в сексуальных связях.

Загар

Любовь к соляриям отличает представительниц гангуро от других японских субкультур. Часто их загар настолько сильный, что девушки становятся похожими на мулаток.

Среди гангуро есть несколько радикальных движений, которые принято называть ямамба. Они отличаются еще более глубоким макияжем, а волосы могут быть самой радикальной расцветки.

Мультипликация

Одна из самых популярных японских субкультур – аниме, или отаку. Причем она набрала известность не только в самой Японии, но и далеко за ее пределами, в том числе и в России.

Увлечение аниме

Главное отличие японской анимации заключается в том, что она предназначена в первую очередь не для детей, а для подростков и взрослых. За счет этого она так популярна. Аниме отличается характерным изображением фонов и персонажей, выпускается в формате полнометражных фильмов и телесериалов.

Источниками для аниме чаще всего являются комиксы, лайт-новеллы и компьютерные игры. Иногда аниме рисуют на основе произведений классической литературы (к примеру, сериал «Классические истории»).

Фестивали

Фестивали и сборища фанатов этой субкультуры проходят по всему миру. Как правило, это мероприятие, которое длится несколько дней. Часто фестивали становятся популярной площадкой для рекламодателей. На самые крупные приглашают известных деятелей, прославившихся в области аниме.

Переодевание в любимых героев

Фестивали всегда сопровождаются косплеем, то есть переодеванием в своих любимых персонажей.

Жанры аниме

В Японии выделяют несколько основных жанров аниме:

  • кодомо (для детей до 12 лет);
  • сенэн (для юношей до 16-18 лет);
  • седзе (для девушек до 16-18 лет);
  • сэйнэн (для мужчин от 18 до 40 лет);
  • дзесэй (для взрослых женщин).

По жанрам выделяют самурайские боевики, киберпанк, идолы (действия связаны с поп-звездами), этти (в основе показ эротических сцен), хентай (порнография), парапсихологические, социальные, психологические триллеры и боевые искусства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.