С точки зрения исторического возраста Выборгский порт выиграл бы спор с портом в Архангельске. Он старше северного соседа на пятьдесят семь лет. Но самым старым портом в России считается архангельская верфь. Все дело в том, что Выборг тогда был Вииборгом, и порт был шведским.
Шведская история
В 16-ом веке звание стапельного города нужно было заработать. Оно давало право не только принимать иностранные суда, но и самим торговать через своих купцов. Выборг получил это звание в 1527 году.
Выборгский порт имел великолепную локацию – в середине главного балтийского торгового пути. Шведы, датчане, голландцы сделали Выборг основным местом купли-продажи, а для торговых людей из Великого Новгорода порт стал настоящим логистическим хабом - главным транзитным перевалочным пунктом.
К концу 19-го века Выборгский морской порт стал не только крупным торговым центром, но и имел в своем распоряжении отличный флот из 126 судов. Кроме грузовых, портовые суда занимались и пассажирскими перевозками. По площади это был один из самых больших европейских портов, он делился на внешний и внутренний, а внутренний порт – на Северный и Южный.
Сегодняшний портовый статус
Именно Южный порт превратился в итоге в «Порт Выборгский», чье географическое расположение удачным назвать нельзя. Он находится прямо в центре города и, более того, «подпирается» местным судостроительным заводом.
Портовое хозяйство по своей специализации относится к универсальным, которые принимают и обрабатывают самые разнообразные грузы: насыпные, наливные, навалочными, пищевые, химические и т. д.
Порт очень длинный, его протяженность составляет около полутора километров вдоль берега залива. Он состоит из тринадцати причалов, и только один предназначен для пассажирских судов. Остальные работают исключительно с грузами.
Портовые характеристики
В деятельности портов существуют профессиональные критерии и технические характеристики, необходимые для представителей флотов. Например, Выборгский порт может обеспечить закрытое и открытое хранение грузов, услуги по их перевалке, транспортно-экспедиторское сопровождение грузов, агентирование судов и многие другие услуги.
Навигация в Выборге круглогодичная, но в зимнее время нужна помощь ледокола. Круг стран, чьи суда часто пользуются услугами порта в Выборге, следующий: Германия, Финляндия, Швеция, Бельгия, Дания и Норвегия.
В советский период предприятие работало с сумасшедшей нагрузкой: суда разгружались и загружались круглосуточно в три смены, суммарный вес переваленных грузов достигал трех миллионов тонн в год. Портовая жизнь кипела. Но потом все это закончилось.
Букет портовых неприятностей
После распада СССР в период приватизации у Выборгского порта все сложилось самым неудачным образом. В хозяйственные неприятности «вложились» следующие факторы:
- Изношенность оборудования и устаревшая инфраструктура.
- Малая глубина осадки судов и короткие подходные пути.
- Локализация в центре города без какой-либо возможности расширения.
- Частая смена собственников и управленческая некомпетентность.
Рентабельность порта захромала на обе ноги: шесть причалов были попросту закрыты из-за предельной изношенности. Даже в альбомах городских фото Выборгский порт почти не присутствует: выглядит он непрезентабельно со всех сторон, что уж говорить…
Несмотря на новое гордое название ООО «Порт Выборгский», он превратился в бедного родственника соседнего порта Высоцкого. Факт особенно обидный, потому что порт Высоцкий раньше даже портом не считался, а был всего лишь вспомогательным портопуктом. Его трансформацию можно описывать в учебниках по операционному менеджменту: Высоцк сделал ставку на уголь и выиграл. Теперь это один из самых мощных угольных терминалов на Балтике.
Выборг же допустить уголь в порт никак не может – он расположен в самом центре города. Поэтому грузовая номенклатура у предприятия не меняется: минеральные удобрения, алюминий, цемент, лес, металлы.
Перспективы Выборгского порта: управленческий кейс
В учебных центрах для топ-руководителей любят проводить различного рода конкурсы с решением сложных многоуровневых управленческих задач, взятых из реальной жизни. Будущая стратегия порта в Выборге могла бы стать отличным кейсом для какого-нибудь общероссийского конкурса с привлечением светлых голов для поиска эффективной стратегии порта.
Налицо дилемма:
- Заняться модернизацией и перепрофилированием грузовых причалов, что потребует вложения огромных средств. Сузить профиль грузового порта на перевалку контейнеров и автомобилей, например.
- Свернуть грузовую составляющую порта, снести грузовые причалы и сконцентрироваться на туристическом компоненте в виде современного мощного причала для пассажирских лайнеров и паромов.
Учитывать придется многие серьезнейшие факторы. Например, злосчастную осадку судов, которая в Выборгском порту предельно низкая – всего шесть с половиной метров. А длина судов для захода в порт не должна превышать 140 метров. Если продолжать заниматься морскими грузами, глубину фарватера нужно увеличить хотя бы на метр – до глубины семи с половиной метров.
Так или иначе, перспективы порта связаны с ремонтом и модернизацией причалов, где одной из ближайших основных задач будет углубление фарватера для возможности принимать большие суда. Все будет зависеть от решений собственников и государственных судов. Выборгский порт заслуживает серьезного внимания и эффективных решений.