История развития психологии ("псюхе" в пер. с древнегреч. "душа", "логос" - "наука"), как особого знания, своими корнями уходит в 4-5 века до н.э., поскольку она зародилась еще в недрах философии. Древний мудрец Аристотель написал свой трактат "О душе", в котором ему удалось изложить основные законы и принципы ее функционирования.
История развития психологии же, как независимой научной дисциплины, связана была уже с исследованиями В. Вундта в XIX веке. Поскольку в это время появились первые программы, созданные учеными, которые были ориентированы на применение общенаучного метода изучения. Поэтому появился эксперимент и первая лаборатория, в которой основным методом стало самонаблюдение (интроспекция).
В дальнейшем психология начала активно развиваться, в ее рамках появилось большое количество направлений, которые отличались основными теоретическими положениями, взглядами на предмет науки и методами исследования.
В конце XIX века постепенно возникло осознание того, что интроспекция не способна раскрыть основные стороны психики потому, что в кругу изучаемых психологией явлений имеется большее количество феноменов.
В результате появилось учение Зигмунда Фрейда, который стал основателем концепции психоанализа. Основные положения ее направлены на то, чтобы изучать не сознание человека, как в первом направлении, а его личности. Именно поэтому подход опирается на такие принципы, как: детерминизма и развития. Особое внимание ученым было уделено бессознательному как источнику внутренней активности.
Серьезнейшим переворотом явилось учение Уотсона, которое получило название "бихевиоризм". Психология в его рамках выступала как объективная экспериментальная отрасль естественных наук. Предмет же - поведение, под которым понимается совокупность тех мышечных и железистых реакций на стимулы извне, которые можно будет увидеть. Поэтому основным методом исследования становится поведенческий эксперимент.
История развития психологии в начале XX века становится очень непростой. Поскольку в это время стало формироваться большое количество несовместимых, конкурирующих и даже часто несопоставимых парадигм. Это было уникальной ситуацией в формировании науки, поскольку ни в одной дисциплине не было столкновений такого количества настолько различных парадигм.
Можно с легкостью привести неполный список направлений, которые сформировались в это время: когнитивный бихевиоризм; психоанализ Адлера; динамическая концепция К. Левина; гештальтпсихология; описательная психология Шпрангера; теория Пиаже; взгляды Выготского; несколько теорий деятельности; реактология Бехтерева и так далее.
Поэтому в науке того времени можно говорить о наличии открытого кризиса, который не завершился до настоящего времени. Дело в том, что и для современной психологии характерно разнообразие взглядов ведущих парадигм. Но, благодаря такому количеству конкурирующих концепций, есть возможность иметь наиболее полное понимание предмета и методов в этой науке.
Поэтому можно отметить, что история развития психологии с этого момента начала свое развитие. В результате произошло оформление большого количества ее отраслей.
История развития социальной психологии - это долгий путь. Но поскольку эта дисциплина была сформирована из большого количества источников, то практически невозможно определить то, на каких же рубежах смогли обособиться основные элементы. Речь идет о социально-психологических знаниях.
Большая часть основных направлений науки были сформированы таким же образом. Такова же история развития юридической психологии, возрастной, педагогической и многих других.