Глеб Жеглов - известный персонаж детективного романа братьев Вайнеров "Эра милосердия" и его экранизации "Место встречи изменить нельзя", которую снял Станислав Говорухин. Действия этого фильма разворачиваются во второй половине 1945 года. На экране образ Жеглова воплотил в жизнь Владимир Высоцкий.
Биография персонажа
Глеб Жеглов руководит отделом по борьбе с бандитизмом в Московском уголовном розыске, по сути, он оперативный работник. Интересно, что Жеглов в книге и фильме отличается по возрасту. Если в книге ему около 25 лет, то в фильме - от 35 до 40.
Звание Глеба Жеглова - капитан милиции. Персонаж Высоцкого родился примерно в 1905-1910 годах, а герой романа в 1919-1920.
Герой романа
По роману братьев Вайнеров, Глеб Жеглов всего на несколько лет старше своего напарника Шарапова. Он описывается как ловкий, высокий, подвижный человек с коричневыми глазами навыкате.
Глеб Жеглов постоянно носит парабеллум, с пистолетом он не расстается даже ночью, когда спит. Хранит под подушкой. Важная черта героя - самолюбование. Он во всем хочет быть лучше окружающих, для этого даже постоянно начищает сапоги, чем сильно раздражает Шарапова.
При этом он живет аскетом, не женат, у него комната в общежитии на Башиловке. Со временем Жеглов переезжает к Шарапову на Сретенку. По некоторым косвенным признакам можно предположить, что он пользуется большим успехом у женщин. Например, Шарапов несколько раз обращает внимание, что Жеглов прихорашивается и не ночует дома.
Он признается, что в детстве рос без отца, кроме него в семье было четверо детей. По всей видимости, не обладает высшим образованием, хорошо известна его цитата по этому поводу в ответ на вопрос Шарапова, где и когда он учился.
Девять классов и три коридора. Когда не курсы в институте заканчиваешь, а живые уголовные дела, то она — учеба — побыстрее движется. А вот разгребем с тобой эту шваль, накипь человеческую, тогда уж в институт пойдем, дипломированными юристами будем.
При этом он отличается тем, что обладает чистописанием и грамотен. Начальником отдела по борьбе с бандитизмом трудится уже более пяти лет, то есть приступил к этой работе в 1939 или 1940 году. Известно, что у Глеба Егоровича Жеглова есть награды - значки отличника милиции, орден Красной Звезды.
Прототип
У персонажа Жеглова был прототип, на который ориентировались братья Вайнеры. Об этом заявил Петр Вайль, которому это рассказывал сам Георгий Вайнер.
Примечательно, что у реального человека была такая же фамилия, только звали его Станислав. Он в 60-е годы трудился в уголовном розыске.
Но стоит отметить, что никакими другими источниками эти факты не подтверждаются, все остальные люди, знакомые с Вайнерами, утверждали, что это был собирательный образ.
Правила Жеглова
Многие знают и любят Жеглова, благодаря его знаменитым выражениям, которые ушли в народ. В частности, хорошо известны шесть его правил.
Когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Первейшее это условие, чтобы нравиться людям.
Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом.
Как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.
С первого мига проявляй к человеку искренний интерес — понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что собой представляет.
Даже «здравствуй» можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека.
Даже «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия.
Также в картине присутствует много знаменитых цитат Глеба Жеглова, которые стали настоящими крылатыми выражениями.
И откуда у тебя, Петюня, такой изумительный сахар?
Значится, так и запишем — вы не жулик. Вы человека убили!
Не ругайся, Маня, ты мне молодого человека испортишь.
Не учи ученого, гражданин Копченый!
Я по пятницам не подаю.
Вор должен сидеть в тюрьме!
Ты не сознание, ты совесть потерял.
Теперь Горбатый! Я сказал: "Горбатый!"
Пробы на роль
На роль Глеба Жеглова актера Владимира Высоцкого утвердили практически сразу. Режиссер Говорухин даже заявляет, что именно Высоцкий привел его на картину, а не наоборот. Раньше они уже вместе работали на фильме "Вертикаль". До этого предполагалось, что ленту будет снимать Алексей Баталов, который сам и планировал сыграть Жеглова.
По легенде, Высоцкий уговаривал братьев Вайнеров переработать свой роман в сценарий, по которому сам очень хотел сыграть главного героя. По словам Аркадия Вайнера, он просто влюбился в саму книгу и образ Жеглова.
Съемки
После выхода фильма Глеб Жеглов и Володя Шарапов стали настоящими кумирами своей эпохи. При этом Высоцкий ответственно подошел к работе, он тщательно выяснял у профессиональных сыщиков особенности их профессии.
Интересно, что облик Жеглова детально создавался костюмерами, которые скрупулезно подбирали его костюмы. Его внешний вид заметно отличался штатской одеждой, в которой основную роль играют сапоги, галифе и кепка. По контрасту с главным героем, Шарапов в фильме всегда ходит в военной форме.
Высоцкий многое добавлял в сюжет картины от себя. Например, именно он придумал повесить фотографию Вари на стену кладовой, даже подменял Говорухина в кресле режиссера, когда тому пришлось на время уехать в ГДР.
Образ главного героя
Георгий Вайнер высоко оценивал то, как сыграл Глеба Жеглова Высоцкий. Он подчеркивал чрезвычайно важное обстоятельство: актер отлично понимал социальную роль своего персонажа. Это сильный и яркий человек, который в определенных исторических предпосылках повинуется собственным инстинктам и правосознанию, превращаясь в кистень против порядочных людей.
Критики отмечали, что в персонаже Жеглова много надежного, открытого, он всегда готов прийти на помощь. Именно поэтому он так полюбился многочисленным зрителям и до сих пор остается одним из самых известных героев советского кинематографа. У него много душевной грубости, при этом хватает самомнения, с которым невозможно смириться, и окружающие воспринимают это как опасную силу. Сам Высоцкий в одном из немногих интервью, посвященных фильму "Место встречи изменить нельзя", согласился с этим утверждением.
Интересно, что некоторые считали Жеглова исключительно отрицательным персонажем, причем оценивая это как настоящий прорыв в советской литературе. Ведь в то время в искусстве существовало большое количество ограничений. Например, сыщикам и следователям, которые становились героями литературных произведений, запрещалось разводиться с женами, выпивать и даже иметь любовницу. Для надзора над писателями существовала целая государственная система. Каждое произведение проходило через несколько рук, чтобы не допустить никакой крамолы.
Глеб Жеглов и Володя Шарапов - герои своего поколения. Многим особенно полюбилась и запомнилась эта роль, потому что она стала одной из последних для Владимира Высоцкого. В 1979 году, когда вышел этот фильм, Высоцкий снялся еще в советской трехсерийной драме Михаила Швейцера "Маленькие трагедии" по одноименному произведению Александра Сергеевича Пушкина.
Актер скончался на следующий год, так больше нигде и не сыграв. В 1987 году он получил посмертно Государственную премию СССР за создание образа Жеглова, а также авторское исполнение песен.
Судьба Жеглова
Уже в XXI веке Георгий Вайнер неоднократно высказывался о личности своего персонажа, обозначая контуры его развития, подмечая, что кинотрактовка несколько упрощает его образ.
Писатель подчеркивал, что в сознании многих людей это балагур и весельчак, которому симпатизируют окружающие. При этом Вайнер рассказывал, как бы могла развиваться его судьба. По мнению автора, уже через достаточно короткое время он должен был бы превратиться в сотрудника МГБ, которому пришлось бы выбивать зубы и выворачивать руки подозреваемым, будучи уверенным в своей правоте.
Вайнер подчеркивает, что и реальные сотрудники МГБ послевоенного времени делали эту работу без злорадства и желания мучить людей.
При этом Жеглов, в отличие от Шарапова, карьера которого прослеживается вполне определенно вплоть до генерала, а далее - главы МУРа, больше не упоминается ни в одной другой книге. Жеглов участвует только в романе "Эра милосердия".
По словам Вайнера, Высоцкий еще во время съемок этого фильма настаивал, чтобы писатели начали создавать продолжение истории под рабочим названием "Место встречи нельзя изменить 2". Основу сюжету нашел сам актер, раскопав в недрах МВД какую-то историю, которая сильно его увлекла. Однако после его ранней и внезапной смерти Вайнерам показалось кощунственным снова обращаться к этой идее. По всей видимости, с этим связано и исчезновение Жеглова из всех последующих их романов.
Вернулись к этой идее они уже только в конце 2000-х, когда стали относиться к ней, как в некоему памятнику Высоцкому. Как утверждает Аркадий Вайнер, осталось такое количество неиспользованного материала, которого вполне могло бы хватить для начала полноценного сериала. Только пришлось кардинально изменить его сюжет, потому что в самом начале Жеглов погибает, став жертвой предательства одного из сотрудников. Все последующие серии посвящены раскрытию этого предательства и поиску виновных. В результате и эта идея так и осталась нереализованной.