История жизни жены Петра Первого Евдокии Лопухиной вызывает большой интерес у любителей истории в силу своей загадочности, неоднозначности и трагичности. Она была первой и не слишком любимой женой Петра l и последней русской царицей, в то время как все последующие супруги русских императоров являлись иностранками.
Происхождение и семья
Несмотря на то что часто можно встретить информацию о том, что жена Петра Первого Евдокия Лопухина была знатного боярского рода, она не вполне достоверна. Дело в том, что отец будущей царицы действительно приходился сыном думному дворянину, но боярское звание семья получила лишь после венчания Евдокии с царевичем Петром Алексеевичем.
Илларион Лопухин, отец будущей царицы, сделал видную карьеру при царском дворе. Служил он и стряпчим, и стрелецким головой, и стольничим, и даже окольничим. Однако после попадания его дочери в немилость к государю карьера его резко оборвалась, как и его сыновей.
Вообще история этой семьи видела не только колоссальный взлет в конце семнадцатого века от захудалого дворянского рода на вершину власти, но и трагическое падение, которое сумели пережить далеко не все члены семьи Евдокии Федоровны Лопухиной.
Выбор в качестве невесты
Политическая ситуация в России конца XVll века была крайне нестабильной. Многочисленные боярские кланы были недовольны царевной Софьей и готовились к приходу к власти нового царя, который должен был вот-вот подрасти и достичь совершеннолетия.
В такой ситуации мать Петра Алексеевича, урожденная Наталья Кирилловна Нарышкина, в спешке начала подыскивать для своего любимого сына удобную невесту. Выбор пал на представительницу увядающего и бедного рода Лопухиных, который отличался тем не менее многочисленностью и был способен в случае необходимости защитить ее Петра от недругов. Невестой для царевича стала Прасковья Илларионовна Лопухина, которая сменила имя после венчания на Евдокию Федоровну.
Следом за венчанием дочери ее отец получил боярский титул, а братья - высокие должности при дворе, которые впоследствии им дорого обошлись.
Первые годы в браке
Брак позволил Петру Алексеевичу изменить статус и сместить царевну Софью, так как традиционно на Руси считалось, что после женитьбы юноша становился мужчиной и совершеннолетним.
На молодую царицу сразу же была возложена обязанность по рождению наследников. Считается, что в первые три года Евдокия Лопухина родила троих детей, двое из которых погибли во младенчестве. Некоторые исследователи, впрочем, сомневаются в существовании одного ребенка и считают, что их было двое. Вырасти было суждено лишь одному из них, но и его участь была печальна. Царевич Алексей погиб от руки своего родного отца, который обвинил его в заговоре и попытке организации польско-шведской интервенции в Россию.
О первых годах жизни царственной четы известно из воспоминаний Бориса Ивановича Куракина, который был мужем родной сестры царицы Евдокии Лопухиной. Он происходил из знатного рода Гедеминовичей и вошел в историю как наиболее близкий сподвижник Петра l и первый постоянный посол России за рубежом. Этот блистательный чиновник на протяжении столетия служил примером для его последователей на дипломатическом поприще.
Источники о семейной жизни царицы
В своей книге "Гистория о царе Петре Алексеевиче" Куракин пишет, что царица была хороша собой, статна, однако и самовольна, упряма и консервативна. Последнее, вероятнее всего, и сыграло роковую роль в отдалении от нее будущего императора.
Куракин также сообщает, за что не любили Евдокию Лопухину, говоря о ее склочном характере. Однако здесь стоит отметить, что, несмотря на своенравность, она все же была воспитана в традициях "Домостроя", поэтому до определенного момента признавала за мужем право принимать принципиально важные решения.
Первый год, как вспоминает тот же Куракин, Евдокия Лопухина с царем жили душа в душу и весьма любили друг друга, но вскоре ситуация сильно изменилась. Возможно, виной тому стало знакомство Петра Первого со своей первой фавориткой - Анной Монс, которая вошла в историю как кукуйская царица. С ней Петр познакомился при посредничестве Лефорта.
Тучи сгущаются
Пока мать молодого царя была жива, он не проявлял чрезмерной агрессии по отношению к своей жене, которая продолжала жить во дворце, именовалась царицей, несмотря на наличие у царя любовницы. Впрочем, Наталия Кирилловна и сама немного охладела к невестке за упрямство и самодовольство.
В 1694 году царь отправился в Архангельск, но не стал поддерживать с женой переписку, хотя та все еще жила в Кремле. В то же время ее братья и отец попали в опалу, а сама царица начала общаться с людьми, недовольными политикой амбициозного правителя. Так началось необратимое трагическое падение, которое омрачило биографию Евдокии Лопухиной и ее ближайших родственников.
Необратимые перемены в отношениях супругов наступили в 1697 году, когда Петр засобирался в Великое посольство, в преддверии которого отец и двое братьев Лопухиной были сосланы подальше от Москвы под предлогом назначения на должность воевод. Уже из посольства царь написал своему дяде письмо, в котором просил его уговорить жену на добровольный постриг в монастырь. Как и следовало ожидать от упрямой царицы, она отказалась от этого предложения.
Постриг и ссылка
По возвращении из Европы Петр первым делом направился к своей любовнице, не посетив жены. Это событие, безусловно, вызвало у Евдокии Лопухиной тревогу, но изменить ситуацию уже было нельзя. Вскоре Петр встретился со своей женой в доме одного из чиновников и настоятельно попросил ее уйти в монастырь. Она вновь отказалась. Однако на этот раз Евдокию Лопухину в монастырь (Суздальско-Покровский) сопроводили под конвоем.
Есть мнение, что первоначально Петр Великий хотел казнить свою жену, но все тот же Лефорт уговорил его ограничиться ссылкой и монашеством. Монастырь, в который прибыла царица, традиционно служил местом ссылки опальных царских жен и любовниц.
Жизнь в монастыре
Отправленная в монастырь царица не получила государственного содержания и вынуждена была просить своих родственников высылать ей средства, покупать еду и одежду. В таком режиме опальная царица прожил год, после чего начала жить в монастыре мирской жизнью.
Вскоре при посредничестве монастырского настоятеля у нее появился любовник майор Глебов, заведовавший рекрутским набором в Суздале. Его судьба тоже оказалась весьма трагичной, в 1718 году он был обвинен императором в подготовке заговора и казнен.
После разоблачения заговора Евдокия Лопухина была перевезена сначала в Александровский Успенский монастырь, а позже в более суровый Ладожский Успенский монастырь. В последнем она провела семь лет под строгим наблюдением, пока не скончался ее бывший муж.
После смерти Петра Великого
Наследницей Петра l стала Екатерина l, которая, чувствуя опасность, исходящую от бывшей царицы, переселила ее в Шлиссельбургскую крепость. Вскоре, однако, на престол взошел внук царицы Евдокии Лопухиной Петр ll.
После коронации внука Евдокия торжественно вернулась в Москву, где поселилась сначала в Вознесенском монастыре Кремля, а позже переехала в Лопухинские палаты Новодевичьего монастыря. Все обвинительные документы были изъяты и уничтожены, а на содержание Лопухиной было выделено значительное количество денег и особый двор. При этом никакого влияния на внутреннюю политику она не оказывала.
Согласно некоторым сведениям, Евдокия Лопухина фигурировала в числе потенциальных наследников Петра ll, однако история распорядилась иначе. Царица прожила долгую, опасную и трагичную жизнь, но похоронена была с почетом и должным уважением в 1731 году в Новодевичьем монастыре. Анна Иоанновна, в пользу которой она отказалась от власти, относилась к родственнице с должным почтением. Потерявшая отца, братьев, сына и возлюбленного из-за мнительности царя, Евдокия проявила смирение и стоицизм, а последние ее слова были таковы: "Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного".