Говорят, что режиссура – это не просто профессия, а образ жизни. Это утверждение на сто процентов правильно в отношении Эмиля Лотяну. Биография, личная жизнь, фильмы, которые он снимал, будут проанализированы в этом коротком очерке.
Среди живших в Советском Союзе вряд ли найдется человек, который не видел работ великого режиссера. Это и «Табор уходит в небо», и «Мой ласковый и нежный зверь», и «Лаутары». Но Лотяну также писал сценарии ко всем своим фильмам, а к некоторым еще и стихи! Звезда режиссера сияла целых 15 лет.
Он был награжден многими призами кинематографа, а также удостоен звания народного артиста РСФСР. Лотяну прожил долгую и интересную жизнь, не лишенную трудностей. И с ее главными вехами приглашаем вас ознакомиться.
Эмиль Лотяну: биография. Ранние годы
В жилах режиссера текла украинская кровь. Настоящая фамилия его отца, сына мельника, который был родом из Буковины, - Лотоцкий. Эмиль был старшим ребенком в семье. Он родился в 1936 году 6 ноября в бессарабском селе Клокушна.
Сейчас этот населенный пункт входит в состав Молдавии, но тогда это была территория королевства Румынии. Родители будущего режиссера были учителями. Отец Владимир преподавал физику. Мать Татьяна была учительницей румынского языка.
Когда советские войска вошли в Буковину и Бессарабию, семья бежала в Бухарест. Но родители Эмиля вскоре расстались. Мальчик остался с отцом. Он окончил гимназию в Бухаресте и там же выпустил свой первый сборник стихов – «Современник». Еще в подростковом возрасте он посмотрел американский вестерн «Дилижанс» и с тех пор пристрастился к кинематографу.
Эмиль рано потерял отца. Поскольку родители расстались в очень плохих отношениях и не поддерживали связей друг с другом, мальчик не смог отыскать мать. Тогда в 1953 году он решился на переезд в СССР - сначала в Кишинев, а потом в Москву.
Профессиональное образование
Все в образе Эмиля Лотяну выдавало в нем «западного» человека. Он был модно одет, а главное, вел себя раскованно и свободно. Прежде всего он покорил новых знакомых своей поэзией. Но Лотяну бредил кинематографом.
Приехав в Москву, он тут же подал документы на актерский факультет школы-студии МХАТ. Каково же было его удивление, когда билет, который он вытащил на вступительном экзамене, был о фильме «Дилижанс». Эмиль усмотрел в этом знак свыше.
До того как поступить в школу-студию МХАТ (и иметь право на общежитие), Лотяну спал на складах и даже на улице. Но проучившись два года актерскому мастерству, Эмиль понял, что эта профессия не для него.
Он перевелся на факультет режиссуры во ВГИК. Его учителями были такие знаменитости, как Юрий Геника и Григорий Рошаль. В начале своего актерского образования Лотяну выступал на сцене драмтеатра имени Пушкина. В 1962 году он успешно окончил режиссерский факультет ВГИКа.
Начало профессиональной деятельности
По распределению выпускника Эмиля Лотяну направили в Кишинев в студию «Молдова-фильм». Там молодой режиссер приступает к съемкам героико-патетической картины «Ждите нас на рассвете» (1963 год).
Сценарий о деятельности коммунистических революционеров был откровенно скучным, и фильму не помогло ни интересное режиссерское решение, ни интернациональная команда актеров (в съемках принимали участие В. Панарин, И. Гуцу, Д. Карачобану, И. Шкуря).
Но уже следующая работа Лотяну, «Красные поляны» (1966), вызвала интерес массового зрителя. Ведь на фоне социалистической действительности и колхозных трудодней разворачивалась любовная мелодрама.
Режиссер долго искал нужный типаж для главной героини – красавицы Йоанны. И неожиданно нашел его… на троллейбусной остановке. Светлана Андреевна Фомичева ждала машину, чтобы ехать подавать документы в Кишиневский университет на юрфак. Лотяну предложил ей сниматься в кино. Он специально поехал в Бельцы, где жили родители несовершеннолетней девушки, обаял их и уговорил дать согласие на то, чтоб их дочь стала актрисой. Так он дал дорогу в кино Светлане Тома (псевдоним Фомичевой).
«Лаутары»
«Красные поляны» были отмечены несколькими премиями советских республик. Но последующими своими фильмами Эмиль Лотяну перешагнул рубеж и вышел на международную арену кинематографа. В конце 60-х режиссер взялся за сложную тему, решив рассказать о судьбе молдавских бродячих музыкантов.
Фильм «Лаутары», вышедший на экраны в 1971 году, многие критики назвали кинопоэмой. И это не случайно. Лотяну одним из первых создал сначала фонограмму фильма, пригласив для этого молдавского композитора Евгения Догу.
Саундтрек писался специально под сценарий. Режиссер не побоялся излишней национальной самобытности (которая в ту пору легко могла быть переквалифицирована в национализм, как это случилось с Параджановым). Фильм «Лаутары» получил признание не только в СССР, но и за рубежом.
Он получил премии «Серебряная раковина», «Серебряная нимфа» в Неаполе, специальную награду жюри на кинофестивале в Сан-Себастьяне и диплом кинофестиваля в Орвието.
«Табор уходит в небо»
В то время перспективные «национальные кадры» тут же переезжали жить в столицу страны. Как только фото Эмиля Лотяну появились среди лауреатов международных кинофестивалей, режиссер получил приглашение работать на главной советской съемочной площадке – «Мосфильме».
Он переехал в столицу в 1973 году. Но и в Москве Лотяну не забыл свою бессарабскую родину. Он приступил к экранизации рассказа М. Горького «Макар Чудра» и создал потрясающий фильм «Табор уходит в небо», вошедший в золотой фонд советского кинематографа. В картине режиссеру удалось переплести любовную историю с нравами и бытом бессарабских ромов конца 19-го столетия.
Успехом фильм был обязан не только интересной теме, но и скрупулезности режиссера. Лотяну объездил весь Союз, чтобы набрать простых статистов-цыган. А для исполнения аутентичных песен ему пришлось добраться до Забайкалья, где жила семья ромов Бузылевых.
Для создания саундтрека Лотяну пригласил композитора Е. Догу, а на главную женскую роль – Светлану Тома. Вышедший в 1976 году фильм собрал 65 миллионов зрителей и принес режиссеру награды в Праге, Белграде и Сан-Себастьяне.
«Мой ласковый и нежный зверь»
За свою десятилетнюю работу на «Мосфильме» Лотяну снял немало картин, ставших знаменитыми. Сразу же после выхода в прокат «Табор уходит в небо» режиссер приступает к еще одной экранизации, на этот раз повести Чехова «Драма на охоте».
Для своего фильма «Мой ласковый и нежный зверь» Лотяну хотел найти типаж, который был бы похож на звездную красавицу тех лет – фотомодель Одри Хепберн. Следуя этому заказу, помощница режиссера исколесила весь Союз, пока не нашла в хореографическом училище Воронежа требуемый образ.
Начинающая балерина Галина Беляева и не помышляла о карьере в кино. Но Лотяну со свойственным ему обаянием и настойчивостью принимается, как до этого со Светланой Тома, лепить из студентки звезду экрана. Она работает на одной площадке с такими знаменитостями, как Леонид Марков, Кирилл Лавров и Олег Янковский.
Евгений Догу прославляет фильм еще больше своим вальсом, который стал классикой современной симфонической музыки. Галина Беляева и Эмиль Лотяну на съемках этой картины стали любовниками, а потом поженились. «Мой ласковый и нежный зверь» стал хитом конца 70-х. В 1978 году он участвовал в конкурсе МКФ в Каннах.
Другие фильмы
Последней работой режиссера в Москве, получившей всеобщее признание, стала картина о великой русской балерине Анне Павловой. Главную роль, естественно, сыграла муза и жена Эмиля Лотяну Галина Беляева.
Композитор Евгений Догу специально для фильма переиначил различные произведения Сен-Санса. В 1984 году эта картина была удостоена специальной награды в Оксфорде.
Позже появился одноименный телевизионный байопик из пяти серий. В конце 80-х режиссер решил вернуться в Кишинев. На студии «Молдова-фильм» он экранизирует поэму известного поэта Михая Эминеску «Лучафэрул».
На той же площадке он снимает фильм «Скорлупа» (1993), где играет его сын Эмиль. Это последняя известная работа мастера. В ней он выражает протест против наступления новой эпохи.
Безжалостный город с его законами рынка наступает на старый квартал, населенный наивными художниками и прекраснодушными поэтами. Хрупкий парадиз был разрушен… Как и здоровье режиссера.
Конец жизни
Развал Советского Союза отрицательно сказался на состоянии молдавского кинематографа, да и на экономике независимой республики в целом. Фильмы больше не снимались, и Эмиль Лотяну, чтобы заработать на жизнь, преподавал в Кишиневском институте искусств для студентов - будущих театральных актеров.
В середине 90-х режиссер вновь перебирается в Москву. Там он пишет сценарий фильма «Яр» о знаменитом ресторане, где в начале ХХ века бывали знаменитые люди России той эпохи. Но государственных средств на постановку картины не было, а спонсоров эта тема не интересовала. Лотяну нервничал, что не прибавляло ему здоровья.
В 1998 году он решил перейти со съемочной площадки на театральные подмостки. В МХАТе им. М. Горького он ставит спектакль «Весь ваш, Антоша Чехонте» по двум рассказам Чехова «Свадьба» и «Медведь».
Смерть режиссера
Когда нашлись средства на съемки «Яра», Лотяну отправился в Болгарию искать натуру. Но в аэропорту Софии ему неожиданно стало плохо. В коматозном состоянии его доставили в одну из больниц Москвы.
Месяц медики безуспешно боролись за его жизнь. Но у Лотяну обнаружился рак в последней стадии. Умер знаменитый режиссер 18 апреля 2003 года. Он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Эмиль Лотяну: личная жизнь
Первой музой и спутницей жизни режиссера стала Светлана Тома. Она была младше мужа на 12 лет. Супруги жили в гражданском браке недолго. Вскоре Светлана ушла к молодому актеру О. Лачину.
Второй избранницей Лотяну стала Галина Беляева. Она подарила мужу сына, которого назвали в честь отца.
Друзья заметили, что все жены Эмиля Лотяну были намного младше его. Беляеву отделяли от возраста режиссера целых 25 лет. Но это был еще не предел. После того как актриса ушла от Лотяну, тот встретил свою третью – и последнюю – любовь.
Словацкая актриса Петра Фильчакова была младше его ровно на полвека. Лотяну пригласил ее на съемки «Яра». Но начавшаяся в начале 2003 работа над фильмом не была завершена.