Октябрьский мост Ярославля: история создания, длина и состояние на сегодняшний день

Мост, получивший название Октябрьский, был построен во второй половине прошлого столетия. Ярославцы ждали его с нетерпением, ведь его появление соединяло находящиеся на разных берегах городские районы, делая внутреннее сообщение легким и удобным.

Конечно же, мост, строившийся во второй половине прошедшего уже столетия, сейчас не является современным. Он, разумеется, слишком узок для того транспортного потока, который наводнил городские улицы. Речь не только об автомобилях, число которых в разы увеличилось, но и об общественном и грузовом транспорте. В то время когда открылся Октябрьский мост, Ярославль, а точнее находящиеся на разных берегах городские районы, связывали лишь несколько автобусных маршрутов. Сейчас же между берегами снует бессчетное количество маршрутных такси и рейсовых автобусов.

Насколько он велик?

Ширина Волги в районе этого древнего русского города не особенно велика. Стоя на набережной, можно без напряжения рассмотреть дома, часовни, церкви и даже проезжающие машины, находящиеся через реку. Разумеется, мост длиннее, чем ширина Волги в месте его постройки.

Общая длина этого сооружения, включая все подъездные конструкции, составляет 800 метров. Протяженность же непосредственного дорожного полотна моста, без учета подъездных конструкций, составляет 783 метра.

Вид с моста на Волжскую набережную

Таким образом, размеры этого сооружения впечатляют и сейчас. А в далекие 60-е годы прошедшего столетия мост казался горожанам и вовсе громадным. Даже сейчас Октябрьский мост в Ярославле позиционируется как один из самых больших на верхней Волге. Во многом это обусловлено не протяженностью, а высотой пролетов. Высота сводов над протекающей рекой в средней части составляет 26 метров.

Когда и где его строили?

Октябрьский мост в Ярославле начали возводить в 1961 году. Само строительство было не особо простым. Разумеется, о том, с какими именно сложностями столкнулись строители и инженеры, доподлинно неизвестно. Подобные нюансы в прессе того времени не освещались, но сложности явно были. Об этом красноречиво говорит продолжительность возведения – объект был сдан только в 1966 году.

Ограждения на Октябрьском мосту

Местом для возведения моста был выбран участок, на котором действовала паромная переправа. Разумеется, на время строительных работ паромное сообщение, непосредственно на этом участке, было прекращено.

Октябрьский мост Ярославля, длина и высота которого впечатляют и в сегодняшние дни, начинается на Октябрьской площади, вблизи бывшего завода «Маяк». Заканчивается мост на противоположном от центральных районов города берегу, на участке Тверицкой набережной близ Урочской улицы.

Почему его так назвали?

Когда открылся для автомобилистов, транспорта и пешеходов Октябрьский мост, Ярославль, как и весь Советский Союз, праздновал очередную годовщину социалистической революции. Официальная версия возникновения названия связанна именно с этим праздником.

Вид на мост с Волжской набережной

В советские времена в принципе все названия улиц, значимых социальных объектов и даже промышленных предприятий имели привязку к государственным праздникам или каким-либо торжественным датам, касающимся деятельности партии и правительства. Нередко в названиях задействовались и фамилии государственных деятелей или же героев войны и социалистического труда.

Что было в этом месте раньше?

Октябрьский мост Ярославля, история строительства которого полна упоминаний о переправах, занял место не только паромной пристани, но и церкви.

Там, где сейчас Октябрьская площадь примыкает к линии набережной, то есть в точке начала подъема на мост, до 30-х годов прошедшего столетия стояла церковь Петра и Павла, раскрывшая свои двери прихожанам в 1691. Учитывая, что на этом участке набережной до сих пор сохранились остатки как усадеб, так и простых домов, выстроенных в конце XVII – начале XVIII столетия, недостатка в прихожанах в этом храме не было. Но, разумеется, в исчезновении этой церкви не был напрямую виноват Октябрьский мост Ярославля.

октябрьский мост ярославль история строительства

История его возведения началась десятилетия спустя после сноса храма. Однако церковь в 30-е годы минувшего столетия снесли именно для того, чтобы обеспечить переправу через Волгу, в которой нуждался не только город, но и страна в целом.

В чем значение и особенности этого моста?

Октябрьский мост достаточно долгое время являлся единственным связующим звеном не только между городскими районами, он напрямую соединял Москву и Архангельск, то есть центр страны с ее северной частью. Разумеется, железнодорожные мосты существовали, однако для потока автомобилей и грузового транспорта, автобусов альтернативы ярославской переправе на верхней Волге не было достаточно долго.

Таким образом, мост являлся не только ценным и значимым для горожан, он был еще и важным стратегическим объектом для страны в целом.

Автором проекта этого сооружения был Евгений Сергеевич Уланов, талантливый инженер-новатор и родственник знаменитой артистки балета. В 60-е годы ходили слухи, что Евгений Сергеевич продвинулся в карьере инженера не благодаря своим талантам и рационализаторским предложениям, а из-за влияния сестры. Так это или нет, неизвестно, но методики, использованные при постройке первого в Ярославле и в целом на верхней Волге моста, даже сегодня вызывают некоторое удивление.

Опоры Октябрьского моста

Мост в техническом плане был совершенно новаторским для своего времени. Главной особенностью проекта было применение клея. После того как методика постройки была описана в одной из газет, среди горожан начали ходить анекдоты на эту тему. Многие же просто боялись проезжать или ходить по «склеенному» мосту.

Вся конструкция состоит из отдельных железобетонных блоков, стянутых внутренними тросами и окончательно смонтированных при помощи синтетических клеевых растворов.

Каково его состояние сегодня?

Достаточно долго эта переправа была единственной в городе, и, конечно же, выстроенный в 60-е годы мост не справлялся с потоком машин и общественного транспорта. К тому же через него шли и фуры. Все это приводило к тому, что как минимум раз в день случалась крупная авария на Октябрьском мосту. В Ярославле началось строительство другой переправы, в связи с этим критическим положением и сейчас весь тяжелый грузовой транспорт следует не через старый Октябрьский мост. Большегрузные машины едут на Север и обратно через новый Юбилейный мост, открытый несколько лет назад.

Такое перераспределение транспортного потока привело к тому, что Октябрьская переправа стала меньше изнашиваться. Если вначале этого столетия мост ремонтировали каждое лето, из-за чего перекрывали одну из дорожных полос, провоцируя образование многокилометровых пробок практически ежедневно, то сейчас этого нет. Все четыре транспортные полосы находятся в отличном техническом состоянии.

На Октябрьском мосту Ярославля

В период с 2013 по 2014 год проводилась полная реконструкция этого сооружения. Практически мост был выстроен заново. Заменили все, что только можно: деформационные швы, опоры освещения, перила и прочие составляющие сооружение элементы. Было полностью срезано старое асфальтовое покрытие, наслоившееся за годы и создающее дополнительную нагрузку на конструкцию. Также на въездах установили защитные щиты и обновили пешеходные лестницы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.