Экономика - это та наука, которая одинаково нуждается как в обоснованной теории, так и в результативной практике. Но как же преодолеть между ними логический разрыв? Для этих целей и была введена дисциплина "Управленческая экономика". В статье мы подробно ее охарактеризуем, представим актуальные определения, предназначение, особенности курса, особенности данной отрасли и ее связь с другими науками.
Историческое развитие
Управленческая экономика как отрасль фундаментальной науки появилась сравнительно недавно - в 40-х годах прошлого века. Как мы уже упомянули, главная цель ее внедрения - преодоление разрыва между практической и теоретической экономикой.
А что же сегодня? Эта дисциплина является неотъемлемой частью учебной программы студентов средних и высших учебных заведений, чья будущая специальность так или иначе связана с деловым администрированием. Она одинаково полезна для правоведов и медиков, экономистов и инженеров.
Неверным будет сводить принципы управленческой экономики только к применению в коммерческой сфере. Знание этой отрасли науки пригодится руководителю абсолютно любой организации, желающему рационально сократить расходы на содержание бизнеса или учреждения.
Что это?
Как же определяется управленческая экономика в научном мире? Даже сегодня невозможно дать конкретный ответ. Приведем три самые распространенные точки зрения.
- Сфера применения экономической (в главной степени макроэкономической) теории к проблеме оптимального распределения различных экономических ресурсов.
- Одна из областей макроэкономики. Подход, требующий объединения, интеграции принципов и методов ряда функциональных областей: финансов, менеджмента, бухгалтерского учета, маркетинга.
- Дисциплина, которая призвана связать экономическую теорию с наукой о принятии ответственных решений. Управленческое решение в экономике - это обеспечение выработки рациональных действий и в частном секторе, и в государственных ведомствах, и в секторе, напрямую не связанном с получением прибыли.
Есть ли тут что-то общее?
Общие элементы
В том, как специалисты определяют управленческое решение в экономике, можно выделить общие его черты. Что же объединяет определения? Везде, где имеются альтернативные способы распространения ресурсов, управленческая экономика выявит самую удачную альтернативу.
Помимо этого, можно встретить и такие общие особенности:
- Дисциплина, что может быть напрямую использована для повышения качеств управленческого решения.
- Основы управленческой экономики - это способы применения экономической, макроэкономической теории для практического решения насущных проблем.
- Отрасль науки связана с выработкой оптимальных решений по распределению ресурсов между конкурирующими направлениями деятельности. Это касается не только частного, но и общественного сектора.
Об учебной дисциплине
Посмотрим на названия курсов. "Управленческая экономика и менеджмент", "Экономика для менеджера" и проч. Главное значение за словом "экономика". Тут она выступает наукой принятия правильных решений в условиях ограниченности используемых ресурсов.
А что же ресурсы? В данном случае ими называется все, необходимое для достижения поставленной цели. Если их запасы ограничены, то важность принятия правильного решения возрастает до предела. Ведь тут, останавливаясь на конкретном варианте, управленец тем самым отказывается сразу от всех иных возможных.
Простой пример. Компания занимается производством компьютеров. Ее руководитель постановил отправить подавляющую часть доходов на рекламу и продвижение продукции. Но доходы ограничены. Поэтому их массу теперь нельзя пустить на финансирование инновационных разработок.
Таким образом, "Методы управленческой экономики" - это учебный курс, в пределах которого изучаются способы и инструменты, которые позволяют руководителю принимать эффективные управленческие решения при условиях ограниченности имеющихся ресурсов.
Цель дисциплины - "взрастить" эффективного менеджера, руководителя, управленца. Но кто же им считается в данном контексте?
Установка целей и выделение ограничений
Перейдем к теории и практикуму "Управленческая экономика". Цель курса - эффективный менеджер.
Первое, что его определяет, - умение задавать цели деятельности и выделять ограниченность ресурсов. Для принятия рационального, обусловленного реальностью решения прежде всего нужно ясно представлять цели планируемой деятельности. Разные цели ведут за собой различные решения.
На достижение поставленной цели напрямую влияют и ограничения, которые возникают на данном пути. У каждого из подразделений компании могут быть при этом свои ограничения.
Тут поможет пример из практики управленческой экономики. Например, маркетинговому отделу было дано задание насколько возможно увеличить объем продаж предприятия. Финансовый отдел должен выработать план, цель которого - максимально увеличить финансовые поступления в компанию, избрав при этом стратегию с наименьшим риском. Такое ограничение затрудняет путь к получению наивысшей прибыли. Цель же максимизации будет требовать от менеджера принятия оптимального решения по стоимости продукции, ее объему, технологии производства, массе используемых ресурсов, реакции на действия конкурентов и проч.
Характеристика успешного менеджера
Кроме вышеобозначенного, эффективного менеджера характеризует и следующее:
- Понимание сущности прибыли (как бухгалтерской, так и экономической), ее значения. Именно объем прибыли - это главный сигнал для всех участников экономических отношений. Он стимулирует принятие наиболее оптимального решения по распределению ограниченных ресурсов.
- Умение разбираться в успешной мотивации сотрудников.
- Знание основ функционирования рынков.
- Умение хорошо разбираться во временной стоимости денежной массы.
- Владение маржинальным анализом (умение проводить анализ по предельным показателям).
Практические примеры
Чтобы обучающиеся лучше разбирались в принятии управленческих решений в экономике, им часто предлагаются различные практические задачи, с которыми сталкиваются в работе реальные управленцы.
Вот один из примеров. Студент должен представить себя менеджером ведущей корпорации, производящей компьютерную технику. Само собой, в процессе работы такой управленец принимает массу ответственных решений. Будем ли мы производить комплектующие для нашей техники сами или же станем закупать их у сторонних поставщиков? Будем выпускать только актуальную на сегодняшний день технику или станем работать над пока еще "нераспробованными" широким потребителем моделями? Сколько компьютеров следует производить в месяц? С учетом чего формировать финальную стоимость? Какое количество работников необходимо нанять? Какую систему вознаграждения труда выбрать для них? Как одновременно обеспечивать высокую производительность труда и высокую мотивированность работников? Как выстраивать взаимодействие с конкурентами, какие убытки могут привести определенные их действия?
Для принятия обоснованных решений по каждому из озвученных вопросов нужно владеть необходимой информацией. Определить "пробелы" в своих знаниях и качественно устранить их. После всего этого обработать, проанализировать имеющиеся сведения и на основе этого принять ответственное решение.
Работа менеджера
Другой тип практических задач в рамках дисциплины сводится к тому, чтобы научить будущего управленца работать во взаимодействии с другими отделами компании. Менеджер крупной компании должен уметь затребовать от иных подразделений информацию, необходимую для принятия им того или иного решения. Правильно проанализировать, систематизировать эти данные.
Например, юридический отдел предоставляет руководителю все возможные правовые последствия принимаемого им решения. Бухгалтерия, в свою очередь, уведомит о налоговых последствиях действия, даст оценку всех затрат, что могут быть связаны с принятием решения. Маркетинговый отдел сориентирует по поводу рынка, где предстоит работать для воплощения решения в жизнь. Специалисты по финансам проанализируют все возможные способы (основные и альтернативные) получения средств для денежного обеспечения нового проекта.
А уже задача управленца свести всю эту разнообразную, разнородную информацию в единое и гармоничное целое. Затем провести анализ полученных данных и на его основе вынести ответственное решение. Для этого мало просто изучить представленную информацию. Руководитель должен иметь соответствующие знания в сфере экономики, маркетинга, финансов и проч.
Связь с другими отраслями
Изучение управленческой экономики не выступает обособленным от экономики в целом. Эта отрасль неразрывно связана со следующими ответвлениями:
- Экономическая теория.
- Экономическая методология.
- Исследование функциональных областей.
- Аналитические средства.
Познакомимся с ними подробнее, чтобы изучить связь с анализом в управленческой экономике.
Экономическая теория
Экономическую теорию традиционно разделяют на две части:
- Микроэкономика. Непосредственно исследует поведение на рынке продавца и покупателя.
- Макроэкономика. Изучает совокупность базовых экономических терминов: валовый продукт, национальная занятость, национальный доход, национальное потребление.
То есть макроэкономика сосредотачивается именно на коллективных результатах действий участников рынка, миллионах экономических решений. Микроэкономика же концентрируется на поведении отдельных лиц в этом потоке.
Решающий вклад в управленческую экономику вносит именно микроэкономика. Она оперирует такими ценными для менеджера сведениями, как теория спроса, поведение потребителя, анализ затрат и производства, ценообразование, бюджет долгосрочных расходов, планирование прибыли и проч.
Однако компания не может существовать обособленно. Так же как и контролировать международную и национальную экономическую обстановку. А ведь последняя сильно влияет на возможность получения тех или иных ограниченных ресурсов, их стоимость. Это касается материалов, сырья, рабочей силы, оборудования, механизмов и проч. Также большое значение имеет стоимость, доступность финансирования, процентная ставка.
Национальная и международная обстановка весьма существенно влияет на возможность компании реализовывать свою продукцию. Поэтому макроэкономика также оказывает непосредственное влияние на управленческую экономику.
Экономическая методология и принципы бухучета
Продолжаем представлять другие области науки, важные для менеджера. Управленческая экономика во многом опирается на экономическую методологию и ряд ее аналитических средств. Она неразрывно связана с принципами бухгалтерского учета (управленческого и финансового), управлением кадрами, маркетингом и организацией производства.
Что касается экономической методологии, то используется два подхода - описательные и нормативные модели. Они могут быть использованы как вместе, так и по отдельности.
Математическая экономика
В этой области знаний экономические решения представляют в математической форме. Это позволяет увидеть те стороны проблемы управленческой экономики, что досадно упускает описательный подход.
В некоторых случаях именно математическое моделирование устанавливает границы анализа и отсеивает нецелесообразные альтернативы.
Эконометрика
Для исследования экономических моделей используются статистические методы. Например, они могут найти соотношение между спросом на изделие и доходом потребителя, стоимостью продукции, расходами на продвижение и числом потенциальных потребителей.
Особенно полезны методы эконометрики в управленческой экономике тут:
- Выявление факторов, влияющих на спрос.
- Определение зависимости спроса при изменении, взаимодействии данных факторов.
Управленческая экономика - та область фундаментальной экономики, которая должна быть известна каждому руководителю как коммерческой, так и некоммерческой организации. Ее главная особенность - более практическая, нежели теоретическая наука. Здесь будущий управленец учится, как решать реальные задачи в своей планируемой деятельности.