Происхождение имен собственных имеет глубокие корни. Они существуют с незапамятных времен. Еще при создании человека Бог нарек его именем Адам, то есть "из глины". Адам дал имена животным, а после назвал свою жену Евой, то есть "жизнь". С той поры свойство человека всему давать имена, или, как говорится в русской поговорке, «называть вещи своими именами», стало неотъемлемой его чертой.
Поэтому не стоит удивляться, что зачастую человек носит несколько имен – одно официальное, два-три ласковых домашних, одно – прозвище в узком кругу друзей, одно – прозвище в коллективе. Так, к примеру, мальчик Ваня Носов может быть и Солнышком, и Масиком дома, Носом в школе и Вано у друзей.
Сейчас принято пользоваться официальным именем для отождествления личности. Оно записано в паспорте или в свидетельстве о рождении. Но так было не всегда. Имена и прозвища имели раньше хождение наряду с официальными именами.
В глубокой древности
Люди в давние времена верили, что имя несет в себе магическое начало, что оно определяет характер. К значению имени относились очень серьезно. Будучи зависимы от сил природы, урожая и расположения сильных мира сего – жрецов, князей, военачальников и тому подобных власть имущих – они в то же время боялись попасть в немилость у злых духов. Понятно теперь, почему порой истинное имя скрывали, давая ребенку имя-прозвище. Оно было призвано отвести зло и использовалось чаще истинного имени.
Используя настоящее имя, жрецы проводили обряды инициации, заключения брака, наложения табу за грехи и другие. От имени рода приносились жертвы богам. Правители давали своему ребенку имя, чье происхождение идет от имени тотема или общего предка.
В третьем веке до нашей эры философ Хрисипп идентифицировал имена как отдельную группу слов. По сути, его можно назвать родоначальником современной науке об именах - антропонимики (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя).
Как появилось слово «имя»?
В словарях встречается объяснение этого слова как калька с латинского nōmen или греческого ὄνομα. Есть версии, что оно происходит от особенного термина jm-men, обозначающего принятый знак родового строя. В целом заметно, что славянские языки носят схожее произношение и написание этого слова.
Одна версия заключается в том, что оно произошло от праславянского имети – иметь, отождествлять с кем-либо, принимать за кого-то, считать кем-то. Другая связывает его с понятием yuyoti, означающим на санскрите отделение или отличие кого-либо друг от друга. Интересно, что истоки английского name те же, что греческого onoma. Получается, что в индоевропейской группе языков, по этой версии, один источник слова «имя» - и для западноевропейских, и для восточноевропейских языков.
Но в основном словари сходятся во мнении, что истинная этимология слова «имя» неясна.
В античные времена
Греческие имена часто совпадают с именами мифических персонажей. Дать младенцу имя героя считалось неким образом предвосхитить его судьбу. И, напротив, именами богов называть младенцев опасались. Бытовало мнение, что использование имени бога в таком ключе будет расценено им как фамильярность, унижающая его положение.
Для повседневного обозначения богов существовала масса эпитетов, которые и становились подчас именем человека. Этимология имен античного времени восходит к подобным титулам. Это, например, такие дошедшие до нашего времени заменители имени Зевса, как:
- Виктор – победитель.
- Максим – великий.
Или описание Марса, бога войны, носившего венок победителя из лавровых листьев:
- Лавр.
- Лаврентий.
Другие боги носили диадему, их называли «Увенчанный». От этого названия произошли имена:
- Стефан.
- Степан.
- Стефания.
Имена не верховных богов, а покровителей охоты, различных видов искусства считалось не зазорным давать и человеку:
- Муза.
- Диана.
- Аврора.
Эти античные имена известны и сейчас.
Имя в Древней Руси
Отношение к имени на Руси скорее напоминало древние языческие представления. Поэтому настоящее имя знали только посвященные – родители, близкие люди и жрецы. Оно несло положительный заряд, означало счастье, богатство, здоровье и все то, чего желают младенцу обычно. Это такие имена русского происхождения, как:
- Любовь.
- Злата.
- Сила.
- Богдан.
- Ждан.
Интересен обычай славян после наречения ребенка настоящим именем инсценировать нахождение подкидыша. Младенца обертывали негодной тканью – рогожей, например, и выносили за порог. Для нечистой силы произносили второе имя-прозвище, своего рода оберег, которое должно направить нечисть по ложному следу. Этимология имен-оберегов - от мнимых недостатков, которые приписывали в этот момент:
- Некрас.
- Неждан.
- Зима.
- Крив.
- Черняк.
- Беляй.
Настоящее имя не звучало в быту. На вопрос: «Как тебя зовут?» отвечали уклончиво: «Зовут Зовуткою, величают уткою». Так поступали, опасаясь порчи.
Как повлияло принятие христианства
Начиная с одиннадцатого века из народной жизни планомерно вытеснялось все славянское: система поклонения, способ хоронить умерших, сказы и былины. Сюда относится и наречение именами. На Русь пришла греческая форма христианства, поэтому стала насаждаться византийская культура.
Официальным становилось имя, записанное в церковно-приходской книге. Этимология имен такого типа имеет греческие и еврейские корни, что обусловлено языком церковных книг. Официальное имя использовались в обрядах крещения, заключения брака, предания анафеме и прочих. В народе стала практиковаться двухименная система: теперь отпала надобность в имени-обереге, но и к греческим именам доверия не возникало. Некоторые были настолько труднопроизносимы, что транслитерировались в ставшие русскими формы:
- Федор – Теодор (божий дар).
- Авдотья – Евдокия (благоволение).
- Аксинья – Ксения (гостеприимная).
- Лукерия – Гликерия (сладкая).
- Егор – Георгий (земледелец).
В юридических документах стали указывать оба имени: одно по крещению, другое мирское: «По крещению Петр, по мирски Микула». Когда вводили фамилии в России, часто ею становилось мирское имя.
Имена в Святцах
Поскольку регистрация рождения была возможна только в церкви, даже в случае неверующих родителей все проходили через обряд крещения. Имя давал священник, выбирая его из месяцеслова. Это книга, в которой на каждый день существует список святых, которых церковь должна почитать. Ее в народе называли «Святцы». Этимология имен из месяцеслова имеет не только греческие или еврейские корни. Много канонизированных в России святых носят латинские, германские и скандинавские имена.
Некоторые имена встречаются в месяцеслове чаще других. Этим объясняется, что в нашей стране так много Иванов: они поминаются в Святцах 170 раз. Происхождение женских имен в Святцах имеет иноязычные корни, и поэтому часто неблагозвучно для россиян:
- Христодула.
- Яздундокта.
- Хиония.
- Филицитата.
- Пульхерия.
- Препедигна.
- Перпетуя.
- Мамика.
- Каздоя.
- Домна.
- Голиндуха.
На выбор родителей предлагалось несколько имен. Если священник был расположен к родителям младенца, он шел на уступки и позволял выбрать имя из Святцев самостоятельно. Но в случае размолвки он мог проявлять строгость или вообще дать ребенку труднопроизносимое имя.
Имена девочек: происхождение и значение
Невозможность вольнодумства, к которому причислялся самостоятельный выбор имени для дочери, которое не значится в Святцах, привел к распространению женских имен, имеющих славянское или европейское происхождение. Множество святых женщин, канонизированных церковью, носили красивые имена.
Понятно поэтому, что в основном на Руси бытовали женские имена Мария, Марфа, Прасковья, Анна, Татьяна, Наталья, Ольга и еще несколько. Популярны были имена Надежда и Любовь, хотя они упоминались в Святцах только по разу. Вера имела два упоминания.
После революции 1917 года была отменена система регистрации в церкви. Это повлияло на выбор имен. Не обошлось без перегибов: происхождение имен девочек теперь зависело от лояльности родителей к новой власти и восхищения их техническим прогрессом.
Имена в СССР
Происхождение некоторых женских имен начала двадцатого века поражает воображение. Тем не менее эти имена действительно существовали, они и сейчас записаны в актах ЗАГСов. Чтобы представить масштаб происходящего тогда, достаточно взглянуть на следующую таблицу.
Имена, образованные от лозунгов: «Да здравствует…», прославляющие народ Гондураса, мир, смычку города с деревней и Всемирную революцию | Даздранагон, Даздамир, Даздрасмыгда, Дазвсемира |
Имена времен индустриализации давали в честь машин, железной дороги или судоверфи | Тракторина, Дрезина, Желдора, Судоверфь |
К счастью, это был недолгий период. После многие меняли имена, остановив выбор на привычных распространенных Мариях и Татьянах. С развитием эпохи кино стали распространяться имена героинь экрана и киноактрис, которые часто имеют западное происхождение.
Русские имена, имеющие иноязычное происхождение
Возможно, некоторые удивятся, что считающееся исконно русским имя Иван - на самом деле еврейское Иоанн. Оно означает «Бог помиловал». Данила – тоже старое русское имя – в переводе с еврейского означает «Бог мой судья». И это не единственные еврейские имена в списке:
- Сысой – беломраморный.
- Фадей – достойный похвалы.
- Фома – близнец.
- Гаврила – моя мощь – Бог.
- Матвей – дар от Бога.
Имена, имеющие скандинавские корни:
- Ольга – святая.
- Игорь – воинственный.
- Олег – святой.
Статистика утверждает, что распределение современных имен по происхождению следующее:
- 50% - греческие, во многом благодаря христианизации и запрету на языческие имена, которых нет в Святцах.
- 20% - древнееврейские, по той же причине.
- 15% - латинские, распространившиеся благодаря развитию торговли и эпохе Просвещения.
- 15% - прочие.
Печально, что история не сохранила многих древних имен. Но сейчас наблюдается интересная тенденция в обществе, которая может исправить положение.
Современные имена
Сейчас в моде старославянские имена, многие из которых имеют красивое звучание и объяснение. Девочек называют так:
- Владислава (прославленная).
- Лада (любимая).
- Русалина (русоволосая).
- Ярина (огненная).
- Милана (заботливая).
- Алина (честная).
Мальчики носят такие имена:
- Всеволод (владеющий всем).
- Любомир (любимый миром).
- Ярослав (яркая слава).
И родители выбирают имя по своему вкусу, никто не обязывает называть детей по утвержденному списку. Часть -слав, входящая в составное имя, означает родовое имя славян. Происходит возврат к историческим корням.
Заключение
Сейчас можно называться любым именем. Конечно, следует избегать крайностей. В некоторых странах запрещено называться демоническими именами, признанными нарицательными именами всемирных преступников или числительными.
Любящие родители думают о том, как ребенок будет идти по жизни. А это немало зависит от имени.