Что такое шхуна? Шхуна - это парусное судно, оснащенное не менее чем двумя мачтами и косыми парусами. Она легка в управлении, не требует наличия большого экипажа. А небольшая осадка позволяет шхуне быстро перемещаться даже по мелководью.
За свою историю шхуна много раз модернизировалась с целью повышения маневренности и устойчивости к волне. Ее использовали не только для путешествий по морям и океанам, но и как торговое судно, и даже как военно-морской корабль.
Что такое шхуна и как она устроена
Это небольшой корабль под управлением нескольких человек. Главная особенность двухмачтовой от иных типов парусов состоит в расположении самой высокой мачты судна или грот-мачты. На шхуне она располагается недалеко от кормы, чтобы не мешала шесту (гафелю) фок-мачты.
Что такое у шхун парусное вооружение. Основные типы такелажа подразделяются на:
- гафельные или бермудские - с косыми парусами;
- марсельные и брамсельные - шхуна снабжена дополнительным прямым парусом, брамселем;
- стаксельные - стаксель или треугольный парус ставится на переднюю мачту в качестве дополнительно управляемого паруса;
- парусами на шхунах управляют с палубы, на мачту забираться не нужно, как на других парусных судах.
Узкий корпус и большие паруса делали шхуны быстроходными, они развивали при попутном ветре скорость более 11 узлов. Особенно хорошо шхуна идет при боковых ветрах или под острым углом к ветру. Однако при попутном ветре шхуна становится плохо управляемой или рыскливой, когда виляет из стороны в сторону, уменьшая скорость передвижения.
Жемчужина для пирата
В первой половине 18 века шхуны получили большое распространение в Англии. Они использовались рыбаками, торговцами и искателями приключений - пиратами. Такая шхуна описана в романе Стивенсона "Остров сокровищ" - знаменитая "Испаньола".
Она была достаточно крупная - водоизмещением 200 тонн. Палубы делились на верхнюю и нижнюю. Что такое у шхун нижняя палуба? Она разделена на отсеки:
- в центральном находился грузовой трюм;
- в носовой части размещалась команда;
- кормовой отсек нижней палубы включал камбуз, каюты капитана и старшин экипажа;
- верхняя палуба была ровной, возвышаясь над нижней на 1,6-1,7 м;
- шхуны были популярны у пиратов из-за их быстроходности, маневренности и малой осадки.
Обычная пиратская шхуна в 18 веке была водоизмещением 100 тонн и несла на борту 8 пушек. Экипаж набирался до 75 человек. Недостаток - это малая дальность плаванья, поэтому приходилось заходить в порт для пополнения запасов еды и воды. Флибустьеры часто бросали старые корабли, затапливали их и добывали новые.
На войне, как на войне
Начиная с 19 века на шхунах стали увеличивать количество мачт и парусов. Самая большая семимачтовая шхуна была построена американцами на верфи Куинси и спущена на воду в 1902 году, она называлась "Томас У. Лоусон".
К слову сказать, наибольшее распространение шхуны получили в Америке. Они использовались для торговли, пассажирских перевозок, в военных целях.
Первая шхуна, созданная американцами в 1750-х годах для английского военно-морского флота, носила название "Барбадос". Она использовалась в войне с французами и индейцами. На корабле было 14 орудий и столько же вращающихся пушек.
Легендарный Джеймс Кук путешествовал на военных шхунах, исследуя берега Канады.
На фото: Японское море и шхуны у восточных рубежей России.
История клипера в России
В 1834 году фон Шанц - адъютант начальника Морского штаба России князя Меньшикова - едет в Северные штаты для приемки заказанного там пароход-фрегата "Камчатка". Там будущий контр-адмирал впервые увидел балтиморские шхуны и в них влюбился окончательно и бесповоротно. Они отличались от других шхун сильно наклоненными в стороны кормы высокими мачтами и большими парусами, которых могло быть всего три.
Позднее, получив службу в Кронштадте и далее на верфь в Або (теперь г. Турку), где строились корабли для российского императора по чертежам фон Шанца, была построена балтиморская шхуна "Опыт". Она предназначалась для службы в Каспийском море.
Несмотря на скептическое мнение окружающих, шхуна превосходно показала себя, выявив все положительные качества. Позднее, в 1847 году была заложена еще одна такая шхуна для службы на Балтийском флоте ("Опыт").
Шхуна "Опыт" за время службы много трудилась и совершила знаковые плавания.
- Участие в парусных гонках 1848 года. Эти гонки проводил Императорский яхт-клуб Санкт-Петербурга.
- Постоянно патрулировала, находясь в плавании, воды Финского залива.
- Принимала участие в нескольких экспедициях при участии военно-морского флота.
- Бывала у берегов Дании.
- Прекратила службу в Балтийском флоте в 1863 году.
Оснащение шхуны "Опыт"
Новый построенный парусник «Опыт» имел следующие параметры:
- длина - 21,6 метра;
- ширина около шести метров;
- осадка - всего 2,2 метра.
Водоизмещение шхуны составляло 82 тонны, при этом в ее трюме был уложен балласт для устойчивости на сильной волне около 9,6 тонн чугуна.
Шхуна - корабль гладкопалубный. Это лишает судно обычного трюма, поэтому запасы воды и провианта размещались не в центре, а по краям корабля.
"Опыт", вооруженный двумя гафельными мачтами, нес только три паруса общей площадью в 346 кв. метра (фок, грот и кливер). Подробное описание шхуны "Опыт" было опубликовано в журнале "Морской сборник" в 1949 году. Именно по этим чертежам русскими моряками, потерпевшими бедствие на фрегате "Диана" у берегов Японии, была построена известная "Хеда".
Создание "Хеды" не только вернуло русских моряков на родину, но и открыло для Японии мир европейского кораблестроения.
Развитие кораблестроения и роль шхун
Шхуны сыграли благоприятную роль в развитии строительства кораблей многих стран. Голландцы разработали основные линии парусника, англичане первыми использовали их в военных целях, американцы модернизировали и приумножили, а русские подстроили под нужды своего флота, дав толчок новым изысканиям в кораблестроении. Лоцманские судна, перенявшие лучшие свойства балтиморских, использовались вплоть до 20 века. Трудно переоценить роль шхун в развитии торговых и политических отношений между странами.