Музей Оранжери в Париже является одной из самых уютных и необычных выставочных площадок французской столицы. Это картинная галерея, устроенная в здании бывшей оранжереи (отсюда и название). История музея Оранжери в Париже, информация для посетителей, экспозиция и отзывы - далее в этой статье.
История музея
В 1852 году в главном парке Парижа, саду Тюильри, была построена огромная оранжерея. В великолепном здании зимовали апельсиновые деревья в кадках, в конце весны их расставляли по всей территории сада, а к концу осени убирали в оранжерею. К концу XIX века содержать подобную оранжерею стало невыгодно: здесь устраивали и государственный склад продовольствия, и выставочную площадку для собак, и зал для соревнований по легкой атлетике. Во время Первой мировой войны Оранжери стала госпиталем для раненых солдат.
В 1921 году довольно запущенное здание бывшей оранжереи приобрел музей Орсе, филиалом которого Оранжери остается по сей день. Первыми экспонатами новой галереи стали работы Клода Моне, включая восемь полотен с его знаменитыми кувшинками. Открытие музея Оранжери в Париже состоялось в 1927 году, уже после смерти живописца.
В 50-х годах музею были переданы картины из огромных коллекций Поля Гийома и Жана Уолтера. Места для их размещения в Оранжери не хватало, более 20 лет картины не выставлялись. Наконец, с 1978 по 1984 год была произведена масштабная реконструкция, и все новые полотна были выставлены под названием "Коллекция Уолтера и Гийома".
Последняя на данный момент реконструкция музея Оранжери в Париже проходила с 2000 по 2006 год.
Экстерьер
Здание Оранжери было построено в стиле классицизма по проекту известного французского архитектора Фирмина Буржеуа и под руководством Луи Висконти. Изначально оранжерея составляла единый ансамбль с дворцом, который был разрушен в ходе войны. Экстерьер лицевой стороны, созданный в XIX веке, отреставрирован, но полностью сохранен. Как и положено оранжерее, здание прямоугольное, сильно вытянутое, с огромным панорамным остеклением по всему периметру стены, выходящей на Сену.
Скульптуры Родена
В музее Оранжери произведения искусства встречают посетителей еще до входа: большое количество скульптур разных французских скульпторов располагаются снаружи, среди которых особенно выделяются работы Огюста Родена. Среди них - знаменитые скульптуры "Поцелуй" и "Тень".
Обстановка
После реконструкции все картины музея Оранжери в Париже располагаются на двух этажах. Само здание бывшей оранжереи называется верхним этажом или попросту "Кувшинками" и разделяется на два помещения. У входа - гардероб, сувенирный магазин и две лестницы, ведущие вниз (одна предназначена для обычных посетителей, другая - для тех, кто передвигается на инвалидном кресле или с детской коляской). Напротив основного входа - Овальный зал, а точнее два овальных зала, расположенные один за другим. Именно здесь, еще с 1927 года, располагаются знаменитые "Кувшинки" Клода Моне. От входного помещения залы отделены маленьким овальным вестибюлем, чтобы суета вновь прибывших посетителей не отвлекала от созерцания этих великолепных работ знаменитого живописца.
Вдоволь налюбовавшись выставкой Овальных залов, можно вернуться к началу пути, а именно к лестницам, и спуститься на нижний этаж, оборудованный в 70-80-х годах. Здесь выставлена та самая "Коллекция Уолтера и Гийома", и именно так звучит официальное название нижнего этажа. От лестниц помещение расходится в четыре стороны. Наименее интересная, но тоже важная комната - уборная, расположена за лестницами. Слева расположено три зала: библиотека, зал временной экспозиции и лекторий. Если же пойти прямо или направо, попадешь в сеть проходных, связанных между собой залов "Коллекции". Пройдя по кругу и заходя во всех проемы можно последовательно увидеть всю экспозицию музея Оранжери.
Итак, прямо перед лестницей посетитель увидит одиноко выставленную картину "Золотой век" французского живописца Андре Дерена. От нее можно попасть в первый небольшой зал, где располагаются работы русско-французского художника Хаима Сутина и француза Мориса Утрилло. Пройдя правее, посетитель попадет в "Комнату Поля Гийома" - интерьер реальной комнаты коллекционера, переданный музею его вдовой вместе с коллекцией картин. Еще правее - Зал неоклассицизма, здесь находятся другие полотна Дерена, а также француза Анри Матисса и испанца Пабло Пикассо. Еще правее - Зал примитивизма, здесь представлены картины французского живописца Анри Руссо и итальянца Амадео Модильяни. Из этого зала посетитель попадет в небольшой "закуток" с работами французской художницы Мари Лорансен. Отсюда прохода нет, нужно будет вернуться в Зал примитивизма и выйти в Зал импрессионизма, здесь посетителей ждут великолепные работы французских новаторов Поля Сезанна и Пьера Огюста Ренуара. Проходя влево по залу, посетитель закончит круг. Однако, прежде чем вернуться к лестницам и "Золотому веку", можно заглянуть в еще один "закуток" - это Комната интерьеров, здесь выставлены маленькие диорамы комнат жилого дома Гийома.
Овальный зал
Коллекция Овального зала (точнее залов, как уже было сказано выше), представляет собой восемь огромных полотен целостного, панорамного произведения великого французского живописца Клода Моне под названием "Кувшинки". Полотна расположены на стенах 2 метра в высоту и 100 м в длину. Всего в коллекции работ Моне около 250 полотен посвящены кувшинкам, но именно эти восемь были написаны как одно целое. Художник подарил их музею Орсе исключительно при условии, что они будут выставлены панорамно.
Эти "Кувшинки" были написаны в последние годы жизни художника, с 1920 по 1926. Цельная экспозиция, представленная в одном из залов, носит название "Водяные лилии" и изображает плавающие в воде кувшинки в вечернем свете под ниспадающими ветвями плакучей ивы. В другом зале - композиции "Кувшинки. Заходящее солнце", "Кувшинки. Облака", "Кувшинки. Утро" и еще четыре, названные просто "Кувшинки".
Посреди каждого из залов - овальная скамейка, с которой очень удобно созерцать полотна. Чтобы прочувствовать всю задумку художника, при отсутствии толпы можно плавно перемещаться по траектории скамейки, полностью погружаясь в окружающий великолепный пейзаж.
Коллекция
Как уже стало понятно из описания обстановки музея, "Коллекция Уолтера и Гийома" включает в себя полотна Сезана, Ренуара, Дерена, Сутина, Утрилло, Матисса, Пикассо, Руссо, Модильяни, Лорансен, а также Поля Гогена и Альфреда Сислея - в целом более 140 работ разных художников, эпох, стилей и жанров. Из наиболее интересных произведений коллекции:
- "Обнаженная женщина в пейзаже", "Пейзаж в лунном свете", "Девушки за фортепиано", "Габриэль и Жан" Ренуара.
- "Портрет Поля Гийома", "Юный ученик", "Антония" Амадео Модильяни.
- "Портрет мадам Гийом в широкополой шляпе" Андре Дерена.
- "Портрет мадам Сезанн", "Красная скала" Поля Сезанна.
- "Пейзаж" Поля Гогена.
- "Повозка отца Жунье" Анри Руссо.
Расположение музея
Музей Оранжери в Париже расположен в западной части сада Тюильри, между Лувром и музеем Орсе. Ближайшие станция метро и автобусная остановка носят название Concorde - это 1, 8 и 12 линии метро, и 24, 42, 52, 72, 73, 84 и 94 автобусные маршруты. Чтобы точно не заблудиться, лучше всего воспользоваться картой.
Часы работы и стоимость посещения
Часы работы музея Оранжери в Париже - с 9:00 до 18:00, во все дни недели, кроме вторника. Вход возможен строго до 17:15, после этого посетителей только выпускают. Цена билета - 9 евро, что эквивалентно примерно 675 русским рублям. Дети до 18 лет, студенты и пенсионеры могут купить льготный билет за шесть с половиной евро (примерно 487 рублей). Каждый месяц действует один бесплатный день - первое воскресенье. Также можно купить так называемый "двойной билет" - за 16 евро (примерно 1200 рублей) по одному посещению Оранжери и музея Орсе в течение четырех дней или же за 18,5 евро (примерно 1400 рублей) за одно посещение Оранжери и Фонда Моне в Живерни (также действует в течение четырех дней).
Отзывы
Несложно догадаться, что отзывы о музее Оранжери в Париже исключительно положительные. Чего стоят одни только Овальные залы! В первую очередь посетителей очаровывает сама обстановка и история музея: картины в бывшей оранжерее, ведь это так романтично! Пишут о невероятном впечатлении, которое производят знаменитые "Кувшинки" в полном масштабе. В некоторых отзывах даже упоминается, что при разном освещении и погодных условиях эти полотна меняют свои оттенки. В одном из отзывов о музее Оранжери посетитель написал, что никогда не понимал работ Моне, считал их несуразной мазней, но все изменилось, когда он увидел их здесь. Действительно, на живопись, а тем более на живопись импрессионистов, надо смотреть вживую.
Не меньше восторга у посетителей вызывает и "Коллекция Уолтера и Гийома". Те, кто посетил музей Орсе, написали, что полотна Оранжери логически продолжают экспозицию основного музея.