Полиморфное нарушение звукопроизношения - это один из видов дислалии (картавости): причины и методы коррекции

Очень многим родителям в период освоения малышами человеческой речи приходилось сталкиваться с нечетким произношением некоторых звуков. По мере взросления, некоторые дети смогли преодолеть этот барьер без проблем. То есть они научились говорить чисто и понятно. Но некоторые не смогли одолеть эту преграду и к 7-8 годам. И если этот дефект речи в 5-6 лет имеет около 53 % малышей, то у младших школьников он встречается примерно у 20 %. Почему же дети так по-разному справляются с такой проблемой? Как исправить картавость? В этом мы попробуем разобраться далее в статье.

Детская картавость — причины

Никого не удивляет, когда, начав говорить, малыш коверкает слова и неправильно произносит звуки. Наоборот, взрослых это умиляет и слушать такой невнятный детский лепет — большая радость для родителей. Однако, когда приближается школьный возраст, это уже не радует, а начинает серьезно беспокоить. Что же это за нарушение речи, которое одни преодолевают легко и просто, а другим приходится долгое время заниматься со специалистом? Для характеристики этого явления в логопедии есть целый ряд медицинских терминов, которые мы и рассмотрим.

скороговорки для развития речи для детей

У деток 2-3 лет полиморфное нарушение звукопроизношения — это самое обычное явление и, как правило, оно носит временный характер. Обычно такие нарушения речевых функций бывают обусловлены недостаточно сформированным речевым слухом или артикуляционным аппаратом. Эти недостатки могут исправиться сами собой, если в детском саду применяются специальные методики для развития речи детей, а родители и другие домочадцы при общении с малышом и друг с другом демонстрируют ему правильную чистую речь. Это способствует формированию правильной модели воспроизведения звуков и выстраивания их в слова и предложения.

Ребенок чуть ли не с самого рождения находится в среде, где все слова произносятся четко и внятно, и это помогает ему развивать речедвигательные и речеслуховые анализаторы, усваивать без усилий фонетическую систему и овладевать техникой речи. По сути, полиморфное нарушение звукопроизношения — это в основном недоработки взрослых по своевременному обучению ребенка искусству правильно разговаривать, которые проявляются в безответственном отношении родителей к этому важному вопросу.

Когда взрослые, пытаясь говорить с малышом на понятном ему языке, начинают сюсюкать и искажать звуки, то ребенку негде взять правильную модель, и он настраивается на то, что слышит. И это приводит к патологическим нарушениям в произношении звуков. Постоянное неправильное произношение звуков приводит к стойким нарушениям речевого слуха ребенка, его артикуляционного аппарата и расстройству нейродинамики. Все эти признаки приводят к тому, что у ребенка развивается функциональная дислалия.

Другие причины дислалии

Она возникает не только вследствие неправильного воспитания, но может быть вызвана и другими причинами. К ним относятся:

  1. Тяга ребенка к подражанию речи окружающих.
  2. Двуязычие в семье, когда ребенок из одного языка в другой переносит особенности произношения тех или иных звуков.
  3. Частое общение с младшими детьми, у которых не сформированы речевые функции.
  4. Слишком торопливое и невнятное общение взрослых в семье.
  5. Недоразвитость фонематического слуха.
  6. Малая подвижность языка, губ, челюсти.

Механическая вид: причины возникновения такой дислалии

как исправить картавость

Однако полиморфное нарушение звукопроизношения - это не только результат небрежного отношения взрослых к развитию речи ребенка. Часто причиной картавости являются чисто физиологические причины — неправильное строение речевого аппарата. Это явление носит название механической дислалии. Причинами ее возникновения являются органические дефекты периферийного речевого аппарата, обусловленные особенностями костно-мышечного строения, а именно:

  • укороченная подъязычная связка, так называемая уздечка;
  • аномалии в зубочелюстной системе — выступающая челюсть, открытый и боковой прикус, большие щели между зубами и т. д.;
  • специфическое строение неба;
  • слишком толстые и малоподвижные губы;
  • аномальные размеры языка.

Эти виды дислалии не дают возможности самостоятельно справиться с возникшей проблемой. Слишком запущены бывают процессы, чтобы обойтись без квалифицированных специалистов. А если присутствует механическая дислалия, то могут потребоваться услуги не только логопедов, но и дантистов. Подобные нарушения речевых функций требуют оказания немедленной объединенной помощи узких специалистов, логопедов, родителей и детских учреждений — садика или школы. От их успешного взаимодействия будет зависеть, насколько комфортно и легко будет себя чувствовать ребенок не только в школе, но и в жизни.

Рассмотрим некоторые аспекты полиморфного нарушения звукопроизношения. Кроме этого, опишем возможные пути исправления дефектов речи.

нарушение звукопроизношения

Виды дислалии и особенности проявления

Дислалия — одна из самых распространенных проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Полиморфное нарушение звукопроизношения — это вид дислалии или картавости, который проявляется в расстройстве произношения детьми нескольких звуковых групп. Сегодня это нарушение показывает стойкую тенденцию к полиморфизму и даже ведет к нарушениям в письме.

Наблюдаются следующие виды нарушений звукопроизношения:

  • механическая форма — врожденный дефект аппарата артикуляции;
  • функциональная — отсутствие патологии, возникает вследствие неправильного отношения взрослых к ребенку;
  • физиологическая — нормальная до 5 лет;
  • мономорфная — затрагивает целый ряд звуков - до 4 из одной группы, к примеру, свистящих;
  • полиморфная — когда неправильно выговариваются более четырех звуков и даже из разных групп;
  • дислалия — патологические проявления активного и пассивного речевого аппарата. Она включает в себя артикулярно-фонематическую, акустико-фонематическую и артикулярно-фонематическую патологии.

Сигматизм

Чаще всего встречается сигматизм — невыговаривание шипящих и свистящих звуков. Ламбдаизм и праламбраизм — проблемы с выговором звуков «л» и «ль», ротацизм — нарушено произношение звука «р». Изредка встречается дефект в произношении «к, кь», «г, гь», «х, хь» или замена согласных — звонких на глухие и наоборот. Если трудности с воспроизводством звуков «я, ю» - йотацизм. Для исправления подобных нарушений потребуется коррекция дислалии.

Симптомами дислалии являются различные дефекты воспроизведения сложных звуков — искажение, пропуски, замена, смешение. Пропуск - это когда звук полностью выпадает из слова. Искажение — неправильная механика органов артикуляции. О мономорфной и полиморфной форме этого симптома упоминалось выше. Особенности функциональной и механической дислалии тоже были рассмотрены ранее.

Диагностика недуга

Диагностика основывается на клинических проявлениях пациентов, дополнительном исследовании с привлечение узких специалистов, в том числе отоларинголога и психолога. В большинстве случаев дислалию лечат без применения медикаментозных средства, посредством привлечения только опытного логопеда. Каковы же методы лечения? Как исправить картавость у ребенка? Об этом далее.

Возрастные нормы

функциональная дислалия

Согласно существующим методикам по развитию правильной речи у детей, работа над коррекцией дефектов дикции начинается с базового звука, а не отрабатываются все неподдающиеся воспроизведению звуки одновременно. В случае нарушений артикуляции нескольких групп, первой отрабатывается та, которая должна быть скорректирована раньше по его возрастным нормам.

Для возраста 1-2 года соответствует сложность с произношением а, о, э, п, б, м. В возрасте 2-3 лет коррекции подлежат и, ы, ф, у, д, т, в, н, г, к, х, й. В 3-4 года проблемными являются с, ц, з. С 4 до 5 лет сложность вызывают шипящие — ш, ж, ч, щ.

И только к 5-6 годам приходит норма коррекции л, р. Так что перед тем, как выговаривать р, ребенок уже должен уметь произносить практически все звуки.

Этапы корректировки

как выговаривать р

Базовыми звуками считаются «с» — для свистящих, «ш» — для шипящих, «к» — для заднеязычных. Коррекция дислалации строится в соответствии с этапами проводимых работ:

  • подготовительным;
  • формирующим первичные произносительные навыки;
  • формирующим коммуникативные навыки.

И проводится коррекция в четыре этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Постановочный.
  3. Этап автоматизации фонемы — сначала в слогах, затем поэтапно словах, словосочетаниях, отдельных предложениях и речи.
  4. Этап дифференциации смешанных и заменяемых звуков.

Как часто должны проходить занятия?

коррекция дислалии

Для того чтобы коррекция проходила успешно, потребуется заниматься с логопедом не реже, чем дважды в неделю. При этом к процессу должны подключиться родители и, посредством регулярных повторений заданий логопеда, закреплять изученный материал дома.

Ощутимый результат вы сможете почувствовать только после двух-трех месяцев интенсивных занятий. Да и он будет различным у разных детей, а зависеть это будет от возраста малыша, структуры его дефекта, количества невыговариваемых звуков, интенсивности занятий, активности родителей и квалификации специалиста. Вот как много факторов влияют на качество усвоения материала.

Подготовительный этап и постановка

На подготовительном этапе артикуляционный аппарат ребенка готовится к восприятию формы и ее воспроизведению. Вся работа будет направлена на отработку правильного речевого дыхания, развитие хорошего фонематического слуха, постановку правильной артикуляции речевого аппарата, разработку мелкой моторики рук и отработку опорных звуков.

В это период ребенок усваивает комплекс несложных артикуляционных упражнений, тренирует губы, язык, щеки, мягкое небо, положение нижней челюсти. Далее добавляются особые упражнения по управлению воздушной струей. Попутно у ребенка развивается память, качество восприятия, внимание, острота мышления, а также моторика — мелкая и общая.

Постановка — объединяет все достигнутые в подготовительный период речевые навыки. В это время ребенок учится одновременно пользоваться артикуляцией, направленной воздушной струей и голосом. Для этого применяется способ подражания и механический, с помощью которых логопед учит малыша, как правильно произносить тот или иной звук.

как выговаривать букву р

Автоматизация и дифференциация

Автоматизация позволяет довести умение ребенка до автоматизма. Проблемный звук сначала отрабатывается в открытых слогах вместе с гласными буквами:

  • ма;
  • ши;
  • ко;
  • ду.

Потом в слогах закрытых:

  • ар;
  • ац;
  • аш;
  • ещ.

Затем по методике сложный звук повторяют в окружении гласных:

  • еще;
  • ушу;
  • азу.

После чего приходит черед учиться проговаривать две согласные, стоящие рядом:

  • ску;
  • шка;
  • сла;
  • бра.

Следующим шагом достижения автоматизма является произнесение звука в начале слова, его середине и в конце. Каждое из упражнений повторяют не менее пяти раз, чтобы речевые органы привыкли автоматически действовать правильно при произнесении какого-либо из звуков — это на занятии с логопедом, дома же все это необходимо повторять до следующего занятия.

Сначала звук, с которым ведется работа, выделяется голосом, позже его перестают выделять и произносят в одной тональности. После закрепления материала можно переходить к стихам и прозе, а также активно использовать в обычной речи.

Дифференциация учит малыша различать смешанные звуки и правильно их проговаривать. При этом методе занятия происходят последовательно. Звуки сначала учатся различать изолированно, потом в составе слогов, слов, словосочетаний и предложений.

Использование скороговорок для коррекции дефектов речи

механическая дислалия

Очень эффективны и скороговорки для развития речи для детей. Эти небольшие шуточные тексты позволяют научиться управлять речевым аппаратом для правильного произношения звуков. Их насчитывается огромное количество и можно подобрать для ребенка что-либо не очень сложное, но эффективное. Приводим несколько самых простых скороговорок, которые помогут малышу в освоении секретов дикции:

  • Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Ел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
  • Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
  • Шесть мышат в камышах шуршат.

Занятия можно производить в игровой форме — пусть на каждое слово ребенок ритмично подбрасывает и ловит мячик или хлопает в ладошки.

Заключение

Основная цель статьи заключается в том, чтобы взрослые поняли, что такое патологическое нарушение звукопроизношения, а также что этот сбой в развитии требует вмешательства и помощи родителей. От своевременности предпринятых мер будет зависеть успешность адаптации ребенка в социуме.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.