Школа является важнейшим социальным институтом, который помогает учащимся адаптироваться к условиям взрослой жизни. Современные дети, еще учась в школе, активно оперируют деньгами, покупают товары и пользуются банковскими картами, являясь участниками торговых взаимоотношений. Это требует от них владения определенным уровнем финансовой грамотности.
Разработка программы
Курсы финансовой грамотности включены в школьную программу в рамках предмета «Обществознание». Введение обучения детей финансовой грамотности как отдельной дисциплины пока нецелесообразно из-за объема информации и ее специфики: часть информации актуальна для детей начальных классов, часть будет полезна для учеников 6-7-х классов, на что-то следует обратить внимание в 8-м классе, когда проходит изучение экономических систем. Более подробно говорить о финансовой грамотности стоит в 10-11-м классе.
С 1 сентября 2016 года в российских школах стартовали занятия по финансовой грамотности. Первыми их включили в свою программу Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края, Саратовская, Калининградская, Томская области, Татарстан. В 2018 году обучение осуществляется уже в 72 регионах страны.
Необходимость введения новых предметов не говорит о том, что размываются границы традиционного образования. Это скорее попытка разнообразить формы и содержание обучения. Так, например, ранее был внедрен курс формирования антикоррупционного мировоззрения, сейчас добавилась программа обучения финансовой грамотности. В ближайшее время планируется запуск курсов правовой и цифровой грамотности.
Задачи проекта
Линия финансовой грамотности выделена в отдельный компонент школьного образования для подготовки ребенка не только к будущей жизни, но и к жизни настоящей. Задачами проекта обучения финансовой грамотности являются:
- Снижение разрыва между теоретической системой обучения в школе и реальной жизнью, возможность практического применения своих знаний.
- Приобретение навыков, которые можно использовать в условиях товарно-денежных отношений.
- Обратная сторона финансовой грамотности – умение управлять своими эмоциями и телом.
- Открытие возможности межличностной и информационно-технической коммуникации для полноценного участия в жизни общества.
- Снижение риска исключения человека из общественной жизни.
- Создание навыка для оперативного реагирования на экономические изменения для сохранения своего благополучия.
Работа педагогов
Для успешной реализации обучения финансовой грамотности в школах требуется решение двух главных вопросов:
- обеспечение и подготовка необходимых информационных материалов;
- подготовка педагогов для обучения новой дисциплине.
Проблема предоставления качественных учебных материалов с учетом возрастных особенностей учеников на сегодняшний день благополучно решена. Для их составления были привлечены специалисты банковского сектора, преподаватели вузов, финансисты, сотрудники отдела образования и другие компетентные участники.
Что касается второго пункта, то обучение педагогов финансовой грамотности было осуществлено на специальных курсах повышения квалификации, где они получили возможность ознакомиться с основами финансово-экономических связей в обществе. Что содержалось в плане обучения:
- понятие инвестиций, ценных бумаг, кредита;
- банковские операции;
- виды мошенничества и способы защиты;
- создание собственного бизнеса.
Как правило, такая программа рассчитана на 72 академических часа. К 2018 году в установленных федеральных учебных центрах прошли обучение 19 тысяч учителей, которые имеют право проводить обучение финансовой грамотности в школе.
Содержание программы
Мировая практика внедрения обучения финансовой грамотности в школах показывает отличный результат. С чем должен ознакомиться ребенок в ходе занятий:
- национальная денежная валюта и ее история;
- иностранные, коллективные виды валют;
- операции с деньгами;
- семейный бюджет и его планирование;
- защита от мошенников;
- организация и оптимизация семейного бюджета;
- долгосрочное управление финансами;
- финансовые институты и взаимодействие с ними;
- сбережения, кредиты, налоги, пенсии, страхование;
- правовые аспекты взаимоотношений руководства и сотрудников, трудоустройство и карьерный рост;
- денежные вознаграждения;
- организация частного предпринимательства;
- управление личными финансами с учетом развития экономики.
Развивающая программа для дошкольников
Обучение финансовой грамотности дошкольников в детских садах сегодня практически не проводится. Основной груз лежит на родителях: они объясняют ребенку, что то, что ему хочется, покупается на деньги, которые перед этим необходимо получить на работе.
В возрасте 4-7 лет должно сформироваться понятие о том, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает большие возможности, дарит радость. На этом этапе объясняются нормы поведения в магазине, транспорте (оплата проезда) и так далее в форме ролевых игр.
Начальные классы
В начальной школе дети начинают делать первые шаги во взрослую жизнь. Чтобы не растеряться и совершать меньшее количество ошибок, ребенку необходимо быть знакомым с азами финансовой грамотности, научиться считать и понимать, для чего существуют деньги. Введение в дисциплину начинают со 2-го класса, курс рассчитан:
- 8 часов во 2-м классе;
- 8 часов в 3-м классе;
- 16 часов в 4-м классе.
В этот период дети знакомятся с понятием денег, их историей, видами и выполняемой функцией, а также определением семейного бюджета. Ознакомление происходит на уроках математики и окружающего мира.
Средние и старшие классы
На школьников 5-11-х классов в первую очередь ориентировано обучение финансовой грамотности. Дети этого возраста уже имеют базовые знания о деньгах, финансовых институтах, товарно-денежных отношениях. Они уже являются потребителями, начинают осваивать финансовые продукты и инструменты, пользуются информационными ресурсами (Интернет, приложения смартфонов).
Целью обучения является создание прямой связи между приобретаемыми знаниями и их применением в жизни. На уроках ребята в интерактивном формате ситуационного моделирования и ролевых игр учатся оценивать и принимать обоснованные решения. В такой форме подростки легче усваивают знания о финансовых рынках, продуктах и услугах, выстраивают адекватное восприятие рисков в этой сфере.
Методика
Для школьников начальной школы обучение проходит в более понятной игровой форме с учетом возрастных особенностей:
- игры;
- исследования;
- проекты.
В ходе обучения формируются навыки работы с таблицами и схемами, анализа выступлений.
Методика обучения финансовой грамотности для школьников среднего и старшего возраста сводится к следующим способам:
- Ознакомление с материалом проходит в форме лекций, бесед. Текст стилистически должен быть адаптирован с учетом возрастной категории.
- Использование информационно-раздаточных материалов: буклетов, плакатов, брошюр, карточек.
- Применение телевизионных и мультимедийных средств, проекторов.
- Проведение игр, соревнований, тестов, конкурсов, открытых уроков, олимпиад.
- Разбор конкретных ситуаций в экономической области и поиск выхода из них.
Прикладные аспекты
Результативность программы обучения финансовой грамотности можно отследить по возрастанию интереса к участию в различных мероприятиях, конкурсах, форумах, олимпиадах, выставках, онлайн-соревнованиях, например:
- региональные и городские конкурсы «Лучший предпринимательский проект среди учащейся молодежи»;
- всероссийский конкурс «Финансовый баттл»;
- научно-практические конференции;
- конкурс «Школьники за продвижение глобального предпринимательства»;
- конкурс проектных работ «Горизонты открытий»;
- фестиваль «Северное созвездие» и другие.
Результаты обучения
После прохождения курса финансовой грамотности и успешного его усвоения в школе ученики для прикладного применения должны:
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- иметь представление о роли денежных ресурсов в семье и обществе;
- уметь трактовать виды и функции денежных средств;
- знать источники доходов и направления расходов своей семьи;
- уметь рассчитывать и составлять семейный бюджет;
- определять проблемы и уязвимые места в семейных финансах, знать пути их решения;
- проводить простые финансовые расчеты.
Неоценимо родительское участие в решение таких вопросов: как потратить карманные деньги, как накопить на нужную вещь, как приобрести качественную, но недорогую вещь и так далее. При совместной работе родителей и учителей полученные знания у детей помогут снизить напряжение в потребительском секторе, повысить финансовую грамотность, чтобы во взрослом возрасте не возникало денежных проблем и человек мог более уверенно себя чувствовать.