Сущность маркетинга и его роль в современных рыночных отношениях

Результатом любой деятельности является сбыт или реализация товаров и услуг с целью получения прибыли. Любое общество строится на производстве материальных благ с использованием имеющихся ресурсов, и их распределении. Сущность маркетинга состоит именно в рациональном распределении товаров и услуг, поиске новых каналов сбыта и изучении моделей поведения покупателей.

Маркетинг может представлять собой определенную концепцию или конкретную модель поведения, то есть способ его применения на практике.

Существует несколько понятий этой науки. Каждый ученый в области экономики дает свою оценку и по-своему определяет роль маркетинга. Если обобщить эти значения, то можно сказать, что это совокупность методов, приемов и институтов их осуществляющих, для доведения предложений до конкретного потребителя, который в них нуждается.

Сущность маркетинга заключается в осуществлении всех видов труда, направленных на продвижение товаров или услуг до покупателя. Имеющиеся ценности (товары и услуги) являются вкладами в этот процесс. А удовлетворение желаний потребителя считается конечным результатом.

Различают следующие маркетинговые цели:

1. Доскональное изучение желаний и нужд потенциальных потребителей.

2. Ориентирование товаров и услуг на потребности покупателей.

3. Проведение рекламных акций с целью доведения сведений о товаре и услугах до потребителя. Здесь особое внимание уделяется тому, чтобы заинтересовать и вынудить сделать покупку.

4. Доставка товара в места с наибольшим спросом именно в то время, когда это необходимо. Количество товара или услуг и их цена также должна соответствовать запросам потребителей.

Сущность маркетинга заключается и в осуществлении планирования, контроля над бюджетом и результатами деятельности.

К основным его принципам относят:

1. Изучение рынка, потребностей, спроса до принятия производственных решений.

2. Выполнение необходимых требований, которые будут соответствовать современным запросам и рыночной ситуации. Производство должно ориентироваться на нужды потребителя и уметь перестроиться в связи с появлением новых факторов.

3. Влияние на выбор покупателя и на весь рынок при помощи специальных средств. Здесь важную роль играет реклама как средство воздействия на потребителя.

Сущность маркетинга менялась в зависимости от периода развития производственных процессов и рыночных отношений. Здесь различают несколько этапов.

Изначально деятельность была основана на развитии товарной ориентации. То есть улучшалось качество товаров и услуг без учета спроса и потребностей.

Затем производители стали ориентироваться на сбыт продукции за счет рекламы, долгосрочного планирования и других методов. Это сбытовая ориентация.

Далее следует рыночная концепция, которая связана с повышением качества товаров и услуг на фоне высокого спроса.

И, наконец, последние десятилетия ознаменовались расцветом маркетинговой ориентации, которая подразумевает использование всех методов, необходимых для воздействия на потребителя с целью повышения спроса.

Различают следующие виды современного маркетинга:

Социальный маркетинг занимается изучением политических и общественных факторов, которые влияют на спрос.

Консюмеризм ориентируется больше на защиту прав потребителей.

Бихейворизм берет за основу психологическую модель поведения покупателя.

Стратегический маркетинг является одним из популярных направлений. Здесь учитываются все факторы, влияющие на спрос. К ним относят не только внешние проявления, но и внутренние резервы и возможности фирмы.

Каждое из этих направлений ставит своей целью изучение спроса и желаний потребителей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.