В анализе современных систем государственного управления большое значение имеет авторитарный политический режим. Актуальность исследования этой формы правления связана, главным образом, с характером эпохи перехода к демократическому государству.
Многие современные страны имеют авторитарный политический режим. При этом в мире сегодня достаточно много разновидностей этой формы правления. Однако во всех этих разновидностях можно увидеть некоторые особенности тоталитарного режима. Таким образом, имея свои собственные признаки, две системы государственного правления являются в некотором смысле "родственными".
Так, авторитарный политический режим характеризуется отчуждением народа от государственного управления. При этом сужено или полностью исключено использование принципа выборности и должностных лиц, и государственных органов, гласности, подконтрольности и подотчетности их деятельности. Авторитаризм не предусматривает всеобщего права голоса. Это право или отменяется, или становится фиктивным. Таким образом, ограничивается или имитируется участие народа в принятии жизненно важных государственных решений, а принцип назначения является приоритетным. Авторитарный политический режим предусматривает отсутствие либо малозначительное для народа и непостоянное функционирование органов власти, избранных гражданами. При этом снижается количество субъектов, которые формируют властные органы. На местах и в центре народные массы отчуждаются от государственного управления.
Понятие политической власти тесно связано с централизмом. На местах и в центре руководство осуществляет один определенный человек, группа людей либо небольшое количество партийных (или государственных органов), тесно связанных между собой. Их решения должны исполняться беспрекословно. Отсутствует разделение власти, предотвращающее необоснованную ее концентрацию.
В связи с тем, что сила сосредоточена в руках главы страны, представительные органы приобретают характер второстепенный, становясь в некотором роде "марионеточными" структурами. В некоторых случаях даже происходит их полное упразднение. Отсутствует контроль над деятельностью исполнительных органов и у парламента. Эта структура не оказывает никакого воздействия на развитие политического курса, на ход законотворческого процесса. Выборы в парламент проходят в условиях ограничения либо полного отсутствия легальной партийной борьбы, поэтому носят характер формальный, являясь фактически назначениями.
Как правило, на местах отсутствуют органы самоуправления. Их заменяют чиновники, назначенные центром.
Типичной чертой авторитарного режима считается монополия на осуществление государственного управления со стороны конкретной социальной или политической группы, нескольких лиц или одного человека.
Управление и руководство делами общества осуществляется с применением приказных, командно-административных приемов. Во всех сферах общественной жизни главенствующим является правило жесткого подчинения вышестоящим структурам. Государство при этом наделено правом вмешиваться во все стороны жизни народа, контролируя их.
В политической системе доминирует одна партия – правящая. Другие политические объединения разрешены в том случае, если занимают ту же сторону, что и правящая партия, или лояльны относительно ее деятельности.
При авторитаризме отмечается неправовой характер деятельности государственной власти. Закон и право исполняют роль второстепенную. При этом политическая власть наделяется полномочиями, не подчиняющимися законам и не ограничивающимися ими.