Каждый нормальный родитель будет волноваться о психологической готовности ребенка к обучению в школе – в этом нет ничего дурного. Никто не знает, как сложится жизнь будущего первоклассника в новой среде, сложно ли будет ему налаживать контакт со сверстниками, получится ли у него выполнять задания, которые ему дает учитель. В статье мы поговорим о методах диагностики психологической готовности к школе, а также способах ее развития.
Определение психологической готовности
Дабы лучше понять, готов ли ваш ребенок отправиться в школу, стоит разобраться в многогранности понятия психологической готовности, после чего отталкиваться от каждого из пунктов более подробно.
Итак, психологическая готовность к школе – это совокупность системных характеристик психологического развития вашего ребенка, включающая в себя сформированность различных свойств и способностей, которые обеспечивают возможность принятия позиции школьника и выполнения учебной деятельности. Также под психологической готовностью может подразумеваться уровень психологического развития, который необходим для нормального усвоения школьной программы и работы в коллективе.
Проще говоря, психологическая готовность к школе – это то, насколько ваш ребенок готов отправиться в школу для получения новых знаний. Будет ли ему комфортно находиться в обществе сверстников, сможет ли он усваивать ту программу обучения, которая предусмотрена Министерством образования, получится ли у него выдерживать эмоциональные нагрузки, возникающие в стрессовых ситуациях или же он еще подсознательно не готов заниматься каким-либо видом деятельности без своего родителя.
Из чего состоит психологическая готовность?
Развитие психологической готовности к школе должно проводиться по определенной схеме, каждый пункт которой включает в себя определенные качества и набор навыков. Если вы будете знать, над чем необходимо больше всего работать с ребенком, то вы сможете лучше подготовить его к школьной жизни. Структура психологической готовности состоит из четырех пунктов:
- интеллектуальная готовность;
- социальная;
- личностная;
- волевая.
Каждый из этих пунктов включает в себя определенные качества и навыки, о которых мы обязательно поговорим в следующих разделах. Развитие их позволяет улучшить в отдельности каждый вид психологической готовности, а также понимание того, что ваш ребенок готов отправляться за знаниями в школу.
Структура личностной готовности
Чтобы разобраться в диагностике психологической готовности ребенка к школе, необходимо сначала разобраться в структуре данного определения. То есть, необходимо понять, что включает в себя психологическая готовность и на какие группы она делится. Все составляющие с пояснениями приведены в списке ниже.
- Мотивационная готовность – это то, насколько ребенок сформирован для принятия социальных мотивов. Мотивация в этом случае может быть самой разной – признание со стороны сверстников, похвала от родителей или учителей, приобретение своего первого социального статуса (староста, ответственный за дежурство). Если вы научите своего ребенка не только познавать эти мотивы, но и следовать им, то он будет на 25 % готов отправляться в школу.
- Сформированность Я-концепции и самооценки – осознание ребенком своих умственных и физических возможностей, а также умение грамотно оценить свои личностные качества. Если школьник будет изначально не готов воспринимать свое собственное "Я", не будет постоянно сравнивать свои умения с навыками своих сверстников, то ему будет очень трудно определиться в стремлениях школьной жизни. Однако если научить его правильно оценивать свои личностные качества, хвалить за достижения, то он будет лучше готов к школьной жизни.
- Коммуникативная способность – умение налаживать продуктивное и произвольное общение со сверстниками и учителями в контексте учебной деятельности и в личной сфере. Проще говоря, ребенок не должен стесняться спросить учителя по поводу непонятного момента в новой теме или попросить одноклассника поделиться запасной ручкой. Также ребенок должен уметь рассказывать интересные вещи из личной жизни. Это поможет ему подружиться со сверстниками или подняться в глазах своего учителя. По сути, понимание предмета зависит именно от взаимоотношений между учеником и учителем.
- Эмоциональная зрелость – освоение ребенком различных моральных норм, а также умение выражать свои чувства на людях. В этот же пункт можно отнести навык скрытия импульсивных реакций и сформированность высших чувств – нравственность, эстетичность (чувство прекрасного), интеллектуальность (радость познания чего-то нового). Школьник должен с первого класса на интуитивном уровне понимать, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Также он должен уметь проявлять искренние эмоции при виде предметов искусства, образов, «картинок» в жизни, ведь это поможет ему развить творческие качества.
Проще говоря, личная психологическая готовность к школе – это умение адаптироваться под сложные ситуации, общаться со сверстниками, находить собственную мотивацию, ценить все прекрасное в этом мире. Все эти качества являются необходимыми для обучения в школе и развития в ребенке личности.
Структура умственной готовности
Психологическая готовность первоклассника к школе также подразумевает совокупность его умственных умений. То есть он должен уметь грамотно воспринимать те задания, которые дает ему учитель, анализировать методы его решения, выбирать наиболее оптимальный из них и решать задачу в поставленные сроки. Рассмотрим составляющие психологической готовности более детально.
- Познавательная готовность – умение использовать основные мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, синтез, абстрагирование). Ребенок должен уметь правильно и грамотно воспринимать поставленные задачи и уметь решать их в кратчайшие сроки. Наличие определенного набора знаний из дошкольной подготовки позволяет развить это качество в ребенке гораздо быстрее.
- Речевая готовность – умение грамотно формировать свою речь, а также видеть различие между основными формами речи (письменная, устная, прямая и так далее). Ребенок должен понимать разницу между монологом и диалогом на интуитивном уровне. О себе он должен всегда говорить в первом лице, а к старшим людям обращаться только на "Вы". Школьник должен грамотно составлять предложения у себя в голове и произносить их вслух.
- Развитость воображения, внимания, памяти и восприятия – умение пользоваться основными органами чувств, искать информацию в глубинах собственного подсознания, уделять внимание мельчайшим деталям и обращаться к воображению. То есть ребенок должен научиться получать информацию из окружающего мира, правильно ее анализировать и применять на практике. В то же время воображение подойдет для развития творческого потенциала.
Большинство проблем психологической готовности к школе, как правило, заключаются именно в этом пункте. Ребенок должен приходить в учебное заведение, умея выполнять простейшие задачи – считать предметы, читать слова по слогам, рисовать несложные фигуры. В противном случае он может сильно отстать от сверстников в развитии.
Структура волевой готовности
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе также включает в себя различные волевые качества, которые позволяют учиться самоконтролю уже со школьного возраста. Более подробно о составляющих читайте ниже.
- Готовность к сфере воли – умение ставить перед собой четкие и нерушимые цели, а также находить оптимальные пути к их достижению. Сюда можно отнести осуществление волевого усилия над собственными желаниями, соподчинение различных мотивов, которые позволяют добиваться успеха.
- Развитие произвольности – способность строить свое подчинение, согласно морально-этическим нормам, сформированным современным обществом. Умение действовать по предлагаемым образцам поведения, а также корректировать их в нужном направлении в случае необходимости.
Как видите, структурирование компонентов психологической готовности к школе ребенка позволяет более детально разобраться в том, что должен уметь первоклассник. На основе списка навыков можно без особого труда составить план подготовки своего чада к школьному курсу.
Социально-психологическая готовность к школе
Данную разновидность психологической готовности принято выделять на общем фоне, поскольку она может включать в себя нормы и навыки из других структур. Однако она также играет огромную роль в правильной подготовке ребенка к школе. Основной принцип заключается в серьезном отношении к учебной деятельности, уважительному отношению к учителю, директору, завучу. Именно социально-психологическая готовность оказывает наибольшее влияние на показатель дисциплинированности.
Если сегодня вы взглянете на учеников старших классов в школе, то увидите среди них лишь небольшое количество детей, которые действительно стремятся получать знания в учебном заведении. Большинство из них волнует внешний аспект школьной жизни (красивый портфель, модные туфли, новая форма и так далее). А некоторые просто налаживают взаимоотношения с друзьями или ищут вторую половинку.
Зачастую позитивное отношение к школе формируется на основе информации, которую предоставляют взрослые об этом учебном заведении. Поэтому каждый родитель должен осознавать, что от правильно подобранных слов зависит восприятие ребенка. Если вы с дошкольного возраста начнете вовлекать его в научную среду, то он будет постоянно стремиться к развитию и относиться к обучающему процессу и школе только с позитивным настроем.
В дальнейшем социально-психологическая адаптация ребенка будет зависеть от его окружения. Немаловажную роль играет общение со сверстниками или дружба с одноклассниками. Вы должны объяснить ребенку, что с новым коллективом необходимо обязательно подружиться. Ребенок ни в коем случае не должен чувствовать себя изгоем в классе, иначе сверстники будут над ним подшучивать или даже оскорблять.
Развитие интеллекта ребенка
Развитие психологической готовности к школе следует начинать с "прокачки" интеллекта вашего ребенка. Это оказывает прямое влияние на успеваемость школьника, а также умение грамотно и четко объяснять свою позицию в коллективе. Важно привить дошкольнику страсть к знаниям, а не заставлять его часами учить буквы, которых он не понимает. Для проявления любознательности постарайтесь приобрести подходящую литературу или купите ребенку какую-нибудь развивающую игру, которая сможет пробудить интерес вашего малыша к знаниям.
Интеллектуально-психологическая готовность к школе – это также умение пользоваться дифференциальным восприятием, то есть уметь отличать фон от фигуры, а также концентрировать свое внимание на одном объекте. К этой же категории можно отнести аналитическое мышление – умение осознавать связи между различными явлениями. Для развития мелкой моторики достаточно будет приобрести любой конструктор, который ориентирован на ребенка вашего возраста.
Отдавая ребенка в школу, он также должен иметь определенный уровень навыков разговорной речи. Первоклассник должен уметь четко выговаривать все звуки и буквы, хорошо владеть силой, высотой и тембром голоса. Очень хорошо, если ребенок дошкольного возраста проявляет интерес к иностранным языкам, поскольку в этом случае он будет иметь достаточно сбалансированный словарный запас, который пригодится ему в самых различных сферах жизни. Чтобы научить ребенка хорошо пересказывать прочитанный текст, необходимо регулярно упражняться с ним в этом вопросе. Постарайтесь выучить с ним небольшие стишки, песни или же попробуйте сложные предложения из слов.
Решили развить у своего ребенка психологическую готовность к школе? Методики из психологии, о которых можно узнать на различных тренингах или бесплатных онлайн-курсах, помогают справиться с этой задачей практически любому родителю. Однако необходимо учитывать индивидуальные особенности вашего малыша, поскольку все дети уникальны и не могут развиваются на одинаковых принципах.
Развитие волевой готовности
Для диагностики психологической готовности к школе необходимо обратить внимание на привычки вашего малыша, которые он использует в повседневной жизни. Например, большинство волевых личностей всегда держат свое место в порядке, укладывают принадлежности в портфель таким образом, чтобы для всего хватило места. Также волевая готовность, разумеется, подразумевает умение сдерживать свои импульсивные эмоции, которые могут навредить окружающим людям. Психологически подготовленный к школе ребенок будет обязательно слушать старших, а во время выполнения поставленной задачи будет сосредотачиваться только на ней.
Эмоциональная зрелость ребенка также сопровождается формированием позиции школьника. Попробуйте задать ребенку вопрос о том, кем он является, и какие обязанности должен выполнять. Родитель должен доходчиво объяснить своему ребенку, что на уроке нужно слушать учителя, поднимать руку, если хочется что-то спросить, не выкрикивать правильные ответы с места и так далее. Если у школьника будет отсутствовать волевая готовность, то это приведет к снижению продуктивности во время выполнения заданий, поступивших от учителя.
В психологии есть довольно интересный метод, который помогает развить уровень волевой подготовки ребенка. Вы можете сыграть с ним в небольшую ролевую игру, где будете поочередно меняться ролями. Сначала следует показать ребенку, как должен себя вести прилежный ученик. После этого необходимо встать в роль учителя, дабы указывать школьнику на его недостатки и корректировать поведение.
Развитие личностной готовности
Формирование психологической готовности к школе у детей должно происходить уже с самого раннего возраста. Вы должны быть для ребенка не только родителем, но и учителем, наставником, в котором он видит образец для подражания. Особое внимание следует уделить личной мотивации ребенка на достижение каких-либо целей. Если этот пункт не будет выполнен, ребенок не будет чувствовать, что выполнение задания принесет ему пользу. Старайтесь замотивировать школьника так, чтобы он сам стремился постоянно получать знания и развивать навыки.
Также ваш ребенок должен уже в раннем возрасте осознать собственную значимость, поскольку именно высокая самооценка позволяет добиваться больших высот. Однако только хвалить ребенка за успехи будет ошибочным решением. Рекомендуется указывать и на его ошибки, однако делать это нужно с особой осторожностью, поскольку в детском возрасте критика воспринимается крайне отрицательно. Заметили ошибку? Скажите ребенку, что он все делает правильно, кроме одного момента. В этом случае он будет горд за свои успехи и постарается делать все намного лучше и правильно отреагирует на замечание.
Компоненты психологической готовности, описанные в предыдущих разделах, позволяют составить грамотный план по развитию личностных качеств вашего ребенка. Для этого постарайтесь проанализировать действия школьника в той или иной сфере, после чего выделить некоторые качества, которые ему необходимо определенно развивать. Развитие происходит самыми различными способами. Например, если вы хотите усовершенствовать коммуникативные качества школьника, то вам придется мотивировать его больше общаться не только со сверстниками, но и со старшим поколением. Однако диалог должен быть правильным, поэтому обязательно указывайте ребенку на ошибки, которые он совершает в процессе.
Психологическая готовность родителей к школе
Да, этот пункт также является крайне важным, поскольку некоторые родители отказываются отдавать своего малыша в учебное заведение. Однако таким личностям стоит понять, что рано или поздно ребенку все-таки предстоит встать на самостоятельный путь. Если он все время будет находиться дома под вашей опекой, то его личностные качества никак не будут развиваться. Даже если вы организуете обучающий процесс с лучшими репетиторами в домашних условиях, ваш ребенок не сможет развить в себе навыки коммуникации, поскольку не будет общаться в коллективе. Школа – это не просто место, в котором дети получают знания. Здесь ученики находят себе друзей, заводят первую любовь, поэтому не стоит губить полноценное детство ребенка понапрасну.
Также не забывайте о том, что в школе вашему ребенку предстоит столкнуться с огромным количеством трудностей, а также поиском путей для их решения. Это просто незаменимый опыт, который очень важен и пригодится в жизни. В ходе решения сложных задач нередко становятся видны лидерские качества детей. Уже в начальном классе ваш ребенок сможет принять участие в различных соревнованиях и побороться за первое место в различных видах спорта. Возможно, ему предстоит стать старостой или даже президентом школы. Он будет решать важные вопросы, представляя лицо всей молодежи на различных собраниях и конференциях. Будет посещать различные олимпиады, на которых сможет блеснуть своим знаниями.
Диагностика психологической готовности ребенка к школе позволит вам убедиться, что ваше сокровище готово встать на новый жизненный путь. Если же в чем-то он уступает своим сверстникам, вы всегда можете помочь ему, составив грамотный план по развитию того или иного качества. Не пугайтесь намекнуть малышу на его недостатки и хвалите его лишь в том случае, если он действительно выполнил трудную работу, переступив через себя. В противном случае ребенок может возгордится и потерять интерес к достижениям или открытию нового. Подобное отношение к жизни не принесет ничего хорошего, особенно в раннем возрасте.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе имеет огромное значение в современном мире. К сожалению, родителям приходится самостоятельно давать своим детям базовые знания, на основе которых строится образовательная программа нашей страны. Однако если вы начнете готовить ребенка к школе с шести или даже пяти лет, то ему будет намного проще влиться в коллектив. Будьте уверены, учителя будут обязательно хвалить вашего ребенка, а среди одноклассников он будет пользоваться заслуженным авторитетом. Со временем из него вырастет квалифицированный специалист, который добьется огромного успеха в этой жизни с помощью собственных знаний.