В Кирове в 2011 г. был открыт Музей дымковской игрушки. Этого события много лет ждали местные жители и гости города, так как яркие, расписные, забавные изделия местных мастериц давно являются визитной карточкой Вятки, а за границей – России.
Необыкновенная деревня Дымково
Считается, что дымковская игрушка родилась в XV-XVI веках в слободе Дымково, которая находилась недалеко от города Вятки (Хлынова, Кирова). Почти в каждой семье этой уникальной слободы жила мастерица, которая лепила из местной красной глины забавные фигурки людей и животных, а свое умение передавала по наследству дочке и внучке. Игрушки каждой семьи имели свои особенности: они отличались по форме, колориту, орнаменту и позволяли безошибочно определять руку мастера. Так рождались традиции народного промысла дымковской игрушки.
В то время они были востребованы на городских ярмарках. Чаще всего в них играли дети - разноцветные свистульки родители везли в подарок. Но покупались они и для украшения дома.
От 30 до 50 семей в Дымково копали глину, размягчали ее, растирали мел и красители, а закончив работы в полях, до весны лепили, сушили и обжигали фигурки. Красить начинали ближе к ярмарке, особенно спешили к празднику Свистопляски.
Свистопляска или Вятская свистунья
Есть в Вятском крае легенда, которая рассказывает о появлении дымковской игрушки. В XIV-XV веках на город Хлынов напали инородцы и хотели штурмом взять его. Горожане позвали на помощь соседей из Великого Устюга. Те откликнулись и бросились на подмогу. Но подошли они к городу ночью и с другой, неожиданной для вятичей, стороны. Приняв их за врага, осажденные бросились в бой. Случилось страшное братоубийственное побоище.
Хотя документальных подтверждений этому факту нет, местные жители считали событие достоверным и в память о погибших той ночью ежегодно устраивали день поминовения. Утром все собирались в памятной часовне для торжественной панихиды, а потом устраивали народные гуляния в знак победы жизни над смертью. На празднике Свистопляски проводились кулачные бои, катали глиняные шары с высокого берега Вятки, пели, водили хороводы. Конечно, было много угощений и лакомств. Но главными на празднике были глиняные игрушки. Женские фигурки символизировали вдов, оплакивающих погибших мужей. А разнообразными свистульками запасались все от мала до велика, и целый день ходили по улицам, устраивая пересвист. Описание праздника путешественниками появилось только в XIX веке, но корни его явно языческие.
Со временем традиции Свистопляски изменились, исчезли кулачные бои и катание шаров. Остались веселые гуляния и озорной пересвист по всему городу. Событие стало больше похожим на веселую ярмарку. Последний праздник состоялся в конце 20-х годов прошлого столетия. Потом традиция исчезла совсем.
Первые игрушки
Те же путешественники называли глиняные игрушки, которые торговки везли на продажу, удивительными и неподражаемыми. Трудно было догадаться, что за животное изображает фигурка: медведя или козла, или вовсе что-то фантастическое. В Кировском музее дымковской игрушки из самых ранних поделок хранятся изделия, сделанные в конце XIX века. До того никому в голову не приходило, что дешевые глиняные свистульки представляют собой хоть какую-нибудь ценность. Когда в столице появилась мода украшать дом фарфоровыми статуэтками, провинциальные вятичи стали ставить на подоконники и на шкафы глиняные дымковские фигурки. Появился спрос на нарядных барышень, расписных кавалеров и забавных животных.
Наряды барынь расписывались, в точном соответствии с последней модой, это повышало их стоимость. Пышные юбки и воланы, шляпки с лентами и капоры с кружевами, зонтики и ридикюли – эти тщательно выполненные детали присутствуют на фигурках тех лет.
Не игрушка, а сувенир
В 1882 году дымковские игрушки были представлены на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Посетители проявили неподдельный интерес к необычным, забавным фигуркам.
Изделия вятских мастеров стали покупать в другие города России. А через восемь лет экспозиция занимала уже не маленький уголок, а целый отдел. В 1890 году художник А. Бенуа организовал Первую выставку игрушек, где Вятка стала лидером. Вот тогда и появились коллекционеры, благодаря которым в Вятском музее глиняной игрушки можно увидеть первые свистульки и фигурки.
Игрушки начала XX века
«Дымковский сувенир» мастерицы в это время лепили точно так же, как их матери и бабушки - первые игрушки. Местную глину готовили к работе, мяли, делали эластичной. Руками лепили теперь уже сложные композиции, применяя для украшения различные элементы декора. Затем сушили изделие в течение нескольких дней. Потом предстоял обжиг в русской печке. Фигурку готовили к росписи. Для этого ее белили раствором мела на молоке. И только потом расписывали красками, замешанными на яичном белке. Кисти были, конечно, самодельными. А для особой красоты наносились кусочки сусального золота.
Как видно в экспозиции музея, особенность истории дымковской игрушки состоит в преобразовании самих изделий, а не технологии их изготовления. Мастерство женщин слободы Дымково постепенно возрастало от простейших, смешных свистулек до сложных и замысловатых композиций. Теперь это были не просто барыни и кавалеры, уточки и коровки. Мастерицы лепили все, что видели вокруг себя.
Ценность дымковских игрушек в том, что разглядывая их, можно буквально изучать детали слободского, провинциального быта, настолько точно они воспроизводились в изделиях. Вот стадо идет с пастбища, а женщины с подойниками ждут коров. Нянька гуляет с детьми, а военный с усами ухаживает за кокетливой дамой.
Первая книга о дымковской игрушке вышла в канун революционных событий в России, в 1917 году. Благодаря Алексею Деньшину не исчез этот промысел в сложные годы жизни страны, а был восстановлен с возрождением лучших традиций.
Советские мастера – золотые руки «дымки»
Внимание государства и общественности к дымковскому промыслу то исчезало в годы лихолетья, то, благодаря энтузиазму и преданности делу, возрождалось вновь. Помимо А. Деньшина, художника-пейзажиста, подвижника и знатока дымковского ремесла, приложившего немало сил для сохранения производства игрушки, известны имена мастериц, которые никогда не оставляли работу в промысле и передавали свои навыки дочкам и внучкам.
В музее дымковской глиняной игрушки выставлены коллекции, выполненные целыми династиями известных мастериц. Это семьи Мезриных, Кошкиных, Безденежных, Пенкиных. Изменялась жизнь в слободе Дымково, расширялась и тематика композиций. Например, возник мотив колхоза с его фермой, полевыми работами, птичником. А кто-то разрабатывал тему сказок и былей.
Даже в годы Великой Отечественной войны производство игрушек было возобновлено уже с 1942 года. Позитивные, оптимистичные работы сравнивались с бодрой, воинственной песней. После войны были выделены средства на улучшение условий труда и обучение мастериц. Дымковская игрушка вновь стала участницей всевозможных выставок разного уровня. Так ее узнали и за рубежом.
Работа В. Г. Харламова
Музей дымковской игрушки Кирова встречает посетителей неожиданным произведением. Выполненная на всю стену роспись под названием «Дымковский промысел» показывает слободу, в которой родился промысел, ее природу и исторический ландшафт. Кроме того, на полотне собраны портреты старейших мастериц и молодых учениц, женщин, чьими усилиями уже много веков живет дымковская игрушка.
В. Г. Харламов, местный художник, написал свою картину в 1982 году, а к открытию музея восстановил ее и дополнил новыми лицами и событиями.
Современный Музей дымковской игрушки Кирова
Открытие состоялось в марте 2011 года на средства, выделенные администрацией города в качестве гранта на развитие промысла. В настоящее время музей владеет коллекцией, содержащей более 700 экспонатов. Он является хранителем традиций народного промысла и способствует повышению интереса к творчеству мастеров, к развитию туризма Вятского края.
Адрес Музея дымковской игрушки Кирова: ул. Свободы, 67. Он находится в одном здании с Кировским отделением Союза художников России. Почти все мастера, работающие сегодня в промысле - члены Союза. Созданный музей помимо постоянно действующей экспозиции имеет возможность устраивать персональные выставки своих мастеров. В музее можно посмотреть документальные фильмы об истории развития народного промысла.
Особенность создания игрушки состоит в том, что за прошедшие века технология не претерпела каких-либо изменений. Используется та же красная местная глина, лепка изделия производится вручную, что делает ее уникальной и неповторимой. Обжиг, проводимый ранее в русской печи, сейчас делается в электрической при температуре 900 градусов. Расписывают игрушки темперными красками.
Режим работы
Телефон Музея дымковской игрушки в Кирове можно найти на официальном сайте музея. Там же указано и время его работы: с 10:00 до 18:00, без выходных.
Дымковский промысел – уникальное явление народного искусства. За 400 лет существования он не только не растратил, но обогатился новыми темами, сюжетами, идеями, что и демонстрирует Музей дымковской игрушки Кирова.
Несмотря на высокую квалификацию художников, работающих здесь, вот уже 50 лет действует художественный совет, который состоит только из самых опытных мастериц. Они оценивают каждую вещь, следят за соблюдением традиций, поощряют творческий рост.
При мастерской и музее открыт магазин, где всегда можно выбрать авторскую работу, порадовать себя и друзей настоящей дымковской игрушкой.