Финансовая система государства – это товарно-денежные отношения субъектов хозяйствования в финансовой сфере, имеющие свои права и обязанности.
Финансовая система России представляет собой систему, состоящую из общегосударственных и территориальных финансов, финансов субъектов хозяйствования и финансов простых граждан.
У каждой составляющей данной системы есть конкретные задачи, также они отвечают за функционирование определенных отношений в сфере финансов.
Так, например, задачей общегосударственных финансов является аккумулирование финансовых ресурсов в государственном распоряжении и направление в случае необходимости или же, согласно утвержденному бюджету, на финансирование социальных программ и других общегосударственных нужд. Формирование этого источника доходов государства осуществляется за счет налоговых сборов, сумм, полученных от приватизации субъектов государственной собственности и государственных пошлин. В составе общегосударственных финансов состоят: федеральный бюджет, государственное кредитование и страхование, а также федеральные внебюджетные фонды. Необходимо также отметить, что до 50% ВВП перераспределяется через них в развитых странах. Также это, своего рода, механизм стимулирования деловой и экономической активности субъектов.
Федеральный бюджет представлен системой сопоставления доходов и расходов на уровне государства, которые должны быть утверждены в законодательном порядке. Структура доходов и расходов определяется направлениями социально-экономической государственной политики.
Финансовая система государства подвержена всем изменениям в его функционировании, будь то, политические неразберихи либо различные социально-экономические ситуации.
Финансовая система государства не может нормально функционировать без территориальных финансов, которые призваны выполнять задачи, аналогичные общегосударственным финансам, но с одним только отличием – на территории отдельных административных единиц, находящихся на самоуправлении. Состоят они из внебюджетных фондов и территориальных бюджетов. Их формирование осуществляется за счет местных налогов и сборов, местных займов, штрафов, лотерей и прочих источников.
Как указывалось выше, финансовая система государства включает и такую составляющую, как финансы субъектов хозяйствования. Формирование этого источника происходит как за счет прибыли, так и амортизационных отчислений предпринимательского сектора.
Финансовая система и финансовая политика государства имеют тесную взаимосвязь между собой. Попробуем разобраться – каким образом происходят их взаимоотношения.
Итак, финансовая политика государства – комплекс реализуемых мер, которые направлены на достижение тех целей, что определены государственными органами финансовой сферы. Именно в рамках этой политики конкретизируются основные источники формирования и направления в социальную сферу финансовых ресурсов.
Одним из мероприятий финансовой политики является создание эффективного финансового механизма, с использованием которого осуществляется государственная деятельность в сфере финансов. Здесь можем увидеть, что финансовая система государства служит инструментом или элементом финансового механизма. Ведь основу этой системы составляют финансовые ресурсы, за формирование которых и отвечает финансовая политика. Также к ее основным составляющим относятся методы формирования финансов (структура доходов), система законодательства, отвечающего за эффективность формирования бюджетных доходов и расходов.
Ну и, конечно же, статья была бы неполной, если не определить приоритеты финансовой политики государства. Во-первых, данная политика должна стремиться к формированию адаптированного к реальным условиям законодательства. Во-вторых, государство с помощью эффективной финансовой политики должно найти «золотую середину» в налогообложении – оптимальное налоговое бремя при эффективном функционировании налоговой системы. В-третьих, для повышения результативности государственной политики необходимо осуществлять планирование и прогнозирование направления использования финансовой системы.