У современного человека не слишком много поводов возвышаться над обыденностью и парить в высших сферах. Мы заточены скорее на подведение итогов, сведение баланса, подготовку отчетов и т. п. действия, в которых нет места возвышенным чувствам и высокому стилю. Все это осталось в веке XIX, а если точнее - в XVIII.
Однако все-таки на уровне подсознания человеку свойственно стремиться к трансцендентному: к тому состоянию, которое трудно поддается описанию, да и слова для этого нужны особые... Вот в такие моменты мы вдруг ни с того, ни с сего начинаем изъясняться так, как принято было либо во времена Гомера, либо у Державина в его одах. Видимо, в современном языке понятия для описания возвышенных чувств отсутствуют.
Стремление к гармонии
Человек приходит в этот мир для развития через познание себя, что предполагает постоянный духовный рост, который невозможен без изменений. Хотя самым плохим пожеланием в том же Китае считается такое, когда кому-то предлагают жить во времена перемен. С бытовой точки зрения это объяснимо: постоянная подстройка под нестабильные условия существования - удар не только по физической, но и психической выносливости. Жизнь в режиме маятника не каждому по плечу. Однако то, что нас не убивает - делает нас сильнее, смещая "точку сборки" нашего осознания на более высокий уровень.
Историческая закономерность состоит в том, что после тотальных перемен следуют времена всеобъемлющего застоя, в котором как раз и становятся весьма востребованы отчеты, балансы, сводные ведомости и прочие канцелярские вещи, позволяющие правящей элите держать народные массы в состоянии легкого напряжения с привкусом чувства вины. И вот тут-то наше подсознание и начинает включать функцию "выйди за флажки": нас вдруг начинает тянуть в ситуации, в которых приходится сталкиваться с чем-то за гранью. Так что применение возвышенного стиля - первый признак того, что мозг перезагружается.
Форма и содержание
Что же такое "возвышенное"? Это понятие, относящееся к эстетике, проявляющее скрытую сторону вещей и явлений, которая неизмеримо более значима по силе воздействия и глубине последующей духовной трансформации личности в сравнении с явно выраженной стороной, воспринимаемой субъектом с учетом существующей реальности.
Имея отношение к эстетике, понятие возвышенного соотносится с категорией красоты, однако существенно расширяет границы последней, вследствие чего возникает необъяснимое логически ощущение беспредельности и величественности, вызывающее либо чувства благодати и святости либо страх и прочие оттенки этого состояния.
Впрочем, такое понимание возвышенного - это тонкости западной философии. Что касается Востока, то здесь сравнение возвышенного и красоты не имеет столь фундаментальных различий. Яркие тому примеры возвышенного - способность японцев наслаждаться цветком сакуры, находя в нем отражение мировой гармонии, или умение китайцев видеть в форме облака стаю летящих в бесконечность журавлей.
Единство противоположностей
Невозможно было бы представить, чтобы тему возвышенного обошел в своих философских исследованиях И. Кант, стоящий на перекрестке двух эпох: романтизма и просвещения. Ему человечество обязано научными трудами, посвященными трансцендентальному идеализму, и он же дал определение возвышенного. Это, по мнению И. Канта, категория, суть которой состоит в ее беспредельности, невыразимом величии, выходящем далеко за пределы человеческого восприятия, ограниченного рамками субъективного сознания. Красота же, по Канту, имеет сходные качества с возвышенным, однако заключена в границы формы.
Созерцание возвышенного приводит личность к мысли о собственных границах и конечности своего существования. Однако благодаря пробуждению духа человеку дано осознание своей нравственной силы, благодаря которой он поднимается над своими страхами, преодолевает свою низменную природу, становясь на шаг ближе к категории возвышенного.
Говоря об этом понятии, мы имеем в виду нечто прекрасное или духовное, но так или иначе они будут в превосходной степени, на бесконечное количество порядков выше, чем те формы, с которыми мы соприкасаемся в повседневности. Чувства, испытываемые при контакте с категорией возвышенного, способны достигать уровня, не сопоставимого с просто восторгом: скорее, их можно идентифицировать с Божественным раскрытием души.
Однако любая форма энергии нуждается в уравновешивании. Возвышенное и низменное - то же, что мандала "инь-янь": находясь в едином пространстве, они ведут вечную борьбу противоположных начал.
Соответственно, низменное - это эстетическое понятие, соприкосновение с которым вызывает у субъекта отрицательно заряженные чувства, подавляющие его волю, подменяющие ценностные ориентиры, разрушающие структуру личности и, как следствие, несущие опасность для общества в целом.
Синонимы низменного - скотский, животный, пошлый, подлый, ничтожный, т. е. все, что связано с животной природой человека при полном отсутствии духовного начала. Как следствие проникновения низменного в общественную жизнь - война, рабство, тотальный контроль личности, запрет на иное мнение, страсти, вызывающие зависимость: алкоголь, наркотики, блуд, зомбирование посредством СМИ.
Классический период
Значение и влияние трудов древнегреческого философа Аристотеля, жившего около 300 года до н. э., трудно переоценить. Он написал свой трактат "Учение о трех стилях", используя именно возвышенный, бывший в те времена в ходу у ораторов. Однако, рассматривая применение художественных жанров в искусстве, философ выделил конечную цель произведения - доставление удовольствия. В контексте данной темы Аристотель рассматривал чувство эмоциональной боли как следствие негативного в творчестве, которое потрясает, однако все-таки задевает поэтическую сторону личности.
Следует отметить, что в искусстве древности можно найти множество примеров противопоставления возвышенного и земного, когда герой ставится перед выбором: личное счастье или жертва во имя общественного блага. Образы таких произведений чаще всего трагические.
Времена Гомера
Широко известный древнегреческий поэт Гомер оставил потомкам образцы возвышенных произведений "Илиаду" и "Одиссею". По ним мы можем судить о стиле, используемом в ораторском искусстве. Однако во времена эпического сказителя данный способ повествования был нормой, и ему не присваивалось категория "возвышенного".
Этим понятием вплотную занялись позже философы Древнего Рима, о чем свидетельствуют сведения об утерянном ныне трактате римского ритора Цецилия, жившего примерно в период с 63 года до н. э. до 14 года н. э., когда правил император Август, именовавшийся "отец отечества". Тема, занимавшая ум Цецилия, изложена в сочинении "О высоком", автором которого долгое время считался Дионисий Кассий Лонгин, живший в 200 годах н. э. Однако неоплатоник Лонгин всего лишь пересказал известный в его времена труд Цецилия.
Тем не менее с легкой руки И. И. Мартынова, который перевел и издал рассуждения Дионисия Лонгина в 1903 году, все последующие исследователи стали приписывать авторство труда "О высоком" именно ему. Восстанавливая историческую справедливость и рассуждая о тезисах, имевших место в трактате "О высоком", следует упоминать Цецилия, который подробно исследовал понятие "возвышенного" и синонимы, относящиеся к нему.
Перечисление близких по смыслу слов, таких как: идеальный, священный, поэтический, торжественный, божественный, позволяет расширить понимание исходного термина. Римский философ обратил внимание на то, что возвышенное - это особое состояние, в основе которого не столько понимание, идущее от ума, сколько восхищение, зарождающееся в сердце. Также Цецилий предупреждал читателей о возможной подмене возвышенного его имитацией вследствие употребления приемов актерского мастерства: торжественной напыщенности, важности и пышности, приправленных красочной жестикуляцией.
Следует отметить, что приемы, описанные Цецилием, изучались философами и ораторами еще в эпоху Возрождения.
Воплощение в творчестве
Значение слова "возвышенный" неотделимо от процесса эстетического восприятия человеком произведений искусства. Но к какому бы виду результаты творчества ни относились, они будут поражать воображение своей грандиозностью и величием. Одним из синонимов возвышенного является понятие "одухотворенный", и именно так можно охарактеризовать такие воплощения творческого вдохновения, как кафедральный собор Сен-Реми в Реймсе, храм Василия Блаженного в Москве или Собор Святого Петра в Ватикане, над которым трудились великий скульптор Микеланджело, вдохновенный художник Рафаэль, и зодчий Бернини. Следует отметить, что собор Петра вмещает 60 000 прихожан, не считая еще 400 тысяч человек, имеющих возможность разместиться на площади.
Из творений архитектуры поражает своей монументальностью храм Саграда Фамилия в Барселоне, строящийся вот уже более 134 лет, в котором соединились полет фантазии Антонио Гауди и неоготика.
В музыке возвышенное также нашло свое воплощение, яркий пример тому - "Патетическая соната" Бетховена или симфония № 6 П. И. Чайковского, также названная "Патетическая".
Английский взгляд
В романтичном XVIII веке английские писатели Шефтсбери, Аддисон и Деннис с разницей в несколько лет посетили Альпы, после чего поделились своими впечатлениями с широкой общественностью, акцентировав ее внимание на категории возвышенного.
Джон Деннис разграничил чувства, соотносимые с разумом, такие как восторг, и всепоглощающее ощущение ужаса, соединенного одновременно с восхищением от созерцания безграничности и непостижимости природы. Так как Деннис был литературным критиком, то свой амбивалентный опыт он использовал в работе.
Шефтсбери также отметил смешанные чувства, овладевшие им при соприкосновении с масштабностью и величием картины, открывшейся ему в Альпийских горах.
У Джозефа Аддисона впечатление от путешествия выразилось определением "приятный ужас", относящимся к обозреваемому пейзажу, поражающему воображение своим величием и красотой. В своих заметках Аддисон не воспользовался термином "возвышенное", заменяя его более подходящим по оттенку синонимом "величественное" и т. п., что, по мнению путешественника, приближает личность к пониманию описываемой категории.
Таким образом, Аддисон провел границу между красивым произведением искусства и категорией возвышенных состояний, до которых красоте не дотянуться. Этот момент получил развитие у философа Эдмунда Берка.
Идеолог консерватизма
Политический деятель, известный в Англии и Ирландии в середине XVIII века, Эдмунд Берк был известным публицистом и считался одним из основателей консерватизма. Его труд "Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном" посвящен разработке данной темы в контексте его оппозиционности прекрасному. По Берку, в возвышенном непременно присутствует элемент ужасного, что является антиподом красоте.
Эта концепция в корне противопоставлена диалогам Платона, который объединял прекрасное и возвышенное, благодаря чему личность, по его представлению, получала невыразимый опыт души.
Консерватор Берк выдвинул идею об уродстве, трансформирующем эмоциональное восприятие личности через новый эстетический опыт, переживание которого, расширяет сознание субъекта и приводит его к пониманию возвышенного.
В результате объединения антагонистичных категорий подсознание функционирует в режиме "маятника", амплитуда которого тем выше, чем больше разрыв между болью и величественностью эстетического переживания. Таковы, например, картины великих сражений, где сила духа соединяется с болью от масштабных потерь человеческих жизней.
Берк обращал внимание читателей на физиологические стороны возвышенного, усиливающие полюс ужасного, в противовес чему сила воздействия возвышенного также должна в разы увеличиться, чем и объясняется переживаемое невыразимое чувство "негативной боли".
Немецкое понимание
Иоганн Вольфганг Гете жил и творил в эпоху, когда в мире происходили судьбоносные для многих стран события, которые он имел возможность наблюдать и оценивать: Семилетняя война, самоопределение Америки, Французская революция, взлет и падение Наполеона. Будучи свидетелем и участником изменений в мире и человеческих судьбах, Гете сформировался как личность и создал собственную систему ценностей. А выводы, сделанные писателем и поэтом из последствий исторических потрясений, легли в основу многих его произведений.
В частности, в публикации "О Лаокооне", поэт рассуждает о том, что изображать в литературном и ином произведении следует только объект в высочайший момент его духовного развития, разрывающий границы реальности. И действительно, наиболее яркие произведения самого Гете, являющиеся настольной книгой современников и потомком, описывают героев, приближающихся к кульминации на пути реализации своей возвышенной мечты.
Родоначальник немецкой философии И. Кант посвятил теме возвышенного научный труд "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного". Анализируя исследуемую категорию, философ пришел к выводу, что существует три ее формы: благородная, великолепная (или величественная) и устрашающая (ужасная).
В своих пояснениях в работе "Критика способности суждения" Кант пришел к тем же выводам, что и англичанин Эдмунд Берк: суть возвышенного состоит в его грандиозности и монументальности, а чувство возвышенного соединяет в себе высокую степень страха и восторга.
Дальше немецкий философ разделил возвышенное на два типа: математический и динамический. Однако некоторые исследователи настаивают на присутствии третьего вида - морального, идентичного одухотворенному и высоконравственному.
В качестве примера можно привести следующий: человек, выходя на утлом суденышке в бескрайние морские просторы, чувствует себя мелкой песчинкой, отданной на волю волн. Однако, если он вооружен осознанием своего высшего предназначения и стремится к возвышенной мечте, то получает из неведомого источника духовную силу, позволяющую преодолевать страхи, связанные с плотской натурой.
Продолжая мысль Канта, немецкий поэт и философ Фридрих Шиллер расширяет понятие возвышенного до исторических горизонтов. Ему же принадлежит идея ввести категорию "идеально прекрасного".
Следующим этапом исследования данной темы немецкими философами стало объединение в возвышенном идеи и формы. Жан Пауль (Рихтер) трактовал возвышенное как бесконечную категорию, имеющую отношение к чувственному объекту.
Под призмой запредельного в конечном рассматривал возвышенное Шеллинг.
Гегель утверждал, что категория возвышенного должна рассматриваться как диспропорциональность между отдельным явлением и воплощаемой им безграничной идеей.
Реальность возвышенного
Не следует думать, что возвышенное проявляется исключительно в событиях великих, имеющих грандиозный формат. Внутренний потенциал объекта, его масштабность не всегда заметна за внешним фасадом будничности.
Однако возвышенное вполне может проявляться в повседневной рутине, за которой обнаруживается высокий смысл. Прекрасный пример тому - поведение людей во время блокады Ленинграда.
Перекрестки слов и понятий
С понятием "возвышенное", имеющим отношение к состоянию духа, состоит "в родстве" оборот "возвышенное положение". Это прилагательное в данном случае соотносится с переносным значением существительного "положение", означающим значение, статус человека в социуме или в обществе.
Продолжением данной темы будет глагол "возвысить", которому в словаре Ушакова найдено устаревшее понятие: назначить на более высокий пост. Значение слова "возвысить" можно понимать и несколько иначе: "создать кому-либо значительное положение в обществе", а также "придать вес и социальный статус кому-нибудь".
Еще одно словосочетание нуждается в комментариях: "возвысить цену на что-либо". Примеры: "возвышены цены на продукты", или "возвышена стоимость проезда" - являются устаревшими выражениями и означают, что цены на что-либо, а в данном случае - на продукты, проезд - повышены или увеличены.
В произведениях классиков русской литературы встречается выражение "возвысить до себя". Оно означает, что некто, находящийся на относительно высоком уровне духовном, материальном или социальном поднимает кого-то до своего положения, делая тем самым субъекта равным себе.
Противоположными по смыслу словами будут "понизить или унизить".
Поговорим о самом высоком
Еще одно понятие требует пояснений - возвышенная любовь. Если соединить смысл слова, о котором мы говорили выше, и "любовь", то можно предположить, что к предмету высоких чувств испытывают благоговение, восторг, восхищение, обожание. Одним словом, возлюбленный в данном контексте становится кумиром, которого поклоняющийся готов любить возвышено "до гроба".
И можно к этому добавить, что здесь возникают полярности: "отдающий - принимающий" или "выше - ниже", "хозяин - раб", потому как равенства в таких отношениях по определению быть не может. Рано или поздно следует разрыв отношений, и, надо отметить, не всегда по инициативе "хозяина-кумира", поскольку любому человеку необходима обратная связь. Парадоксальность ситуации в том, что кумир настолько привыкает быть потребителем любви, что становится зависимым от нее, а когда его лишают "подпитки", то представляет собой жалкое зрелище.
И в заключение вспомним высказывание епископа Амвросия Медиоланского, причисленного к лику святых, который предупреждал о том, что подниматься необходимо к вышнему, ибо лучше восходить, чем нисходить. А признаком "возвышенной души" считал стремление приблизиться к Создателю, отдавая первенство Духу, и только потом - телу.