Методика преподавания литературы: описание, структура, авторы

Ученые и филологи выделяют четыре этапа развития отечественной методики преподавания литературы. С этими периодами связаны и различные фазы формирования ребенка на уроке и раскрытие его взглядов на данный предмет. Для начала стоит ответить на довольно важный вопрос: «Что значит словосочетание «ребенок развивается»?».

Во-первых, необходимо сказать о том, что он больше узнает информации по необходимому предмету, во-вторых, ученик обретает определенные новые навыки и умения. В-третьих, обостряется его эмоциональная сфера, он становится более открыт миру, не только в художественном понимании. Наконец, ребенок учится вникать в проблематику произведения, он начинает смотреть на мир глазами писателя и именно таким образом устанавливается диалог между ним, то есть читателем, и самим автором, жившим порой несколько веков до него.

Как происходило развитие самой тематики?

Мир преподавания литературы

Поначалу считалось, что мама должна читать ребенку книжку. И только так человек узнает что-то новое в детстве. Ребенок слушает маму, то есть он обращен к ней, он учится чему-то новому, и это происходит в кругу семьи. Но в данной методике преподавания литературы сразу же появляются проблемы.

Уже на следующем этапе мама начинает задавать вопросы, и тут оказывается, что ее одной мало, нужна школа и класс с одногодками, должно быть литературное образование. Именно данный факт позволил понять, что развитие через семью не идеально. Только учитель, грамотный учебник и написанная книга создают необходимую среду для усвоения необходимых знаний. Дополняется все тем, что филологи называют коллективной суггестией.

Когда весь класс читает и между ребятами начинается обсуждение тех знаний, которые они только что получили, каждый делится своим личным опытом. Данный этап позволяет понять, что необходимо смотреть, под каким углом происходит выращивание читателя.

Первая хрестоматия

Разносторонние дети

Методика литературы — наука междисциплинарная. Именно поэтому она должна всегда реагировать на развитие смежных знаний. Вышеописанная методика преподавания литературы, в большинстве своем, происходила в XIX веке, и связана с такими великими фамилиями, как Шереметьевский, Водовозов, Галахов и другие. Последний, в свою очередь, создал первую классическую хрестоматию читателя и несколько ее различных вариантов. Это была народная книга, но при этом с произведениями зарубежной литературы. Галахов издавал хрестоматию до 40 раз, при этом каждый выпуск всякий раз был несколько отредактирован. Он дополнял ее, убавлял за счет ненужных отрывков, уточнял содержание и так далее.

И однажды Галахов обмолвился в письме, что хрестоматия — это его основной капитал. И конечно же, это было действительно так, потому что издавались все книги до подписания Женевской конвенции об авторском праве. Галахов мог легко вписать фрагмент из абсолютно чужих произведений в учебных целях и при этом оставаться главным автором первой хрестоматии.

Данной методикой преподавания литературы пользовалась на тот момент вся Россия, и продолжалось это вплоть до начала XX века.

Именно благодаря такой хрестоматии и складывался особый язык между читателем, в данном случае ребенком, и автором произведений. Это еще раз доказывает, что в этот период развивалась литература по абсолютно другой линии образования. Был выработан единый литературный язык, на котором могли говорить читатели, жившие в одну эпоху, а потом уже и в разных веках.

Дальнейшая история преподавания

С окончанием первого этапа приходит второй, он выпал на начало XX века. Данная эпоха в литературе, это особая веха и уникальные даты. Вообще, в художественном периоде границы веков не совпадают с календарными отрезками. Именно поэтому XX век в русской литературе начался в 1892 году, с доклада Дмитрия Сергеевича Мережковского, который он сделан на соляной горке. В этом выступлении он уже наметил развитие будущих символистских детских произведений, которые потом стали относить к литературе Серебряного века.

На сегодняшний день есть разные версии о том, кто первый сказал это и, соответственно, придумал совершенно новую методику преподавания русского языка и литературы. Некоторые современные филологи утверждают, что это достижение Николая Оцупа. Кто-то считает, что первым является Николай Бердяев. Но на самом деле, все же это был Дмитрий Сергеевич Мережковский, именно он впервые сказал «литература Серебряного века». И произошло это, как уже было отмечено выше, в конце XIX века.

И вообще, Серебряный век, то есть сам термин, современное общество имеет благодаря Дмитрию Сергеевичу. Особенность данной методики преподавания русского языка и литературы заключается в том, что в основе, в стержне этой эпохи лежит личность, персона, философия персонализма, то есть человек как таковой, его психология и эмоций, а также личностные переживания.

Конечно, такое яркое явление не могло просуществовать без двойственности. Уже в XX веке появляется психологическое направление в литературе. И тут же, по законам диалектики, параллельно развивается формальная методика.

Если психологическое направление было связано с именами различных методистов, психологов и философов, которые вышли из великого толстого журнала начала XX века «Вопросы философии и психологии», то формальная школа нашла свое начало в работах Владимира Михайловича Фишера. Сейчас эти труды, к сожалению, забыты. Но все же можно утверждать, что в центре данного направления были работы именно Фишера. Об этом прекрасно написал в своей кандидатской диссертации один из великих авторов методик преподавания литературы в школе — Валентина Шамчикова.

Особенность Серебряного века

Великие авторы

Дело в том, что в те времена учителя начали обращать внимание, прежде всего, на психологию читателя, на то, как ребенок вчувствуется в литературные произведения. И, конечно же, оценивалось то, как оказывается, на его психике особенности сюжета, как на нем отражаются все разворачивающийся события и перипетии. Главными вопросами были: может ли он вчувствоваться в героях, способен ли он предсказать развитие событий, позволит ли произведение стать ребенку богаче эмоционально, духовно, психологически.

Именно в этом заключалась особенность психологического направления. Некоторые моменты до сих пор актуальны, поэтому Серебряный век действительно внес великий вклад в развитие методики преподавания литературы в школе. Об этом не стоит никогда забывать.

Второе направление

Одновременно с философской школой развивалась и формальная. В первую очередь, стоит понять, в чем заключалось соперничество между этими двумя направлениями? Конечно, в XX века литературная точка зрения не преобладала над общественно-исторической, но Фишеру такое обстоятельство претило. Он не хотел, чтобы научная сторона довлела над творчеством. Более того, в 1992 году он опять говорил о том, что нельзя отрицать факта влияния на литературу общественных направлений, но центром общего внимания должна быть не эта сторона.

Фишер не написал фундаментального литературного исследования, он так и остался лишь на страницах методической истории в разных интересных журналах. Например, в таком издании, как «Воспитание школьников», им руководила Любовь Гуревич, племянница великого психолога Выготского. Это был замечательный журнал, а вот книжки и монографии Фишера, к сожалению, так и не вышли. Но, тем не менее, во многих современных методиках преподавания русской литературы, например, созданной в издательстве ЭКСМО, Фишер занимает свое почетное место.

Представители направления

А если говорить о формальной школе, конечно, там были замечательные, потрясающие лидеры — это, прежде всего, Шкловский, Эйхенбаум и Тынянов. Они были прекрасными литературоведами, которые действительно могли перевернуть всю теорию и методику преподавания литературы.

Вообще, чаще всего те, кто слышит фамилию Шкловский, в первую очередь представляют, конечно же, прекрасного писателя. Он является автором восьми книг, это были рассказы, романы, литературоведческий работы, биографии писателей, также он писал о кино. Конечно, Шкловский - великий литературный персонаж сам по себе. Это доказывает всего лишь одна история. Во время революции по льду Ладожского озера великий писатель убегал от большевиков, бросив свою семью. Конечно, потом он вернулся и стал вполне благопристойным советским литературоведом.

Отрицание формальной школы

методика преподавания литературы

Если говорить об образе, например, в учебном заведении ребенок постоянно употребляет этот термин вместе с такими словами как литературный и художественный. И только вот эта одна фраза уже говорит о том, что в современном мире человек отрицает наследие данного направления. Потому как то, что для ученика сегодня образ, для формальной школы — это прием. Литература не написана, не создана, не бог ведет рукой писателя, а писатель умеет делать произведения. Как сделан автомобиль — это и говорил Шкловский — так и каждое художественное творение, сделано по подобию техники. То есть он соткан из приемов, то он и является результатом этих действий. Именно это войдет в методику преподавания литературы Богдановой О. Ю.

Из этого следует то, что каждый человек должен просто знать о разных точках зрения на литературу. И та, и другая школа лишь добавляет знаний о литературном и психологическом писательском творчестве. Но это все так называемый "дорыбниковский период".

Слияние двух отраслей

В 20 годы прошлого века появилась Мария Александровна Рыбникова. Именно она и начала новую эпоху в отечественной методике. В чем заключались изменения?

Во-первых, появилась идея объединения писателя и читателя. То есть школьник как автор. И наоборот, ученик как читатель. То есть с этого момента учителя воспитывают большого человека через детское творчество. Они учат ребенка писать, а также приобщают его самого к литературным произведениям. Именно в этом заключается собственное Рыбниковское наследие.

Композиция в литературе

Чтение книг

Рыбникова попыталась объединить этот всепроникающий марксизм в советской жизни с наследием домарксистской эпохи. А также произошло слияние психологической школы с формальной. При этом Мария Александровна не заимствовала слово "прием", а по-прежнему использовала слово "образ".

Она первая заговорила о том, как композиция влияет на восприятие, она стала показывать, какова связь между композицией литературного произведения и восприятием ребенка. Ее лучшие работы по просторам композиции были собраны в различных сборниках статьей. Они фактически были настольными книгами русского учителя первой половины и середины XX века. Это и был предмет методики преподавания литературы как таковой.

При этом, конечно, одна из сильных сторон Рыбниковой заключалась в том, что она была сама учительницей. Она вела за собой детей, она знала, как воспитывать и развивать ребенка, для нее в первую очередь — творчество ребенка, как литературное, так и читательское. Мария Александровна Рыбникова с этим связывала идею воспитания. При этом, конечно, оставались за кадром неформализованные моменты.

Во-первых, это вопрос о том, как замерить развитие. Именно этот аспект является едва ли не самыми главными и на сегодняшний день.

Современная методика преподавания литературы

Учитель помогает

Все же некоторые изменения, которые касаются вопроса проверки знаний, произошли.

Конечно, когда речь идет о данной проблеме, то разговор уже плавно переходит в "послерыбниковский" период. После войны новую идею развития литературного и человеческого в школе выдвигает Наталья Дмитриевна Молдавская, она работала в лаборатории, которой руководил Кудряшов. К слову, они оба были отличными методистами и словесниками.

Кудряшов возглавил лабораторию в институте, который много раз менял название, самое известное — «Содержание методов обучения». Это было такое наиболее популярное название данного заведения. Именно там Кудряшов возглавлял литературную лабораторию. Наталья Дмитриевна была его женой. Они вместе работали над проблемой проверки знаний, только Кудряшов трудился над фундаментальной стороной вопроса: например, это типология уроков. А Наталья Дмитриевна работала над непосредственно самим развитием школьников, над измерением его литературного воспитания. И вот при этом при всем все равно остается нерешенным вопрос, а как развитие замерять?

Еще раз стоит отметить, что методика преподавания — наука междисциплинарная и нужно двигаться, постоянно оглядываясь по обочинам. Вопрос о том, а кто там рядом, кто соседи, должен быть первостепенным.

Количественный аспект

Конечно, ближайшая соседка литературы — это дидактика. И здесь стоит выделить такого знаменитого специалиста, как Ландер. В одном из своих выступлений он сказал: «Ну посмотрите — я в этом году прочитал четыре монографии, а мой внук прочитал в этом году 20 сказок. 20 больше, чем 4. И кто же более развитая личность?».

И он угадал. Это было ключевое противоречие в разговорах о развитии личности, о воспитании самого ребенка. Учитель должен измерять, конечно же, количественный показатель, если он надеется на творческое и подлинное определение, решение. Но главная проблема заключается в том, что он должен сначала замерить, от чего идет ребенок, а потом — к чему он приходит. Именно о такой концепции идет речь в методике преподавания литературы Чертовой. Но об этом немного позже.

Именно узнав, от чего и к чему, только тогда и можно разглядеть весь путь, определить, произошло ли человеческое развитие личности на уроке литературы. Конечно, в этом смысле каждое новое прочитанное и обсужденное в классе, то есть пропущенное через душу ребенка произведение — это шаг к его дальнейшему человеческому развитию. В этом и заключается современная методика преподавания литературы в начальной школе, в средней и в старшей. Конечно же, в современном мире вся структура образования постоянно видоизменяется, совершенствуется.

Богданова, Леонова, Чертова. "Методика преподавания литературы"

Учебники по литературе

Развитие школьников различных возрастных категорий подвергалось за всю историю образования множествам исследований. Одной из лучших работ является "Методика преподавания литературы" Богдановой, Леоновой и Чертовой. Результаты их исследований актуальны и на сегодняшний день.

Авторы были уверены, что литература занимает особое место в развитии школьника. Его духовной сущности, нравственности, мышления и, конечно же, творческого аспекта. На сегодняшний день преподавание литературы сопровождается различными нормами ФГОС. Методика преподавания литературы, выбор произведений и даже учебники, все это постоянно подвергается критике со стороны филологов и других специалистов. Конечно же, вместе с развитием технологий, да и в целом всего мира, следует привести в такую же динамику и способы обучения. Но все же отказываться от всех отечественных наработок не стоит. Именно это говорит в своей методике преподавания литературы Богданова.

В настоящее время особенно важно внимание к методологии литературного образования, к его теоретическим основам, тем более что педагогическая общественность отдает предпочтение развивающему обучению, а лучшие учителя-словесники понимают литературу в контексте развития культуры.

Подведение итогов

Методика преподавания музыкальной литературы, как и обычной, художественной, существует уже более двухсот лет. Но, тем не менее, сегодня до сих пор актуален вопрос о ее содержании и о том, как именно проверять знания. Большинство учителей считают, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, — не столько наука, сколько художество, культура, искусство. Успех преподавания определяется личными способностями человека, который обучает ребят, их отсутствие невозможно возместить знанием любой, даже самой идеальной, методикой. Но самое главное: для того чтобы стать проводником в мир литературы, нужны знания самого предмета и любовь к нему. Только педагогический талант и практический опыт обеспечат высокое качество преподавания.

Многие филологи критикуют такой подход, так как ни одна профессия, в том числе и связанная с образованием, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант и способности. Поэтому второе мнение таково, что следует говорить только о мастерстве, действительном знании процесса обучения, о воспитательном умении, решает вопрос мастерство, основанное на умении, квалификации.

В процессе обучения и воспитания огромное значение, конечно же, имеет личность учителя, его человеческая сторона, мировоззрение, любовь к ребятам и самому предмету, увлеченность профессией и умение пользоваться систематическим накоплением опыта в образовательной сфере.

Любая наука имеет право на существование как отдельная, индивидуальная отрасль, при наличии трех следующих условий:

  1. Предмета исследования. Он не должен фигурировать больше ни в какой другой науке.
  2. Общественной необходимости данного предмета.
  3. Специфических методов научного исследования.

Основная задача методики преподавания литературы как науки — это открытие закономерностей данного процесса, которые не сводятся ни к каким закономерностям, в том числе и литературоведческим, дидактическим и психологическим.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.