Дикий шелк или узбекский национальный танец

Истоки узбекского национального танца берут начало в глубокой древности. Танцевальное искусство страны развивалось под воздействием обрядов и ритуалов - традиционных праздников сбора урожая, рождения детей, свадебных гуляний.

Тамара Ханум

Главные мотивы танцевальной пластики - радость, любовь, грусть, юмор и ирония. Восхитительный танец часто сравнивают с пантомимой: так бывают выразительны движения рук и мимика лица исполнителя.

Из глубины сердца

И вот танцовщики выходят на сцену. Они прижимают ладони к сердцу, а потом возводят руки к небу, показывая, что дарят свое сердце зрителям и небесам...

Можно сказать, что особое влияние на развитие танцевального искусства оказывают три основных школы узбекского национального танца:

  • хорезмская;
  • ферганская;
  • бухарская.

Современные танцевальные течения Узбекистана пополнились танцами жителей степей и горцев, которые выделяются как отдельные школы постижения искусства.

Действо происходит под звучание национальных музыкальных инструментов:

  • ритм задает дойра и нагора - от нежного шелеста до барабанных ритмов;
  • его подхватывают смычковые рубабы (похожие на лютню) и сато - древнейший струнно-смычковый инструмент, похожий на скрипку;
  • как дыхание души танца слышатся духовые узбекские дудочки и флейты - сурнай и най;
  • наполняющий фон и акценты придает струнно-щипковые инструменты дутар и чанг.
Шерзот Кензабоев

Во время свадеб танцуют со звучанием карная - супер длинного духового инструмента, придающего особую торжественность музыке и танцу

Танцевальное чудо Хорезма

По мнению историков и теоретиков узбекского национального танца, традиции исполнения в различных школах не повторяют друг друга.

Хорезмское искусство танца славится своей экспрессией, оригинальностью и подражательностью сюжетов, взятых из жизни природы: стилизация танцев птиц и животных, которые могут сопровождаться даже звуковыми имитациями.

Присутствует своеобразная предрасположенность к цирковым эффектам: танцам с ножами, огнем, высоко над землей - на канате.

Наиболее популярный танец, завоевавший любовь зрителей - это "Лязги", который танцуют девушки, украшенные монистами и браслетами с сотнями монеток, или танец на тарелке, когда танцовщица исполняет завораживающий танец, стоя на тарелке. Много других игровых танцев, содержащих различные сюжеты.

игровые элементы танца

Хорезмская школа отличается юмористической и даже сатирической направленностью танцев, когда в танце высмеиваются недостатки людей, исполняющих определенные профессиональные обязанности, например, повара, парикмахера или пекаря.

Костюмы данной школы также необычны. К примеру, узбекский мужской танцевальный костюм хорезмского искусства обязательно комплектуется грубой меховой шапкой наподобие папахи, а женские головные уборы наоборот легки и изящны, напоминают знаменитые шляпки-таблетки, украшенные перьями, кисточками и золотом. Кроме того, женские костюмы сильно увешаны монетками.

В пластике танца много красивых движений рук, скользящей походки и легких прыжков, богатой мимики. Танец всегда выразителен.

узбекский танце

Сказки Ферганской долины

Ферганская танцевальная школа отличается особой плавностью движений танцовщиков. Выразительно развернутыми вверх кистями рук, множеством кружений на месте, говорящей пластикой.

Элементы пантомимы и выразительная мимика характерны для всех узбекских национальных танцев. Но ферганская школа допускает импровизации с акцентом на индивидуальные эмоции и выражение собственных чувств танцовщицы или танцора.

Подчас танцевальные вариации напоминают миниатюрные спектакли, сценки из жизни. Кажется, что сама жизнь танцует на сцене.

Яркие картинки из жизни молодой девушки, наполненной мечтами о любимом, или заботы хозяйственного и смышленого парня, связанные с устройством в жизни, работой: выпеканием хлеба или гончарным искусством.

Ролевые танцы - мягкие, пластичные и выразительные - сопровождаются не только показом бытовых ситуаций, но и композиционно отличаются законченностью сюжета, особыми танцевальными связками.

На фото танец юной девушки, мечтающей о счастливой жизни.

узбекский танец

Как "Лязги" в хорезмской школе, так в ферганской наиболее популярным считается танец "Тановар".

Само слово означает наслаждение души, происходит из двух слов ("тан" - тело или душа, "овар" - наслаждение).

узбекский танец

Танец красноречиво рассказывает о чувствах женщины, это подлинное выражение любящей женской души.

Энергичные танцы Бухарских традиций

Бухара и Самарканд объединяют традиции Бухарского танцевального искусства.

Танцы этой школы отличаются резкими движениями, работой верхней части корпуса танцовщиков с потряхиванием плечами, наклонами и падением на колени. В то же время женский танец данной направленности отличается особой гибкостью и страстью.

В танцах Бухарской школы часто применяются цирковые или комические элементы, показывающие сценки из жизни простых людей.

На фото ниже исполняется узбекский мужской национальный танец с блюдом.

мужской узбекский танец

Наиболее известными считаются сложные танцы с выразительной мимикой такие, как "Ларзон", "Замин бази".

Особенностью является то, что в бухарских национальных танцах используются кастаньеты, которые оттеняют ритмы танца.

Яркие, как райские птицы

Говоря о том, что представляет собой узбекский народный танец так же, как и классический, можно отметить его характерные манеру и стиль, которые различны в каждом регионе.

Разнообразны рисунки и сюжеты танцев, они наполнены традициями и вкусом, присущими каждой отдельно взятой школы с сохранением особенностей и своих секретов.

Но есть и много общего: национальный танец рассказывает о культуре, истории и быте своего народа, похож на фольклорный коллаж мимики и жестов, оригинальный спектакль, наполненный пластикой тела и музыкой души.

Особое очарование узбекским танцам придают яркие и нарядные костюмы, незаурядная актерская игра исполнителей.

В таких танцах часто используется старинная домашняя утварь – деревянные ложки, тарелки и кувшины. А музыка, дошедшая из глубины веков, и старинные песни поддерживают искусство танца, позволяют ему не увядать и только лишь расцветать с новой силой на протяжении десятилетий.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.