Современное понимание категории социального развития в первую очередь исходит из того, что государственная социальная политика должна быть направлена на формирование условий, которые обеспечивают свободное развитие и достойную жизнь человека. Социальная деятельность связана с оказанием помощи людям, а также содействием им в случае трудностей. Содержание категории целесообразно определить как специфическую разновидность профессиональной деятельности, оказание помощи государственного и негосударственного типа человеку, его семье или нескольким лицам, которая направлена на повышение уровня их жизни. В нашей статье речь пойдет об организации и методах исследования в социальной работе. Рассмотрим их классификацию и основные цели.
Общие положения
Под профессиональной работой социального сотрудника необходимо понимать реализацию целого ряда функций. Речь идет в первую очередь об исследовательско-аналитической и научно-познавательной. Для их осуществления нужно владеть методологией и методами исследования в социальной работе. В настоящее время известно несколько стадий процесса исследования, который направлен на социальную реальность:
- Исследование социальных феноменов запускается определением предмета познания, а также его внешних пределов.
- Вторая стадия — распознавание исходных проблем, иными словами, вопросов, благодаря которым исследовательский коллектив или отдельный человек выявляет наиболее актуальные стороны исследовательского предмета.
- Нахождение факторов причинно-следственного типа, которые оказали существенное влияние на появление определенной ситуации или проблемы.
- Формулировка действенных исследовательских гипотез.
- Осуществление ключевых мероприятий, связанных с исследовательской работой; применение соответствующих методик (методов статистического анализа, методов исследований в социальной работе).
- Анализ полученных сведений.
- Разработка рекомендаций, которые направлены на разрешение проблем и улучшение ситуации.
Определение и формы социального метода
Под методом исследования в социальной работе следует понимать способ использования теоретических выводов в процессе решения практических задач. Важно отметить, что термин “социальные методики” применяется для того, чтобы обозначить совокупности способов, методов, приемов, а также воздействий, используемых в целях решения проблем социальной природы. В настоящее время принято выделять две формы методов исследования в социальной работе:
- Программы, которые содержат операции и процедуры. Иными словами, это средства и способы деятельности.
- Непосредственно деятельность, которая построена согласно программе.
Разнообразие методов
Многообразие социальной жизни, социального мира детерминировало разнообразие методов исследования в социальной работе. Учебники, в свою очередь, предложили различные их классификации. Стоит отметить, что деление методик может быть реализовано в соответствии с разными основаниями. Оно базируется на дифференциации используемых знаний, объектов, так как к каждому из них применимы конкретные способы воздействия для оптимального развития и функционирования.
Так, целесообразно выделить социальные методы глобального плана, социальные методы применительно к социуму в целом, социальной структуре, разным областям общественной жизни, социальным процессам, институтам и явлениям. Специалисты выделяют такие методы исследований в социальной работе, как поиск управленческой стратегии, прогнозирование, диагностирование, а также социальное моделирования. Кроме того, можно отметить инновационные, обучающие и информационно-внедренческие методы прошлого опыта. В соответствии с типом решаемых задач принято классифицировать методики на частные и универсальные. Целесообразно выделить и методы развития отдельных стран, территорий, регионов в социальном плане.
Содержание методик
По учебникам с методами исследования в социальной работе можно проследить, что все они существенным образом отличаются друг от друга по содержанию. Целесообразно выявить содержание важнейших методик. Это поможет подробнее разобрать их специфику в социальной деятельности. С точки зрения масштабности принято выделять глобальные социальные методы. Связаны они в первую очередь с преодолением общечеловеческих проблем. Сюда относятся такие способы и знания, которые в полной мере способствуют усвоению и дальнейшему решению как внутренних, так и мировых тенденций развития, а также устанавливают связь между природой и обществом. Стоит отметить, что их внедрение в прямом или косвенном смысле касается жизни социума, его жизнедеятельности и, конечно же, социальной защищенности.
Под социальными методами инновационного плана следует понимать такие приемы инновационной работы, которые направлены на реализацию нововведений в обществе, на осуществление инициатив. По-другому их называют качественными методами исследования в социальной работе. Дело в том, что именно они вызывают качественные изменения в различных областях жизни социума, а также приводят к рациональному применению материальных и иных общественных ресурсов.
В отличие от инновационных, методики воздействия на процессы, протекающие в социуме, предусмотрены рутинными действиями. Они отличаются малой степенью наукоемкости, совершенно не стимулируют к изменениям и переменам объектов и социальную систему в целом, отражают вчерашний день общественного воздействия. Региональные социальные методы направлены на изучение и дальнейшее осуществление определенных закономерностей организации жизни общества в территориальном плане, а также планомерных ее изменений. Следует заметить, что одним из видов универсальных методик считается метод глобального моделирования. Речь идет об исследовании и дальнейшем решении вопросов, связанных с сохранением природы, мира, обеспечением населения планеты материальными ресурсами, энергией, продовольствием и так далее.
Беседа как метод исследования в социальной работе является отличным примером информационной методики. Ее содержание заключается в приемах и способах оптимизации информационного процесса, его функционирования и воспроизводства. Интеллектуальные методы направлены на стимулирование и развитие мыслительной деятельности отдельных единиц общества, развитие творческих способностей людей, реализацию их потенциала.
Исторические методы подразумевают осмысление исторических знаний, исторического опыта. Это и есть условие социального, духовного и политического диагностирования. Демографические методы нацелены главным образом на изучение процесса воспроизводства населения, а также выработку способов, направленных на изменения его размещения, численности, состава и так далее.
Современные методики
Помимо представленных выше методов, существуют способы исследования, которые стали применяться в практической деятельности несколько позже:
- Методики согласия. Речь идет о путях, методах достижения согласия между общественными единицами (людьми, их группами) в решении актуальных проблем и вопросов социальной жизни, их взаимном действии.
- Методики разрешения конфликтов. В первую очередь это касается социально-этнических споров и разбирательств.
- Политические методики. Они представляют собой способы преодоления проблем политической природы. В соответствии с этими методами вырабатывается и реализовывается политика, а также осуществляется политическая деятельность.
- Административно-управленческие методики. Они непосредственно связаны с управленческими процессами. Это способы оперативного прямого влияния на управляемый объект. Стоит отметить, что данная разновидность тесно связана с реализацией задач социальной деятельности, несмотря на задействование управленческого аспекта.
- Психологические методы исследования в социальной работе. Речь идет о способах воздействия на психологические явления, качества, процессы и отношения. Данные методы оказывают влияние на характер, установки, волю личности, ее реакции, межличностные взаимодействия и так далее.
- Психофизиологические методики. Прежде всего, они связаны с изменением параметров процессов, которые происходят внутри человека при условии присутствия возмущающих факторов. Стоит заметить, что такие методы широко применяются в целях оказания медико-социальных услуг.
Эмпирические методы исследования в социальной работе
Эти методики целесообразно отнести в отдельную категорию по причине масштабности, широкого применения и важности в практической деятельности. Наблюдение как метод исследования в социальной работе представляет собой способ сбора данных, которые используются почти во всех науках. Речь идет как об общественных, так и о естественных направлениях. Начало любой науки — это наблюдение. Интересно то, что все к нему и возвращается. Так, наблюдение как метод исследования в социальной работе применяется в том числе для подтверждения определенных суждений или выводов.
В данную категорию входит восприятие, констатация и характеристика того или иного явления, протекающего в социуме. Стоит отметить, что нельзя считать любое восприятие и дальнейшее описание наблюдением. Здесь целесообразно вспомнить о методах научных исследований в социальной работе. Дело в том, что научное наблюдение существенно отличается от стандартного. Последнее считается несистематизированным и случайным. Оно дает не совсем упорядоченное общее впечатление. Именно поэтому и не может служить базой для формулировки научных выводов.
Однако научное наблюдение — это совершенно другой эмпирический метод исследования в социальной работе. Он считается планомерно осуществляемым и систематизированным, направленным на полноценное познание явлений. Именно научное наблюдение служит действенным инструментом для достижения исследовательских целей. Его результаты регистрируются так, чтобы их возможно было внедрить в связь с суждениями общего плана.
К эмпирическим методикам также относятся опросы и всевозможные способы документального анализа. Однако они второстепенны. Целесообразно уделить больше внимания категории наблюдения.
Процедура наблюдения
Как выяснилось, под наблюдением следует понимать организованное, научно целенаправленное и определенным способом фиксируемое восприятие объекта исследования. Методика используется на стадии формирования программы. Она является начальным пунктом познания и применяется там, где слаба статистика, где невозможно или запрещено осуществлять эксперименты. Наблюдение уместно при исследовании поведения индивидов, форм общения и так далее. Процедура наблюдения включает в себя следующие вопросы:
- Что именно наблюдать?
- Какие технические средства использовать, то есть как наблюдать?
- Каким образом зафиксировать результаты наблюдения?
Социологические методики
Далее целесообразно рассмотреть социологические методы исследования в социальной работе. Данная категория включает в себя систематизированный свод правил, которые позволяют грамотно осуществлять социальную деятельность, принимать разумные решения. Инструментами в данном случае выступают два типа исследования социологического плана: сплошное, то есть относительно основного массива (по-другому его называют многографическим исследованием), а также выборное. Следует заметить, что для реализации подобных операций могут использоваться разные приемы и методы.
Среди них определяющую роль играют следующие: наблюдение, выявление слабых сторон, анализ документации, всевозможные опросы, контент-анализ. Таким образом, создается некоторая картина, которая характеризует текущее состояние проблемной сферы. На том или ином этапе жизнедеятельности общества можно выделить ключевые вопросы, на преодоление которых направляются усилия социального сотрудника. Помимо этого, целесообразно произвести другие типы исследований, чтобы сформировать полноценную картину ситуации.
Биографическая методика как специфическая категория
Рассмотрим биографический метод исследования в социальной работе. Он охватывает существенное количество способов измерения и последующей оценки жизненно-исторических доказательств, сообщенной или рассказанной информации о жизни по мнению тех, кто прожил ее. Стоит отметить, что в центре исследования биографического типа находится изучение течения человеческой жизни, ее «всесторонности» в обществе, внутренней динамики. Биографические методики направлены в первую очередь на реконструкцию сценариев и программ развития личности, а также пространственно-временной организации ее семейной, деловой, духовной жизни, социальной и природной среды. Применение данного метода предусматривает получение сведений, источниками которых впоследствии становятся автобиографии.
Факторы, которые способствуют развитию биографической методики:
- Изменения в социальной науке, другими словами, растущая неудовлетворенность ученых и исследователей поверхностными особенностями массовых опросов.
- Определенные исторические изменения в общественной жизни. Сюда целесообразно отнести процесс индивидуализации жизни, субъективирования.
История и особенности метода
В учебнике для бакалавров И. В. Наместниковой «Методы исследования в социальной работе» достаточно подробно описана биографическая методика. Ее история начинается с 18 века. Тем не менее кульминация развития приходится примерно на 1960-1980 гг. Важно отметить следующие особенности метода:
- Многонациональный характер.
- Разные теоретические ориентации.
- Многообразие тематики.
- Развернутая методическая и методологическая рефлексия.
Среди основных понятий темы — жизненный путь, биографизирование, биография, автобиография. Все названные категории можно отнести к методикам и объектам представленного метода.
Классификация методов по уровню
В социальной работе также принято классифицировать методики в соответствии с уровнями:
- Простые методы, которые доступны неспециалистам.
- Сложные, которые требуют квалификации в разных сферах.
- Сложные, которые требуют квалификации специалиста в одной области.
Помимо этого, различают методы, используемые в социальной работе:
- С группами людей, которые по тем или иным причинам оказались за пределами страны (например, русские граждане в государствах СНГ).
- С проживающими в одной стране людьми.
- Социальные методы, которые используются как на территории РФ, так и за рубежом. Их немного. Это обусловлено в первую очередь разными условиями жизни, культурными традициями, уровнем развития экономики и иными особенностями.
Заключение
Итак, мы рассмотрели классификацию и цели основных методик исследования в социальной работе. В заключение необходимо отметить весьма тесную связь классификации методов в социальной деятельности с социальными методиками. В некотором плане они состоят не только во взаимосвязи, но и во взаимозависимости. Например, совокупность методов исследования социальной работы с детьми инвалидами формируется исходя из составляющих двух категорий.
Одной из ключевых функций социальной деятельности является определение причин разных изменений, которые происходят в социуме. Ее реализация позволяет оказывать целенаправленное влияние на процессы, протекающие в обществе как в интересах отдельного человека, так и касательно социума в целом. По причине этого появляется необходимость в социальной диагностике. Стоит отметить, что результаты данной методики должны позволить судить о «социальном здоровье» населения.
Именно диагностика в социальном плане позволяет в полной мере изучить сущность и природу, тенденции, характер социальных процессов и явлений. Под социальной диагностикой следует понимать комплексный процесс, связанный с научным выявлением и последующим изучением причинно-следственных параллелей и взаимоотношений в обществе, которые характеризуют его культурно-правовое, социально-экономическое, медико-биологическое, нравственно-психологическое, а также санитарно-экологическое состояние.
Важно отметить, что социальная диагностика реализуется посредством применения таких методов и приемов научного исследования процессов социального типа, которые предполагают проникновение в их глубину, обнаружение их внутренних взаимосвязей и подлинных причин, обусловивших то или иное действие или состояние общества или социальных групп, входящих в него. Сюда целесообразно также отнести установление последовательности и возможных направлений развития в дальнейшем.
Диагностика общественных взаимоотношений базируется на определенных принципах и научных положениях. Ключевым правилом считается принцип объективности, иными словами, непредвзятое отношение к явлениям, протекающим в социуме. Стоит заметить, что результаты такой диагностики в любом случае формируют социальный диагноз, который можно использовать в практической деятельности для «оздоровления».