Групповые процессы: характеристика, психология и социальные особенности

Замечали ли вы, как вливается в новый коллектив новичок? Его поведение осторожное, высказывания аккуратные, действия свои он предпочитает согласовывать с руководством, а контакты с новыми сослуживцами чаще всего ограничиваются кем-то одним из окружения. Обычно новый сотрудник интуитивно выбирает коллегу, отличающегося доброжелательностью, терпением и готовностью оказать помощь и подсказать правильную линию поведения в ходе адаптации, которая необходима в процессе группового взаимодействия. Жизнь в коллективе подчиняется определенным законам, которым и посвящен этот материал.

Группа: роль лидера

Начнем с терминологии и определим понятие групповых процессов. Это меняющиеся признаки группы как процесса, имеющего отношение к связям в обществе, а именно: главенство (лидерство), этапы формирования и роста группы, синдром группового давления и т. п.

В ходе своего развития коллектив последовательно проходит через комплекс процессов, затрагивающих каждого индивида в контексте его роли в сообществе.

Обсуждение проекта

Из всей совокупности групповых процессов значимость руководителя группы самая высокая. В сфере его внимания находятся вопросы направления движения коллектива, определяющая система ценностей, основные меры коллективного воздействия, принятые в сообществе. Все эти пункты относятся к теме лидерства, которая изначально представляет собой полярность "доминирование-подчинение" в любом объединении субъектов. Однако в широком контексте это понятие включает в себя и психологические подходы к формированию и управлению группой.

Коллективная текучесть

Следует различать виды групповых процессов в группах, вновь образованных и давно функционирующих. Во втором случае происходит постоянное движение, обусловленное изменениями в штатном расписании: увольнения и приемы в организацию меняют ее состав как количественно, так и качественно.

Покидая коллектив, работник чаще всего полностью "обнуляет" свои связи с сослуживцами, оставляя вместо себя некий вакуум. Новый человек, приходя в уже сложившуюся группу на место ушедшего, сталкивается с рядом вопросов, решение которых может пойти двумя путями.

  1. Принятие существующих правил, оправдание ожиданий окружения, совпадение стиля взаимодействия с коллегами и методов работы с манерой предыдущего сотрудника.
  2. Отрицание установившихся паттернов взаимоотношений как по вертикали, так и по горизонтали, введение собственного подхода к работе и контактам.

В итоге все сводится к дилемме: конфликт (скрытый или явный) или синдром группового давления на субъекта и в перспективе - его подчинение группе.

Стабильность системы

Стандартное поведение нового члена коллектива основано на желании быть принятым группой. А посему субъект исподволь изучает нормы и предельно допустимые их нарушения, установившиеся в сообществе. Ознакомившись с порядками, человек старается действовать в соответствии с ними. Чаще всего так происходит, если новичок дорожит своим статусом и местом в коллективе, в котором он давно хотел работать. Тогда индивид прилагает все силы, чтобы как можно скорее стать "частью корабля, частью команды" и, принимая решение, учитывает мнение других членов группы. Этот тип поведения называется конформным и основан на подчинении личности групповому давлению, являющемуся важной частью групповых процессов.

Способ диссонанса

Полярным способом поведения является независимый, при котором человек руководствуется собственным мнением и устойчив к фактору группового давления.

И в том случае, если установки субъекта каким-то образом входят в противоречие с окружающей данностью, то вариант развития событий для него - поменять окружающую действительность в какой-то ее части, что связано с конфликтом. А его развитие уже может пойти по разным сценариям, важную роль в котором играет стиль руководства в данном коллективе.

Что же касается конформности, то ее уровень можно определить при ситуации открытого конфликта. Если субъект выбирает позицию "как все", даже при явной ошибочности мнения группы, то это говорит либо об отсутствии "ядра личности", либо о наличии скрытой мотивации с далеко идущими планами.

О единстве и разобщенности

Допустим, в сложившийся коллектив вливаются сразу несколько новых сотрудников. Это равносильно созданию новой группы. В таком случае встает вопрос о согласии вновь прибывших с установками, нормами и ориентирами, сформировавшимися ранее, при образовании сообщества. Только в случае объединения личностей на основе общих целей и задач, а также принципов их воплощения можно говорить о групповой сплоченности. Немаловажным фактором здесь является и стабильное эмоциональное взаимодействие.

Принятие решения

Существует некоторая разница между близкими понятиями: групповая сплоченность и групповая совместимость. В контексте групповых процессов выражение "групповая сплоченность" означает, что данное объединение личностей стремится к общим целям, в основе которых - система ценностей, разделяемая всеми членами сообщества.

Что касается групповой совместимости, то она подразумевает тесное взаимодействие между членами коллектива на основе личностных и деловых качеств. Проще сказать, что это - удачное решение кадрового вопроса.

Следует отметить, что эти два понятия способны взаимно дополнять друг друга и их иногда невозможно четко разграничить.

О трех фазах развития группы

Тема групповой сплоченности тесно связана с процессом групповой деятельности. Формирование единства начинается с создания эмоциональных связей между входящими в коллектив личностями; началом второго этапа можно считать соединение целей и методов их достижения на основе объединяющего рода деятельности.

Учебный групповой процесс

На этом отрезке пути эмоциональное совпадение отходит на второй план; признаком вхождения в третий этап будет объединение личностей на основе общей системы ценностей, уровень которой определяют такие понятия, как: отношение к миру, живым существам, духовное развитие, личная миссия и призвание.

Объединяющая идея

Процессы групповой динамики лучше всего отслеживаются в ходе изучения объединения индивидуумов от самого начала до реализации той цели или идеи, которая была причиной образования данного коллектива. В ходе продвижения к конечной точке сообщество претерпевает трансформации, объективно отражающие стадию его развития: рождение, деятельность, рост, спад или застой, откат назад, упадок или дезинтеграция. На все эти процессы активно влияет стиль руководства и сама личность лидера.

Возникла идея

Ничто не возникает из ничего, в том числе и объединение людей. Для этого нужно, как минимум, первое слово, как в Библии. И произносит его, как правило, тот, у кого сформулирована идея, которую необходимо воплотить практически. Так происходит переход не связанных между собой индивидуумов в сообщество.

Развитие в небольшой группе

Групповые процессы в малой группе (не более 7 человек) развиваются при достижении определенных условий.

  • Наличие доступного пространства, где можно собрать заинтересованных лиц и провести предварительное обсуждение проекта.
  • Создание располагающей к общению и обсуждению вопросов эмоциональной атмосферы, которая позволит людям раскрыть свои личные качества в неформальной обстановке.
  • Временные границы, в пределах которых происходит формирование контактов, должны быть достаточными для стабильного развития группы.
  • Определение количества участников реализации проекта.
  • Определение целей и задач создавшейся группы с учетом того, что они должны стать приоритетами для каждого участника. Для формирования организации спонтанность не является обычным делом: такие объединения возникают с заранее заданными целями.
Обсуждение планов
  • Коллективное взаимодействие, являющееся основой достижения целей, требует выполнения установленных правил, организованности и взаимозаменяемости. Это достигается при наличии определенной квалификации.
  • Важной составляющей процесса группового развития является формирование установок и норм, действующих в границах данного объединения. Выполнение правил подразумевает рамки, определяющие поведение членов группы при взаимодействии друг с другом и при выполнении ими функциональных обязанностей. С этого момента группа становится единым целым.
  • Формирование организационной структуры коллектива. В основе ее предусмотрено понятие статуса каждого члена группы, соотносимого с остальными субъектами объединения. Статус пересекается с категорией роли, в рамках которой личность взаимодействует с окружением в системе организованной группы.

Параметры цели

Если группа создана для достижения конкретной цели, то цель должна соответствовать определенным критериям.

  • Первое условие - соблюдение временных границ, что означает досконально прописанный результат, который имеет четкую дату выполнения. Это придает процессу определенность и завершенность, а потому и стабильность хода реализации.
  • Параметры цели должны быть ясно определены и не допускать разночтений. И они доводятся до каждого заинтересованного участника.
  • Для реализации поставленной цели необходимым и достаточным условием будут предоставленные средства достижения, т. е. орудия труда.

Принятие ответственности

Каждый субъект коллективной деятельности несет ответственность за ее результаты. Эффективность работы зависит от того, насколько ее цели и задачи соответствуют внутренним установкам личности, принимающей участие в их реализации. А это зависит от того, насколько в процессе принятия группового решения участвует каждый член коллектива.

  • В ходе достижения цели каждый, причастный к ее выполнению, должен иметь некий моральный или материальный бонус, делающий проект привлекательным именно для него. Заинтересовать людей необходимо.
  • В процессе деятельности от исполнителя требуется проявление качеств, необходимых для достижения результата, а также демонстрация навыков и квалификации, имеющихся в его арсенале. В случае их отсутствия или недостаточности предполагается наличие готовности к развитию данных умений или решение о приобретении необходимых знаний.

Формальное и неформальное лидерство

Морального удовлетворения никто не отменял, однако его существенно недооценивают руководители предприятий. Тем не менее, исследования показали, что именно этот фактор влияет на сплоченность группы, причем в прямо пропорциональной зависимости. Осталось понять, как именно добиться этого элемента трудовой деятельности.

  • Руководитель - это не только тот, кто раздает указания и требует их выполнения. Это человек, от характера которого зависит степень эмоционального комфорта в группе, а также ее сплоченность.
  • Эффективным стилем руководства является коллегиальный, когда процесс принятия группового решения происходит не формально. В этом случае каждый участник обсуждения готов брать на себя ответственность за его осуществление и лично заинтересован в наилучшем выполнении задачи.
  • Следствием такого управленческого подхода является атмосфера психологического комфорта, повышение самооценки, заинтересованность членов группы в достижении результата, отсутствие неуверенности и принятие самостоятельных решений. Такой коллектив весьма эффективен.

Соперничество или сотрудничество

Если в группе сформирован стиль взаимодействия, основанный на сотрудничестве, то это существенно повышает уровень сплоченности по многим причинам.

Стиль сотрудничество
  1. Доброжелательное отношение друг к другу способствует взаимовыручке и гашению конфликтных ситуаций до их разрастания.
  2. Люди открыто делятся информацией, общаются свободно и непринужденно. В конкурентной борьбе такие проявления не приветствуются в силу опасений по поводу упущенной выгоды от "сданной" информации.
  3. Сплочение на основе вышеперечисленных факторов может сыграть положительную роль при соперничестве с другими сообществами.

Таким образом, сотрудничество является мощным фактором продвижения группы к успеху, где достижение одного равно успеху всей группы.

Формирование "чувства локтя"

Не секрет, что направленность учебного процесса на выявление индивидуальных способностей лишает молодых людей возможности мыслить коллективными категориями.

Помощь и общение

Групповой учебный процесс, набирающий популярность в образовательных учреждениях в последние годы, позволяет юношам и девушкам, выйдя из стен школы или вуза, прекрасно реализовывать себя в формате группы. Принципы такого стиля обучения основаны на тех же факторах, что и работа в коллективе. Упор в данном методе делается не только на развитие интеллекта, но и на умение противостоять групповому давлению, оказывать поддержку, делиться знаниями и навыками.

И в таком формате процесс принятия группового решения становится актом творчества и сотрудничества.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.