Кровавое воскресенье

 

Страшное Кровавое воскресенье 1905 года случилось не вдруг. Ему предшествовало движение и крестьян и рабочих во многих регионах страны в продолжение всего 1904 года. В декабре забастовка в Баку привела к заключению договора с владельцами завода. В нем обсуждалось повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, ежегодный отпуск и другие вопросы. На Путиловском заводе стачка началась 3 января, 8 января приобрела масштаб всеобщей.

А события, произошедшие на следующий день, 9 января, и сохранившиеся в истории под названием «Кровавое воскресенье», послужили началом революции, которая продолжалась еще два с половиной года. Ее развитие включало несколько этапов.

Итак, прологом революции стало Кровавое воскресенье и всеобщая стачка в Петербурге. Под руководством Гапона, пытающегося хоть как-то погасить восстание, трудящиеся заводов Санкт-Петербурга составили петицию, которая содержала просьбу улучшить их материальное положение (сделать рабочий день короче, предоставить ежегодный отпуск и другие льготы). Были в ней требования и политического характера: ввести демократические свободы (совести, слова, неприкосновенности), Учредительное собрание созывать путем тайного и равноправного голосования.

С этой петицией рабочие направились к царю, уверенные в его милости и справедливости. Социал-демократы не смогли ни Гапона отговорить от замысла, ни солдат не стрелять в рабочих. Власти знали о подготовке шествия, о содержании петиции, но не препятствовали всему этому открыто. Однако 7 и 8 января на собрании у начальника города они подробно обсудили расположение царских войск. Святополк-Мирский доложил Николаю II о мерах, которые принимаются, после чего тот уехал в Царское Село.

Колонны, возглавляемые Гапоном, насчитывали 140 тысяч рабочих. Они держали иконы, портрет царя, пели молитвы и продвигались в центр Санкт- Петербурга. Цепь солдат встретила манифестантов перед Зимним дворцом сначала холостыми залпами, а затем и расстрелом людей, «вооруженных» только иконами да хоругвями.

В остальных районах города рабочих тоже не щадили. В результате в Кровавое воскресенье было убито более тысячи человек, а ранено – пять тысяч. Такая жестокая и бессмысленная расправа с людьми, которые шли к царю с доверием и мирными намерениями (в том числе женщины, старики и дети), вызвала возмущение русских, живущих за границей. Заявления о том, что царь не был в столице и приказ стрелять не отдавал, не помогали. И вечером 9 января Кровавое воскресенье имело продолжение: рабочие уже днем начали строить баррикады, первые были сооружены на Васильевском острове. Манифестанты, еще совершенно мирные утром, вечером уже агрессивно нападали на оружейные магазины, полицейские участки, на городовых. Процесс развивался очень стремительно. Было ясно, что Кровавое воскресенье 1905 года – только начало большой революции.

Ответом на злодеяние властей стали протесты с участием уже 440 тысяч демонстрантов. Их главным лозунгом стал призыв «Долой самодержавие!». Стачки произошли во всех самых крупных городах. В Иваново-Вознесенске был создан Совет уполномоченных депутатов. Далее массовые восстания из городов перекинулись на деревни. Был создан Крестьянский союз, выдвигавший свои требования.

Правительству под натиском разраставшегося революционного движения пришлось пойти на уступку. Оно, как и обещало, созвало Булыгинскую Думу, получившую название по имени министра внутренних дел, находящегося в то время у власти. Однако попытка сразу провалилась, так как тот законосовещательный орган, который оно хотело учредить, слишком ограничивал избирательные права и возможности простого населения. Так завершился первый этап революции.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.