Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи используется при разработке ФГОС в системе дошкольного образования. Государственные стандарты особенно важны для учета индивидуальных потребностей каждого ребенка, которые определяются на основании состояния здоровья и прочих жизненных обстоятельств. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи позволяет понять, какие условия необходимо создать для того, чтобы каждый ребенок, отнесенный к этой категории, смог получить качественное образование.
Навыки владения речью у детей
Успешная социализация ребенка невозможна без общения. В то же время достичь необходимых результатов в коммуникации со взрослыми и сверстниками могут только те дети, которые владеют устной речью на достаточном уровне.
Всепоглощающие информационные и технологические процессы не самым благоприятным образом отражаются на развитии общения среди детей младшего возраста. Наряду с заболеваниями центральной нервной системы, нарушениями слуха, негативно на социализации и всестороннем развитии ребенка отражается увлеченность компьютерными играми, мультфильмами. Такие дети часто отстраняются от коллектива, им сложно научиться понимать чувства родных и близких, со временем возникают трудности при взаимодействии с окружающими.
Учитывая психологические особенности детей с нарушением речи, достаточно сложно выбрать подходящий способ успешной социализации для таких малышей. В первую очередь требуется научить ребенка воспринимать себя как самостоятельного субъекта речевой деятельности, сформировать умение взаимодействия в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Численность детей, имеющих нарушения речи, увеличивается с каждым годом. Чаще всего такие малыши проходят обучение в учреждениях общеразвивающего типа. Поэтому каждый воспитатель в детском саду должен иметь представление о психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями речи, уметь различать виды отклонений, знать об их особенностях и правилах работы с такими малышами. Современный педагог должен уметь выстраивать педагогический процесс и учитывать возрастные особенности, образовательные потребности, возможности каждого ребенка, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья – иными словами, делать все необходимое для успешной адаптации и социализации малышей с нарушениями речи.
Характерные признаки и сопутствующие симптомы
Рассмотрим клинико-психологическую характеристику детей с нарушениями речи. Отклонения в психоэмоциональном состоянии у малышей с такими расстройствами чаще вызваны функциональными или органическими причинами. В преимущественном числе случаев дети с речевыми нарушениями имеют патологии центральной нервной системы.
Органические поражения мозга являются причиной ряда характерных особенностей в работе организма и самочувствии малышей. Большинство из них:
- не переносит жаркую и душную погоду;
- страдает от укачивания при езде в автомобиле, автобусе и других видах транспорта;
- жалуется на тошноту, головные боли, головокружения.
У многих детей выявляют нарушение вестибулярного аппарата, координации и артикуляционных движений. Малыши с речевыми отклонениями быстро устают от однообразного вида деятельности. Как правило, ребенок, имеющий проблемы с речью, раздражителен, возбудим, расторможен. Обычно он не сидит долго на одном месте, постоянно что-то теребит в руках, болтает ногами.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи предполагает отсутствие эмоциональной устойчивости – настроение у них меняется за считанные минуты. Может иметь место упадническое настроение с проявлениями агрессии, тревожности, беспокойства. Заторможенность и вялость у малышей, которые имеют проблемы в общении с окружающими, встречаются редко. К концу дня симптомы расстройства центральной нервной системы усиливаются, проявляясь:
- головными болями;
- бессонницей или, наоборот, сонливостью;
- отсутствием усидчивости;
- повышением работоспособности.
Нарушения речи у детей школьного возраста
В педагогических характеристиках школьников с нарушениями речи отмечается их постоянная двигательная активность. Они постоянно ходят по классу, могут вставать на уроке и игнорировать замечания учителя. Память и внимательность у школьников плохо развиты, наблюдается невысокий уровень понимания словесных конструкций, недостаточно качественно работает регулирующая функция речи.
Дети с речевыми отклонениями неуправляемы, педагогам сложно контролировать их поведение, заниматься на протяжении длительного времени познавательной деятельностью, ребята владеют низким уровнем умственной работоспособности. Психическое состояние у таких малышей крайне неустойчиво, но в период психосоматического благополучия они нередко достигают значительных результатов в учебе.
На фоне функциональных отклонений в работе ЦНС у детей часто возникают невротические реакции, они могут бурно реагировать на замечания педагога и неуважительно относиться к своим одноклассникам. Поведение школьников нередко характеризуют агрессией и повышенной возбудимостью, однако в некоторых случаях такие дети бывают застенчивы, нерешительны, пугливы.
Какими бывают речевые нарушения
Создание психологической характеристики детей с нарушениями речи зависит от типа расстройства. Условно проблемы, связанные с произношением и общением, разделяют на несколько категорий:
- отклонения при произношении звуков – дислалия, дизартрия, ринолалия;
- системные расстройства, при которых отмечаются проблемы лексического, фонетического, грамматического характера – афазия, алалия;
- сбой темпа и ритмичности речи – заикание, тахилалия, брадилалия;
- проблемы с голосом – дисфония, афония.
Психологи и педагоги все нарушения речи относят к фонетико-фонематическому отклонению, общему недоразвитию речи и коммуникативным дисфункциям. Характеристика психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями речи зависит от вида отклонения.
Что такое дислалия?
Говоря кратко о психологических особенностях детей с нарушениями речи разного типа, сложно охарактеризовать каждую разновидность речевого дефекта. Обратим внимание на самые распространенные отклонения.
Например, дислалия встречается чаще других разновидностей нарушений речи. Суть этого расстройства заключается в неверном произношении звуков, что выражается в их замене, искажении. При наличии такого дефекта ребенок не способен опознавать звуки, что приводит к неправильному восприятию слогов. Таким образом, дислалия препятствует правильному восприятию слов как самим говорящим, так и человеком, который его слушает.
Весьма распространенным является ошибочное воспроизведение звонких и шумных в качестве парных им глухих. Например, «ж» слышится как «ш», «д» – как «т», «з» – как «с» и др. Многие дети не различают свистящие и шипящие звуки, переднеязычные и заднеязычные, язычные твердые и мягкие.
Другой распространенный вид нарушения речи – дизартрия
Дизартрия – это измененное произношение, которое возникает в результате органического поражения головного мозга или периферической нервной системы. Главной отличительной особенностью дизартрии является то, что при этом нарушении страдает воспроизведение не каких-то отдельных звуков, а все произносительные функции.
Такие дети обладают ограниченной подвижностью мускулов лица. При речи и мимике лицо ребенка остается замороженным, на нем слабо отражаются эмоции, переживания, либо не отражаются вовсе. Речь у малышей с таким нарушением нечеткая, смазанная, звукопроизношение слабое, тихое. При дизартрии нарушается дыхательный ритм. Речь теряет плавность - то ускоряясь, то замедляясь.
Характерной особенностью этого отклонения является дефект звукопроизношения и голоса, который сочетается со сбоями в моторике и речевом дыхании. В сравнении с дислалией, дизартрии свойственно нарушение произношения не только согласных, но и гласных звуков. Причем гласные как будто специально удлиняются ребенком таким образом, что в итоге все они приближены по звучанию к нейтральным звукам «а» или «о». При дизартрии согласные звуки в начале или в конце слова произносятся с некоторым напряжением, иногда они слышны с призвуками. Также у детей наблюдаются мелодико-интонационные несоответствия, нарушения грамматического строя.
Принципы работы с такими детьми
Изучение психологических особенностей детей с нарушениями речи имеет огромное значение при выполнении требований программы воспитания и обучения в общеобразовательной системе. В индивидуальный план обучения ребенка с нарушениями речи обязательно включаются упражнения, выполнение которых направлено на устранение дефектов сенсорной, интеллектуальной сферы, которые являются причинами речевых нарушений. При этом задача педагога заключается в том, чтобы направлять все свои силы на развитие и улучшение работы сохранных анализаторов.
Преподаватель или воспитатель должен создавать все необходимые условия для развития памяти, внимания, всех форм мышления. Особое внимание следует уделять развитию познавательного интереса у ребенка. С учетом психологических особенностей у детей с нарушениями речи, кратко о которых сказать достаточно сложно, в первую очередь важно сформировать познавательную активность.
На фоне речевых нарушений у ребенка отсутствуют полноценные коммуникативные контакты со сверстниками, взрослыми. Отсюда вытекает еще одна задача педагога – создать благоприятную обстановку в детском коллективе, дать возможность каждому ребенку поверить в себя, минимизировать отрицательные переживания, связанные с речевыми нарушениями.
Значение логопедических занятий
В педагогической характеристике детей с нарушениями речи есть место для обязательного раздела по логопедической работе. Программа данного направления нацелена на преодоление общей недоразвитости речи и формирование коммуникативных навыков. Основной упор здесь делается на правильность произношения гласных и согласных звуков, слоговых структур, грамматически корректного воспроизведения услышанных фраз, предложений.
Логопед следит за динамикой речевой деятельности на каждом этапе процесса коррекционного обучения. Специалист должен наблюдать за тем, как дети проявляют себя в речи, происходят ли позитивные сдвиги: следят ли дети за собственной речью, стараются ли исправлять собственные речевые дефекты, придерживаются ли заданных грамматических форм и т. д.
С учетом педагогических особенностей детей с нарушением речи стоит отметить, насколько важно тактично указывать ребенку на его ошибки. Корректным исправление можно считать тогда, когда педагог дает правильный образец вместо повторения неверной формы или слова. Указывать на факт ошибки бессмысленно, важно другое: ребенку необходимо запоминать правильные варианты произношения и, работая над собой, достигать поставленных целей. Дети должны улавливать замечания педагога и уметь слышать, распознавать грамматические и фонетические ошибки в своей речи, стремиться к самостоятельному исправлению. С этой целью педагог должен работать над привлечением внимания ребенка к его произношению.
В процессе логопедических занятий следует учитывать индивидуальные особенности школьников с нарушениями речи. С педагогической точки зрения, дети старше 7-8 лет лучше контролируют свои эмоции, приобретают навыки самоконтроля и самокритики, поэтому прерывать речь ученика для исправления его ошибок не нужно. Более целесообразным и эффективным способом в логопедии считается метод отсроченного исправления: необходимо дать ребенку высказаться и, когда он окончит, тактично указать на допущенные недочеты.
Зная о психологических особенностях школьников с нарушениями речи, педагог должен ставить перед собой задачу стать образцом для таких детей. Его речь должна быть внятной и четкой, состоять не из сложных конструкций, вводных слов и прочих элементов, которые усложняют восприятие речи.
Как заниматься с детьми дошкольного возраста
Детям младше семи лет особенно интересны темы, связанные с животными, явлениями природы. Малыши учатся выделять детали, характерные для того или иного времени года. Именно поэтому для формирования их речевых навыков обязательными являются практическое взаимодействие с предметами, принятие участия в различной деятельности, наблюдения за природными явлениями.
Упражнения по развитию логики и памяти должны присутствовать в качестве тренировочных элементов в методическом блоке по каждой новой теме. Для дошкольников эффективными считаются упражнения, которые помогают научить детей правильно сравнивать предметы и выделять их общие признаки, группировать по конкретным чертам или назначению. Причем важно, чтобы в процессе ребенок учился давать точные ответы на поставленные вопросы.
В основе занятий с дошкольниками лежат знания детей об окружающей среде. Среди тематик, в которых проводятся обучающие дидактические игры, стоит отметить:
- элементы одежды;
- названия профессий;
- посуду и кухонные принадлежности;
- овощи и фрукты;
- игрушки;
- времена года.
Заключение
Педагог, который работает с детьми, имеющими речевые дефекты, должен в своей профессиональной деятельности учитывать несколько основных моментов:
- индивидуальные нарушения речи и коммуникабельности у каждого ученика, воспитанника;
- физические и психологические возможности детей соответствующей возрастной категории;
- характерологические нюансы.
В процессе осуществления коррекционной работы педагогу следует уделять повышенное внимание развитию у детей внимания и памяти, так как они тесно связаны с речевыми способностями. Для дошкольников эффективным обучение будет в том случае, если проводить его в игровой форме. Также важно включать в программу развития упражнения на развитие моторики рук и совершенствование словесно-логического мышления. Нельзя прекращать работу над оттачиванием эмоционально-волевых качеств, ведь неуверенность в себе, агрессивность, легкая возбудимость нередко являются следствием речевых нарушений.
Применение психологической характеристики школьников с нарушениями речи позволяет создать максимально комфортные условия для коррекционного обучения в игровой форме с использованием специальных атрибутов, зонирования пространства и других способов работы с детьми. Для школьников игра должна носить процессуальный характер и не лишаться творческого подхода. При этом следует учитывать, что педагогу, принимающему участие в игре, желательно брать на себя исполнение второстепенных ролей, ведь дети более активно включаются в процесс, если им выпадают роли первого плана. При таком сценарии они становятся более раскованными, действуют активнее и изобретательнее.