Рыцари из литературы или куртуазный маньеризм

Всему свое время и своя эпоха, меняются модные тенденции в жизни, искусстве, литературе, и только рыцарское отношение к даме не выходит из моды.

Куртуазная лирика, означающая воспевание любви, живет еще со времен трубадуров, то есть с XI века. А что такое маньеризм и куртуазный маньеризм, чем отличаются эти жанры искусства и литературы в частности, разберемся в этой статье.

куртуазный маньеризм

Маньеризм в литературе или эстетика контрастов

Слово "маньеризм" происходит от итальянского, означающего манеру. Так, например, манера письма, характерная для литературных произведений этого стиля, отличается изощренностью слога, сложным выражением мысли через аллегории или с использованием гротескных, контрастных сопоставлений.

Некоторые сочинения, исполненные в духе маньеризма, были переполнены искусственно-вычурным стилем, поэтому неслучайно он считается ранней фазой барокко.

Творчество писателей различных времен и национальностей объединяет тяга к маньеризму: Шекспир и Сервантес, Кальдерон и Монтень, Драйден, Спонд, Дю Бартас и другие. Разные по величине и значимости таланты, объединенные стилем, создали новые жанры на основе маньеризма, такие как трагикомедия, поэмы иронического или комического толка.

куртуазный маньеризм стихи

Разнонаправленное влияние

Как уже упомянуто ранее, стиль маньеризма был противоречив и отличался силой воздействия на различные стороны человеческой и общественной жизни.

С одной стороны, он способствовал оттачиванию рафинированной, изысканной, культуры, далекой от реальной жизни "черни", отличался особыми манерами поведения, тем самым предвосхищая зарождение нового вычурного стиля в искусстве - "рококо".

С другой стороны, эзотерические течения в маньеризме способствовали развитию сакрального барокко. Кроме того, средствами маньеризма в искусстве заиграл новыми красками эротизм, достигший в этом стиле наиболее яркого развития.

Искусствоведческие исследования отмечают существование определенной переклички между постмодернистской культурой и произведениями маньеризма. Существует определенная зависимость или программная вторичность, вызванная "культурным багажом" предшественников.

Так, известный американский искусствовед Джерри Сальс выделяет в искусстве новое художественное течение "нео-маньеризм", которое, по словам критика, в XXI веке использует на новый лад готовые и яркие клише предыдущих эпох.

в стиле маньеризма

Куртуазная лирика

Куртуазное искусство возникло в XI-XIII веке, и было основано на Кодексе рыцарской морали с обязательным культом Прекрасной Дамы.

Персонажи делятся на плохих и хороших в зависимости о того, как они относятся к объекту любви. Потому что в куртуазной лирике - любовь всегда радость, а отсутствие или неспособность любить - это скука.

Возникает культ Прекрасной Дамы. Место жонглера, шпильмана, скопа занял другой поэт, образованный, служащий при дворе феодала. В это время происходит реформа литературного языка и стихосложения. Поэтов этого времени называли трубадурами.

На основе куртуазной лирики были отточены новые поэтические формы и жанровые особенности:

куртуазный маньеризм в литературе
  • канцона представляет собой изысканное по форме стихотворение, содержащее признание в любви;
  • сирвента – это поэтическое сочинение, затрагивающее мораль и нравственность, размышления на политические темы;
  • плач – поэзия, передающая печаль или потерю в связи со смертью близкого или любимого человека;
  • тенцона – это стихотворение, написанное в форме диалога и спора различных героев-персонажей;
  • пасторелла описывает любовь рыцаря и пастушки на фоне природы;
  • альба (воспевается расставание влюбленных утром после тайного свидания)

Куртуазный маньеризм в России

В конце восьмидесятых в России возникла поэтическая группа, которая получила название Орден куртуазных маньеристов. Окончательно группа поэтов оформилась 22 декабря 1988 года и первым изданием, вышедшим в 1989 году под знаком Ордена, был сборник стихов "Волшебный яд любви"

В названии Ордена использованы два термина, о которых шла речь выше, а стихи, созданные в стиле куртуазного маньеризма, отличались изысканностью формы и жестким, откровенным юмором не без доли цинизма.

Вот пример того, как выглядит куртуазный маньеризм в стихах Вадима Степанцова:

Мы плыли в лодочке подводной

На полюс Северный большой,

И капитана этой лодки

Я обожала всей душой.

Но он любил меня недолго,

Он скоро высадил меня

На полюс Северный огромный

Среди арктического дня.

куртуазный маньеризм что это

Состав Ордена

При основании Ордена куртуазных маньеристов в его состав вошли:

  1. Великий Магистр - поэт Вадим Степанцов.
  2. Александр Бардодым - Черный Гранд-Коннетабль.
  3. Командор - поэт Дмитрий Быков, который вышел из состава Ордена 1992-м.
  4. Магический Флюид и Командор-Ордалиймейстер Ордена - Константэн Григорьев (один из основателей московской рок-группы "Бахыт-Компот".
  5. Великий Приор Ордена - Андрей Добрынин, поэт, переводчик, писатель.
  6. Архикардинал Ордена - Виктор Пеленягрэ, ныне автор более 20 книг стихов, известный как поэт-песенник.

Позднее в состав Ордена куртуазных маньеристов были приняты Александр Скиба (командор-процептор Ордена), поэт Александр Тенишев и писатель, журналист, критик Александр Вулых.

Программа, цели, манифест

Орден, как и полагается всякому уважающему себя новообразованию в литературе или политике, выпустил манифест, определяющий задачи и цели куртуазного маньеризма в литературе.

Авторы манифеста или группа поэтов, входящих в орден, заявляли, что понятие о том, что жизнь прекрасна, исчерпывается утверждением, что она удивительна.

Затем следовал короткий экскурс в историю общества, оригинально и с юмором описывающий социальную подоплеку возникновения куртуазного маньеризма именно в России.

Они объявляют себя выше бесконечной войны "лягушек и мышей", клянутся служить красоте, любви, изысканному и острому слову. И подписываются, как патриции духа, веселые рыцари Ордена.

По тому времени это было достаточно смело, свежо и главное - откровенно. Позже (в 1992 году) будет снят фильм "За брызгами алмазных струй" об истории русских поэтов Ордена куртуазного маньеризма и что это за событие или шаг, влияющий на развитие русской литературы.

куртуазный маньеризм в поэзии

Последователи и поклонники

У куртуазных маньеристов было много подражателей и последователей. Многим хотелось заявить о себя нестандартно, с юмором, одним словом, используя приемы, не принятые в классическом понимании поэзии.

Вот, как написан "Сонет без цели" Константина Радзиевского:

Сонет без цели пишется затем,

Чтоб отличиться выходкою странной

И обеспечить тренинг неустанный

Поэзогенераторных систем.

Сидишь себе и глючишь без проблем,

Накушавшись картошки со сметаной

Иль попросту торчишь маленько пьяный

В отсутствие пера достойных тем.

Так поступали труженики тыла

На фронте, если кабель перебила

Жестокая снарядная балда:

В кармане гоношатся пассатижи

Но парень к славе делается ближе,

Зубами замыкая провода.

Достижения куртуазных маньеристов

Орден отличался достаточно плодотворной творческой деятельностью. Правда, в настоящее время его бывшие участники заняты в основном собственным творческим ростом и группу как бы ничего не объединяет.

Тем не менее, хотелось бы отметить библиографию Ордена, как яркий и нестандартный поход в поисках новой литературы. Куртуазный маньеризм в поэзии представлен такими сборниками:

  • Волшебный яд любви: Альбом галант. лирики: Орден куртуаз. маньеристов. — М.: Прометей, 1989. — 95 с. — 5000 экз. Содерж.: Стихи: Женщина у зеркала / В. Пеленягрэ. «Неправо, друг Вадим, об нас рекут зоилы…» / А. Добрынин; Циклы: Десять красавиц; Фейерверк, и др. пиесы / В. Степанцов. Циклоп / А. Добрынин. Времяпровождение / В. Пеленягрэ. Fin amor / К. Григорьев. На далее, как в прошлый понедельник / Д. Быков.
  • Любимый шут принцессы Грезы: [Альбом галант. лирики]/ Орден куртуаз. маньеристов; [Предисл. В. Степанцова, В. Пеленягрэ]. — М.: Столица, 1992. — 132 с. — 8000 экз. ISBN 5-7055-0905-7: Содерж.: Проклятие макияжу / В. Степанцов. Укротитель добра / К. Григорьев. Август / Д. Быков. Il Monstro / А. Добрынин. Смуглый эмиссар / А. Бардодым. Московские Камеи, или Сцены из Частной Жизни / В. Пеленягрэ.
  • Пленники Афродиты: Альбом галант. лирики поэтов «Ордена куртуаз. маньеризма» / [Составитель Л. Ф. Калинина]. — Н. Новгород: Вентус, 1992. — 111 с. — 20000 экз. ISBN 5-85096-001-5. Содерж.: Авт.: А. Бардодым, В. Степанцов, А. Добрынин, В. Пеленягрэ, К. Григорьев.

  • Красная книга маркизы: Венок на могилу всемир. лит.: Орден куртуаз. маньеристов: [Сб. стихотворений]/ [Послесл. Ф. Боклерка, с. 247—284; Худож. С. С. Водчиц]. — М.: «Александр Севастьянов», 1995. — 303 с.. — 3000 экз. Содерж.: Авт.: В. Степанцов, В. Пеленягрэ, К. Григорьев, А. Добрынин, Д. Быков, А. Бардодым.

  • Орден куртуазных маньеристов: Отстойник вечности: Избр. проза/ [Худож. Е. Клодт]. — М.: «Букмэн», 1996. — 591] с. — 5000 экз. ISBN 5-7848-0019-1. Содерж.: Романы: Отстойник вечности / В. Степанцов. Нега / К. Григорьев. Записки обольстителя; Китаб аль-Иттихад, или В поисках пентаграммы; Избранные письма о куртуазном маньеризме / А. Добрынин.

  • Триумф непостоянства: Орден куртуаз. маньеристов: [Сборник / Вступ. ст. В. Пеленягрэ; Худож. Колпакова Н.]. — М.: «Букмэн», 1997. — 303 с. — 4000 экз. ISBN 5-7848-0048-5.

  • Орден куртуазных маньеристов: [Стихи / Ред. Сокол Г. Ф.]. — М.: Моск. гос. музей В. Сидура, 1997. — 16 с.

  • Клиенты Афродиты, или Вознагражденная чувствительность/ Орден куртуаз. маньеристов. — М.: АСТ-Пресс, 1999. — 335 с. — 3000 экз. ISBN 5-7805-0425-3.

  • Услады киборгов: [Сб. стихотворений]/ Орден куртуаз. маньеристов. — М.: АСТ-Пресс, 2001. — 399 с. — 3000 экз. ISBN 5-7805-0731-7.

  • Песни сложных устройств: [Сб. стихотворений] / Орден куртуаз. маньеристов. — М.: Материк, 2003. — 531 с. — 3000 экз. ISBN 5-85646-105-3. Содерж. авт.: Вадим Степанцов, Андрей Добрынин, Константин Григорьев, Александр Скиба, Александр Вулых.

Можно сказать, что поэзия, написанная в такой манере, и сейчас привлекает читателя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
А вам доводилось писать стихи в стиле куртуазного маньеризма?
Копировать ссылку
0
Интересно, а каким боком к этому движению прислонилась группа "Бахыт-компот"?
Копировать ссылку
Приветствую, Александр! А никаким боком, "Бахыт-Компот" упомянут здесь, как одного из направлений творчества Вадима Степанцова и Константина Григорьева...)
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.