На эффективность экономики прямо влияет институциональная среда, в которой осуществляется ее развитие. Что под нею подразумевается? Институциональная среда экономики – это совокупность основополагающих юридических, социальных, политических и хозяйственных правил, которые определяют рамки человеческого поведения. Благодаря им формируется основа для производства, распределения и обмена.
Общая информация
Рассматриваемый нами предмет статьи подразумевает собой наличие четкого упорядоченного набора институтов, которые определяют рамочные условия для функционирования и развития экономических субъектов. Чтобы провести адекватный анализ институциональной среды, необходимо разбираться с точным толкованием не теневых структур. Например, что-то нелегитимное может не противоречить действующему закону и быть открытым.
Очень известный частный случай – оптимизация налоговых выплат. Здесь предполагается использование инструментария (посредников), способствующего уменьшению задолженности организации перед бюджетами всех уровней. Это вполне легально, рассматривается в качестве составляющей функционирования института предпринимательства.
Следует отметить, что одна часть инструментария может являться теневой, а другая – прозрачной. В первом случае дополнительно производят выделение некриминальной составляющей. Иными словами, есть отношения, которые никак не урегулированы (например, использование посредников) и такие, которые противоречат нормам (например, различные схемы уклонения от налогов).
Почему прибегают к их услугам? Дело в том, что несовершенство неформальных, но вполне легальных институтов влечет за собой возникновение отношений, граничащих с опасной чертой или даже криминальными схемами. Какое решение можно предложить в этом случае? Необходимо сделать так, чтобы развитие институциональной среды в интересах обеспечения эффективности трансформировало все наработки в легальные схемы с последующим принятием или отвержением их со стороны общества как те, что противоречат коллективным интересам.
О выработке общей позиции
Экономическая институциональная среда может считаться благоприятной только в случае согласования интересов субъектов и агентов, которые имеют непосредственное отношение к данной сфере. Если внутри возникают противоречия, то это является толчком к усовершенствованию положения и может быть решено на различных уровнях. Например, в случае выявления специфических интересов агентов или формирования расхождений, в рамках общего развития дела (бизнеса) отстраняются особые и непривычные методы осуществления хозяйственных взаимодействий.
Как альтернатива, они выделяются в другие группы. На втором уровне возможным является целесообразное закрепление новых норм и правил в рамках отдельного сообщества экономических отношений. После этого есть два варианта, чтобы разрешить противоречия:
- Отвергаются нормы и правила, которые продемонстрировали свою несостоятельность в процессе апробации.
- Окончательно закрепляются новые наработки, которые могут обеспечить эффективные взаимосвязи между экономическими субъектами. Они получают статус формальных правил. В этом случае дополнительно выделяют третий уровень – становление нового института и противопоставление сторон.
Другие особенности развития
Различные способы и подходы разрешения внутренних противоречий и способствования взаимодействию образуют основу для формирования институционального механизма. Он обеспечивает воспроизводство адекватных относительно внешней среды правил. Все это позволяет установить порядок, способствующий стабилизации экономической структуры и контролирующий соблюдение общих норм поведения.
Если изменятся условия, в которых осуществляется хозяйственная деятельность, то контракты и договоры должны быть пересмотрены. Ведь институциональный механизм выступает в роли процесса непрерывного созидания, развития и трансформации. В качестве функциональной подсистемы он формирует организационно-нормативные условия, обеспечивающие стабильность работы субъектов экономики, законодательно закрепляет сложившиеся отношения, способствует эффективному достижению целей и решению поставленных задач.
Уровень развития зависит от количественных и качественных характеристик действующих институтов. Следовательно, в процессе формирования актуальным и необходимым является поиск ответа на вопрос оптимизации. При оформлении положения необходимо проанализировать совокупность, позволяющую адекватно понимать содержание и сущность экономической системы, а также численность субъектов, которая должна быть достигнута, чтобы обеспечить процесс производства.
О создании и изменении
Важным в этом деле является вопрос издержек. Иными словами, нужно понимать, какие ценные ресурсы необходимо направить на создание институциональной среды и ее использование. Это важно тогда, когда происходят изменения в природе и направленности воздействия на поведение экономических субъектов. Создание институтов предполагает их сознательное проектирование (формирование) на основе существующих реальных потребностей.
Это является одной из функций государства. Оно может формировать институциональные предпосылки, создавать прогрессивную структуру собственности, привлекательный инвестиционный климат, нужные условия для развития инновационной деятельности и все, что необходимо. Но на создании дело не ограничивается.
Институциональная среда постоянно подвергается изменениям. Это связано с несоответствием между условиями ведения деятельности и принятыми положениями. К этому причастны технологии, способствующие изменению или созданию и распространению новых положений, которые могут обеспечить снижение издержек при функционировании экономической системы.
Еще один важный момент – распространение. В случае удачного положения дел за относительно небольшой период происходит положительная адаптация. Тогда институциональная среда бизнеса продолжает выполнять свои функции с большей эффективностью.
Изучение возможностей
Всегда необходимо проводить тщательную проверку получаемых от внедрения выгод и потерь в результате замены старого на новое. Рассмотрим, на какой основе осуществляется формирование институциональной среды. В этом случае нужно предусмотреть такие основные этапы:
- Определяются цели и задачи.
- Проводится предварительный расчет получаемых выгод и потерь, которые будут у различных социальных групп от внедрения чего-то нового.
- Выполняется поиск аналогов в прошлом страны или других государственных образованиях.
- Создаются стратегии внедрения.
- Выстраиваются (при необходимости) цели сопутствующих институтов.
- Разрабатывается комплекс адаптационных мер, которые должны минимизировать расходы со стороны отдельных групп.
- Проводится завершающий подсчет получаемых выгод и потерь от внедрения нового института. Данные сопоставляются с доступным финансовым обеспечением. При этом следует учитывать, что любые осуществляемые реформы должны обладать поддержкой, позволяющей компенсировать потери, возникающие у отдельных социальных групп.
Как развивается институциональная среда в России
Отечественный и зарубежный опыт наглядно продемонстрировал, что распространение наработок развитых стран в государства с переходной экономикой осуществляется весьма непросто и сопровождается комплексом негативных последствий. Это обусловлено наличием различий в структурной среде.
Как правило, данный процесс сопровождается целым комплексом негативных последствий. Например, механическое копирование зарубежного опыта в наших условиях обернулось осложнениями социальной и экономической ситуации в стране. Поэтому главным критерием оценки институтов должна быть их эффективность. В рыночной системе под этим подразумевается построение основы на индивидуалистских ценностях и способность взаимовыгодной реализации личных интересов.
Если были реализованы не очень эффективные наработки, то такое положение называют «институциональной ловушкой». Это означает, что системой был выбран не самый лучший путь развития, который обернулся всевозможными потерями и убытками. Более того, со временем выход на оптимальную траекторию развития может рассматриваться, как недостаточно эффективное решение.
Особенности наработок
Институциональная среда бизнеса должна работать не только над созданием, проектированием и распространением, но еще и уделять внимание диагностированию зрелости наработок и их пригодности для использования на сложившемся уровне развития экономических отношений. Особенно актуальным в этом плане является формирование механизма мониторинга эффективности, закрепление создаваемого инструментария в повседневной деятельности субъектов хозяйствования, своевременная замена устаревших элементов на более новые.
В этом существенную помощь оказывает анализ институциональной среды. Ведь он позволяет рассматривать различные предложения с позиции практического опыта. Например, если в экономическую жизнь будет внедрен новый закон, это еще не означает, что его будут соблюдать. Свидетельством этого является тот факт, что даже в условиях сложившейся законодательной базы бизнес-структуры часто игнорируют формальные правила.
В связи с этим выделяют процесс институционализации. Он формируется в виде единства двух составляющих в краткосрочном и долгосрочном периодах. В первом случае осуществляется декларирование определенных правил и норм на законодательном уровне. Долгосрочный период берет на себя легитимизацию, общественное признание и закрепление.
О методике развития
В качестве теоретического фундамента часто используются концепции различных экономических школ, а также труды отечественных и зарубежных ученых. Хотя распространена ситуация, когда отталкиваются от практических наработок отдельных коммерческих структур. При оценке положения используют диалектический, дедуктивный, индуктивный, абстрактно-логический, эволюционный, исторический, функциональный и психологический методы и подходы.
Объектом исследования для них являются факторы и условия преобразований, система органов государственной власти, а также предприятия. При этом выявляются и классифицируются противоречия, дается развернутая характеристика положения, проводится анализ условий функционирования. Все это необходимо для рассмотрения важных вопросов.
Положение в российской экономике
Рассмотрим особенности отечественной экономики. Институциональная среда России интересна благодаря текущим процессам на территории всей страны. Особенную роль в этом деле играет анализ прав собственности. Ведь еще недавно существовал Советский Союз. В те времена вопрос с правами собственности на доходы предприятий считался решенным. Всем распоряжалось государство (по сути, номенклатура, которая его представляла).
Тогда природные ресурсы фактически стоимостную оценку не получали. Цена создаваемой продукции, которая производилась с их использованием, была занижена. В таком случае общество получало выгоду непосредственно. Заработанная прибыль в основном расходовалась на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
При переходе к рыночной экономике сформировались новые отношения собственности, которые по-другому регулируют распределение и присвоение природных ресурсов. Сейчас наибольшее внимание уделяется проблемам финансовой стабилизации. Хотя тут не обошлось без проблем, например, стал непрозрачным механизм формирования природной ренты. Права собственности на природные ресурсы неопределенные. Это создает условия и возможности для присвоения доходов отдельными лицами. Вместо вакуума сформировались недостаточно эффективные структуры.
Сказать, что эта проблема была успешно преодолена, нельзя даже сейчас. Впрочем, есть надежда, что в будущем ситуация будет полностью решена. Одним общегосударственным уровнем ограничиваться нельзя. Существует еще и институциональная региональная среда. Она является одним из инструментов оказания влияния на местном уровне.
Экономические условия в России
Государство с помощью прямого и косвенного регулирования декларирует попытку добиться рыночного оптимального уровня производства и наилучшего в социальном плане выпуска товаров. Все это делается в интересах общества. Институциональная конфигурация региональной деловой среды позволяет судить о возможностях и приблизительном уровне запросов, которые существуют и могут быть сформированы.
Государство устанавливает различные нормативы, стандарты и прочие параметры. На местном уровне они могут быть подкорректированы властями. Например, от региональных государственных служащих зависит то, какая ставка будет устанавливаться по целому ряду налоговых выплат. Хотя параметры институциональной среды от них не очень зависят, это оказывает определенное влияние. Наибольшее влияние должно оказывать государство, ведь именно ему под силу решать вопросы структурной важности. Так, практический опыт свидетельствует:
- Если недооценить макрорегулирование, то это оборачивается негативными экологическими последствиями.
- При установлении системы правил и отношений первичными всегда выступают интересы хозяйствующих субъектов.
- Необходимо учитывать наличие различных групп интересов: общество и государство, служащие и бизнес-структуры, настоящее и будущее поколения, регионы и центр. Их особенностью является наличие разнонаправленного характера. Из-за этого возникает множество противоречий.
Поэтому актуальным и по сей день является создание эффективной системы. Следует выработать такую систему взаимоотношений (реальную, а не номинальную), при которой получение выгоды будет максимальное как на уровне отдельных индивидуумов, так и для всего общества.