Языковое сознание: понятие, формирование, основные вопросы

"Сколько языков ты знаешь - столько раз ты человек" - так говорил Антон Чехов. И суть этой фразы до конца понимает далеко не каждый современный человек. В нашем мире постепенно начали "падать стены" между странами и культурами - мы можем свободно путешествовать по миру, знакомиться с новыми людьми, которые говорят на совершенно иных языках и изучать их. Познавая новый тип речи, мы открываем для себя новый мир, становимся другим, начинаем иначе мыслить. Почему это так? Меняется наше языковое сознание. О том, что это такое и насколько важную роль данный психолингвистический процесс играет в жизни человека, мы сейчас и поговорим.

Вступление

Рождаясь в определенной стране и с первых месяцев своей жизни слушая речь родителей, мы воспринимаем ее как родную. Мы учимся повторять звуки, которые ей свойственны, сочетания букв, ее уникальные слова. Каждое слово, даже самое простое, моментально отражается в нашем сознании в виде предмета или явления, символом которого оно является. То есть, услышав "диван", мы тут же рисуем в голове уютное местечко у телевизора или камина, на котором можно поваляться, а слово "цунами" вызовет тревогу, заставит представить себе огромнейшую надвигающуюся волну.

Если же эти слова в таком виде услышит иностранец, они не станут для него причиной тех или иных переживаний и "рисунков" в воображении. Но начав изучать русский язык, он постепенно начнет связывать наши слова прежде всего со своими, которые означают то же самое, а лишь потом, преодолев эту призму, понимать их истинное значение. Когда же иностранец переберется в Россию и буквально проникнется нашим языком и культурой, начнет думать на русском, для него эти слова станут такими же яркими, как и для нас с вами. Но есть одно "но" - его родные названия данных предметов и явлений также останутся для него яркими лингвистическими символами, поэтому в голове сформируется некая двойственность. Это будет означать, что его языковое сознание только что поделилось надвое, тем самым стало богаче и многограннее.

Копнем в глубь истории

А теперь мы переносимся с те времена, когда человечество находилось на одном из первых этапов эволюции. Наши предки уже перестали быть дикими животными, уже частично научились пользоваться своим разумом и делать определенные открытия. На этом уровне им необходимо было изобрести систему, с помощью которой они смогли бы общаться и понимать друг друга. Люди начали выдумывать слова, точнее, наборы звуков, которые бы так или иначе описывали бы все, что их окружало. Логично, что первые термины создавались на основе ассоциаций с теми звуками, которые издавали предметы и явления, позднее они трансформировались и стали такими, какими мы их знаем теперь. Так появились первые наречия, которые для каждого племени были своими, индивидуальными.

сознание и язык в жизни человека

Пришло еще немного времени, и люди поняли, что их вербальные термины нужно как-то записывать, например, чтобы передавать опыт детям, чтобы оставить о себе память в истории. До букв и цифр было еще очень далеко, поэтому наши предки создали некие знаки. Некоторые из них точно соответствовали видимым предметам - солнце, человек, кошка и т. д. То, что нарисовать в миниатюре было сложно, записывалось с помощью выдуманного символа. До сих пор историки не могут разгадать всех тех записей, которые создали наши предшественники, но при этом процесс их расшифровки приобрел статус официальной науки - семиотики.

Дальнейший виток

Постепенно знаки начали превращаться в более простые символы, которые означали определенный слог или звук - так появилась устная и письменная речь. Каждое племя развивало свою лингвистическую ветвь - это стало основой зарождения всех ныне существующих языков мира. Это стало причиной появления науки, занимающейся данным явлением - лингвистики. Что изучает эта область знаний? Конечно же, языки. Эта наука является частью или ответвлением семиотики, она рассматривает письменную речь как систему знаков, а устную - как сопутствующее явление. Но самое интересное, что лингвистика изучает человеческий язык как единое явление. Нет таких понятий, как английская, русская, китайская или испанская лингвистика. Все языки одновременно рассматриваются по единой схеме как целостный организм. При всем этом стоит отметить, что во внимание также принимают мертвые языки - санскрит, латынь, руны и др. Во многом они являются основой лингвистических понятий и умозаключений.

Главная загадка-разгадка

Такое понятие, как языковое сознание, в лингвистике, по большому счету отсутствует. Данное явление рассматривается уже с психолингвистической точки зрения, не без участия этнографических наработок. Все просто, ведь мы уже поняли, что лингвисты занимаются человеческим зыком в целом, а не делят его на романские, германские, славянские и прочие категории, а тем более на их подвиды (то есть наши языки). Почему так? Вы не задумывались, почему выучить иностранный язык, причем любой, может каждый человек? Все дело в структуре, которая для всех наречий нашего современного мира едина. В каждом языке есть части речи, есть их спряжения, различные формы, которые они могут принимать в зависимости от времени и рода, к которому относятся, и т. д.

В одном языке более разнообразными будут окончания прилагательных, в то время как в другом акцент будет сделан на спряжение глаголов. Но все грамматические составляющие будут в той или иной степени присутствовать в любом языке. Отличаются друг от друга лишь буквы и слова, которые из них складываются, а сама система остается единой. Вот вам и разгадка - лингвистика изучает человеческую речь как единый организм, который, в зависимости от географического местоположения, звучит по-разному, но всегда остается собой. В то же время из этого вытекает загадка - а почему все наши языки, которые формировались в различных уголках планеты, так похожи? Ее еще никто не разгадал.

сознание приобретает словесную форму

А как же быть с лингвистическим разнообразием?

Да-да, скажете вы, конечно же, выучить иностранный язык, даже самый сложный, конечно, можно, и даже интересно. Но если мы не знаем его изначально и не начали еще учить, то человек, который будет на нем изрекаться, для нас будет выглядеть весьма загадочно. Мы ни слова не поймем, а отдельные звуки, им произнесенные, будем частично сопоставляться с нашим диалектом, находясь в поиске хоть каких-то сходств. О какой похожести тогда может идти речь и почему лингвистика не занимается данным вопросом?

Похожесть есть, а кроется она в схематическом, а точнее, грамматическом уровне. Но когда дело касается звучания или написания конкретных слов, конечно же, незнакомые наречия нас пугают и отталкивают. Все дело в том, что наше языковое сознание настроено на другой лад, встречаясь с незнакомой "нотой", мы теряем баланс. Исследованием данного феномена занялась иная наука - психолингвистика. Она весьма молодая (1953), но ее вклад в развитие науки о человеке и культуре сложно переоценить. Говоря кратко, психолингвистика занимается изучением языка, мышления и сознания. И именно она может дать четкий ответ на вопрос о том, что из себя представляет понятие языкового сознания, как оно работает и от чего зависит.

Но прежде чем мы окунемся в изучение этого по-настоящему сложного термина, рассмотрим его как два отдельных слова. Первое - язык, его разновидности и особенности. Второе - сознание...

"Привет" на разных языках мира

Что такое язык?

Данный термин весьма широко применяется в различных научных дисциплинах, таких как лингвистика, философия, психология и др. Трактуется он также в зависимости от широты исследуемого материала. Но нам, как людям, которые хотят просто понять смысл данного слова, стоит обратить внимание на наиболее так сказать "социальную" расшифровку термина, которая охватит в небольшой степени все научные сферы и даст четкий ответ на вопрос. Итак, язык - это система знаков в рамках любой физической природы, которая выполняет коммуникативную и познавательную роль в жизнедеятельности человека. Язык может быть естественным или же искусственным. Под первым подразумевается та речь, которую мы ежедневно используем в общении, читаем на плакатах, в рекламе, статьях и т. д. Искусственный язык - это специфическая научная терминология (математика, физика, философия и т. д.). Считается, что язык есть не что иное, как самая важная ступень в социальном развитии человека. С его помощью мы общаемся, понимаем друг друга, взаимодействуем в обществе и эволюционируем в эмоциональном и ментальном плане.

С точки зрения психолингвистики

Психологи, которые в основу своих наблюдений положили именно диалект человека, который был и остается для него родным, на основе общепринятого вывода сделали еще несколько заключений. Во-первых, язык - это ограничение. Человек испытывает чувства, эмоции, которые вызывают в нем определенные внешние факторы. Эти ощущение превращаются в мысли, а мысли нами продумываются на определенном языке. Мы пытаемся "подогнать" мыслительную деятельность под модель речи, которая является для нас родной, находим нужные слова, чтобы описать то или иное чувство, таким образом, в какой-то степени мы ее корректируем, убираем все лишнее. Если бы не было необходимости загонять впечатления в рамки определенных слов, они были бы куда более яркими и многогранными. Именно таким образом взаимодействует язык и языковое сознание, которое сформировано теми самыми "урезанными" чувствами и мыслями.

С другой стороны, если бы мы не знали конкретных слов для описания своих чувств, мы не могли делиться ими с другими и даже не могли бы точно припоминать их - все бы попросту смешалось в голове. Именно такие процессы происходят в мозгу умственно отсталых людей, которые не обладают навыками речи - довольно частое явление в психологии. Способность это сделать у них попросту заблокирована, поэтому они не имеют четкого мировоззрения, следовательно, не могут выразить его вербально.

Языковое сознание и трудности перевода

Сознание...

Его бы не было как такового, если бы не существовало языка. Сознание - весьма шаткий термин, который чаще всего трактуется именно в психологии. Это способность мыслить, рассуждать, наблюдая за окружающим миром, делать выводы. И все это превращать в собственное мировоззрение. Происхождение сознания берет свое начало в те времена, когда человек только начал строить свое первое общество. Появились слова, первые наречия, которые позволили каждому облачить свои неподвластные ранее мысли в нечто целостное, определить, что есть хорошо и плохо, что есть приятно или же отвратительно. В соответствии с трудами античных философов, происхождение сознания неразрывно связано с зарождением лингвистической культуры, более того, во многом именно слова и их звучание могут влиять на восприятия того или иного явления.

Ловушка слов

Итак, языковое сознание... Что это такое? Какова трактовка данного термина и как его можно понять? Прежде всего давайте снова обратимся к двум словам, которые мы только что по отдельности детально разобрали. Язык - предмет относительно материальный. Он в конкретной форме есть здесь и сейчас (то есть имеется пространство и время), его можно описать, записать, даже узаконить. Сознание - объект "не из нашего мира". Оно никак не фиксируется, постоянно меняется, не имеет никакой формы и не привязано ни к пространству ни ко времени. Два противоположных понятия ученые решили объединить в один термин, почему? Психолингвистическое исследование доказало, что именно язык позволяет нам формировать сознание, которое определяет нас как духовных личностей. И вот мы получаем ответ на самый важный вопрос: это мыслеформа, которая является собирательным компонентом, состоящим из впечатления, чувства и слова, описывающего все это.

японское языковое сознание

Процесс формирования

Описанное выше явление может быть верным спутником жизни только того человека, который родился и вырос в рамках общества, воспитывался людьми, которые общались и слышал их речь. Утрированно говоря, "Маугли" не имеет шанса овладеть мыслеформой, так как само понятие "речь" ему неведомо. Формирование языкового сознания происходит у человека примерно на первом году его жизни. В этот момент ребенок еще не произносит конкретных слов - он просто повторяет отдельные звуки, услышанные от окружающих, а больше ориентируется на действия и явления, которые его окружают. Так складывается его первый опыт, лишенный мыслеформы, который строится по цепочке "за действием следует действие". Проще говоря, он инстинктивно боится того, что ранее его напугало, и пристращается к тому, что принесло однажды удовольствие.

На втором году жизни человек начинает различать слова и постепенно отождествляет их звучание с предметами и явлениями, к которым они относятся. Запускается цепочка "действие-слово", в ходе которой ребенок активно запоминает все связки. Так он учит первые слова, отождествляя их звучание с видимым миром. Но особенности языкового сознания заключены в том, что изучаемые слова также способны тем или иным образом влиять на наше восприятие конкретных вещей. Например, в русском языке какое-то явление может быть описано весьма сложным и длинным термином, поэтому о нем говорят реже, оно в малой степени влияет на сознания людей. В то время как это же явление в английском языке будет обозначаться коротким и простым словом, его часто будут употреблять в повседневной речи и оно сыграет важную роль в формировании мировоззрения людей.

преображение мыслей в речь

Как лодку назовешь, так она и поплывет

Весьма эфемерным вопросом для всех психолингвистов является тот, в котором спрашивается о ценностях в языковом сознании. Каковы они и что из себя представляют? Под этим сложным для понимания понятием чаще всего подразумеваются те слова, которые носят для нас в своем звучании сакральный смысл. Понятное дело, что для каждого языка они будут совершенно различными и по звучанию, и по написанию. Более того, для каждой культуры, которая является носителем того или иного языка, сакральным может быть слово, которое в нашем быту не имеет ничего особенного. Общепринятыми ценностями во всех диалектах мира являются те, что связаны с религией, семьей, почитанием предков. Ценности каждого отдельного народа они отображают в языке в виде самых милозвучных слов, и они могут также описывать те или иные культурные явления, свойственные только этому этносу.

Интересно знать, что длительные войны стали причиной зарождения в каждом языке негативных выражений и слов. Сегодня они воспринимают нами как оскорбления, но если вслушаться в их звучание, то можно легко понять, что это простые "повседневные" слова, которые употребляют носители других языков. Самый яркий пример - слово "Бог" на английском языке - "God". В русском звучании является неприятным словом и может свидетельствовать только о том, что на протяжении веков отношения наших предков и англоязычных стран был натянуты настолько, что люди осмелились превратить в оскорбление святое.

Для русского человека

Бытует мнение, что русский язык был первым и единственным на планете задолго до того, как появились иные наречия. Быть может, это и так, а быть может, и нет. Но мы все прекрасно видим и осознаем, а также вместе с нами понимают иностранцы, что более богатого и насыщенного языка в мире не сыскать. Какое же оно, русское языковое сознание? Учитывая вышесказанное, а также вспомнив, что язык может быть ограничителем для мыслеформы, мы приходим к выводу, что именно наш народ получил возможность создавать свое мировоззрение по наиболее расширенному шаблону. То есть богатство слов, выражений, высказываний и умозаключений, которые составлены и существуют в русской интерпретации, позволяют нам формировать наиболее "широкое" сознание.

В основном мыслеформа русского человека состоит из ассоциаций и реакций, которые возникают на то или иное слово. Например, "вера" сразу переносит нас в церковь, "долг" заставляет напрягаться, чувствовать себя обязанным", "чистота" настраивает на позитивный лад, помогает избавиться от негативных мыслей. Некоторые слова из-за своего сходства могут вызывать смех или недопонимание в том или ином контексте.

русское языковое сознание

Знакомство с другой культурой

Изучение иностранного языка - занятие, которое является не просто интересным и занимательным. Оно позволяет расширить свои вербальные и мыслительные границы, понять, как рассуждают и общаются люди в иных культурных рамках, с чего они смеются, а что считаются самым важным. Одно дело, когда ребенок с пеленок воспитывается на двух языках одновременно - у него изначально формируется двойственное языковое сознание. Совсем иной случай, когда взрослый человек осознанно начинает изучать чужестранную речь. Для того чтобы она стала причиной формирования в его голове новой мыслеформы, необходимо достичь определенного уровня владения языком. Это предполагает идеально понимание структуры, то есть грамматики конкретного диалекта, а также обширный словарный запас. Сюда включены не только стандартные термины, которым учат в школе. Крайне важно знать выражения, высказывания, поговорки. Именно из таких элементов сформирована любая культура речи, и знакомясь с ней, вы расширяете свои границы восприятия мира. Достигая наиболее глубокого уровня владения языком, вы начинаете свободно общаться с его носителями, понимать их с полуслова, а что самое главное - мыслить на этом новом для вас виде вербальных сигналов.

Небольшой бонус в конце

Задумывались ли вы когда-либо, почему психологи так тонко чувствуют вас, легко распознают ложь в словах окружающих и понимают, о чем те думают на самом деле? Конечно же, такой прием под силу не всем поголовно представителям данной профессии, а лишь тем, кто изучал психолингвистику и знаком с природой человеческой речи. Итак, понять, что на уме у человека, позволяет психолингвистический анализ его речи. Что подразумевается под данным термином? В каждом языке имеются слова, которые служат некими сигналами. Они могут свидетельствовать нам о том, что человек волнуется, говоря о конкретной вещи, или же он в панике, или подыскивает слова, так как истины в его подсознании просто нет. Говоря проще, определенные вербальные звуки являются маяками лжи, неуверенности, или, наоборот, подтверждают правдивость и служат доказательством чувств и побуждений. Изучив основы такого нехитрого анализа, вы сможете легко идентифицировать природу действий и слов всех, кто вас окружает.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.