Мокьюментари - это телевизионный и кинематографический жанр игрового кино. Его главная особенность заключается в имитации документальности происходящего на экране, а также мистификациях и фальсификациях. Жанр родился в США, где и появился этот термин. В других странах используют для его обозначения данное заимствованное слово или называют такие произведения псевдокументальными фильмами и псевдодокументалистикой. В этой статье мы расскажем об особенностях этого жанра, классических примерах.
Определение
Мокьюментари - это жанр, который появился в Америке в 50-е годы прошлого века, что стало своеобразным ответом на коммерциализацию документального кино. Сам термин происходит от английских слов, которые в переводе означают "подделывать" или "издеваться" и "документальный".
Являясь некой пародией на современную тому времени документалистику, этот жанр включает типичные приемы - большое количество явной лжи, дезинформация, использование постановочных сцен в документальном фильме. Главное заключается в том, что все эти методы и приемы доводятся до абсурда.
Особенности
Внешне мокьюментари - это документальный фильм, в котором присутствуют все внешние признаки этого жанра. Однако их предмет, в отличие от настоящего документального фильма, является вымышленным, только специально замаскирован под окружающую действительность.
В некоторых случаях в подобных лентах в жанре мокьюментари создается иллюзия реальности происходящего. Этого удается добиться за счет участия знаменитостей, иных реально существующих людей. Часто мокьюментари - это комедийные фильмы, которые становятся сатирическими и пародийными.
В более серьезном тоне представлены докудрамы. Это гибридный жанр игрового кино, в котором основной упор делается на воссоздание исторических событий с помощью современных актеров. По внешним признакам они полностью соответствуют фильмам в жанре мокьюментари. Также его используют для анализа актуальных явлений и событий на примере вымышленного предмета, которому посвящена картина.
Часто мокьюментарные картины сделаны в виде документальных исторических фильмов с разного рода специалистами и использованием хроники. Эксперты при этом обсуждают произошедшие события. Также возможны вариация в жанре «синема верите», когда съемочная группа сопровождает людей, с которыми происходят те или иные события. Часто такие работы становятся импровизациями, так как это помогает поддерживать уровень реальности происходящего и правдивости. Примеры таких лент можно найти еще в 50-е годы прошлого века. Самый ранний - фильм об урожае спагетти в Швейцарии, который показали в эфире британского телевидения в 1957 году как первоапрельскую шутку.
Псевдодокументальная форма используется и в драматических работах.
"Каллоден"
Одна из первых картин в жанре мокьюментари - фильм Питера Уоткинса "Каллоден", который вышел в Великобритании в 1964 году.
В ленте рассказывается о сражении при Каллодене между якобитами-мятежниками и британскими правительственными войсками, которое произошло в 1746 году. Повествование построено в форме телерепортажа, который повествует о положении сторон накануне сражения, описывает ход битвы и ее последствия.
В ленте множество "интервью" с участниками событий, роль которых исполнили непрофессиональные актеры.
"Конструктор красного цвета"
В списке мокьюментари есть и отечественные работы, которые начали появляться с 90-х годов. В частности, речь идет о фантастическом псевдодокументальном фильме ужасов Армена Петросяна и Андрея И "Конструктор красного цвета", который был снят в 1993 году.
В основе - роман Томаса Манна "Волшебная гора" и идея о попытке создать в СССР в 40-50-е годы искусственных людей. Картина разделена на несколько глав и имеет две сюжетные линии - художественную и документальную.
В художественной части визуальный ряд преимущественно состоит из однотипных съемок галлюцинаторного содержания. Документальная часть основана на натуральных съемках операций по пересадке пальцев ног на кисть руки, моментах из жизни сросшихся близнецов.
"Забытое серебро"
В 1995 году режиссеры Питер Джексон и Коста Боутс сняли ленту "Забытое серебро". Это псевдодокументальное исследование жизни и творчества Колина Маккензи. Это один из пионеров киноискусства, новозеландский режиссер, который в первой трети XX века сделал множество открытий, намного опередивших свое время. В реальности Маккензи никогда не существовало.
При этом фильм состоит из интервью с его вдовой, высказываний современных кинематографистов, архивных съемок, которые якобы были случайно обнаружены Джексоном спустя много лет после смерти новозеландца.
"Первые на Луне"
Еще один образец отечественного мокьюментари - лента Алексея Федорченко 2004 года "Первые на Луне". В картине описываются события 1938 года, когда советские ученые в условиях повышенной секретности собираются отправить на Луну первый космический корабль с человеком на борту. Спецслужбы все активно фиксируют на камеры. Отбирают лучших летчиков, которые отправятся в полет. Среди них - главный герой Иван Харламов.
После пуска случается авария. Ракета на связь не выходит, конструктор скрывается за границей. Предположения о том, что случилось с ракетой, появляются, когда в Чили падает странный метеорит.
В конце уже XX века несколько энтузиастов пытаются изучить произошедшую историю, понять, что тогда произошло. Они отыскивают когда-то секретные материалы, находят очевидцев тех событий.
"Борат"
Один из лучших мокьюментари - комедийная лента Ларри Чарльза, главную роль в которой исполнил британский комик Саша Барон Коэн. Он играет казахстанского журналиста Бората Сагдиева, который приезжает в США, где встречается с разными людьми.
По сюжету главный герой по распоряжению министерства информации Казахстана отправляется в Америку вместе со своим продюсером, чтобы снять документальный фильм-репортаж.
В США он смотрит один из эпизодов сериала "Спасатели Малибу" и сразу влюбляется в персонаж Памелы Андерсон. Он покупает праворульный фургон мороженщика, на котором еде в Лос-Анджелес, чтобы жениться на актрисе.
По дороге они продолжают снимать свой фильм. Встречаются с феминистками, ночуют в мотеле, которым владеет еврейская пара. Из гостиницы Борат бежит, так как, по фильму, в представлении казахов евреи - воплощение вселенского зла, способные перевоплощаться в любое существо. Отсюда - знаменитый эпизод в гостиничном номере, когда приятели начинают бросать доллары, пытаясь откупиться от тараканов, которых они приняли за евреев.
В финале он терпит неудачу с Андерсон, вместо нее берет в жены чернокожую проститутку, с которой и возвращается в Казахстан. В ленте много скабрезных шуток ниже пояса, из-за чего в некоторых странах ее прокат был запрещен.
Большинство актеров фильма были непрофессионалами. Ленту снимали без сценария.
В России картина не получила прокатного удостоверения, так как в Госкино посчитали, что для некоторых она может стать оскорбительной. Это стал первый случай в истории, когда в РФ был запрещен к показу не порнографический фильм.
"Паранормальное явление"
В фильмах ужасов мокьюментари в последнее время становится популярным и часто используемым приемом. Один самых успешных примеров - малобюджетная лента Орен Пели "Паранормальное явление", вышедшая в 2009 году.
История построена вокруг молодой пары, которая переезжает в двухэтажный особняк в Калифорнии. Несколько недель по ночам муж и жена слышат странные звуки, которые их всерьез беспокоят. Оказывается, что Кэти с детства преследует неизвестная призрачная сущность. Она появляется везде, где бы женщина ни появлялась. Чтобы узнать, что происходит в действительности, Мика покупает камеру, которая будет снимать все, что происходит в их спальне.
В первую же ночь камера фиксирует шаги неизвестного около двух часов ночи. На следующий день супруги приглашают экстрасенса, который утверждает, что это существо не призрак, а демон. Поэтому советует обратиться к демонологу.
Мика против участия в их жизни демонолога, поэтому ставит собственные эксперименты, записывая обращение к демону. На пятую ночь Кэти просыпается от кошмара, в это время внизу что-то падает. Мика утверждает, что чудовище хочет выйти с ними на связь, поэтому им необходимо раздобыть спиритическую доску. На 15-ю ночь камера фиксирует, как Кэти сначала около двух часов стоит возле кровати перед спящим Миком, а затем катается на качелях во дворе. Сама она ничего этого не помнит. Вскоре супруги выясняют, что следы демона ведут на чердак, где оказывается старое фото Кэти у давно сгоревшего дома.
На 19-ю ночь женщина чувствует рядом с собой какое-то присутствие. На 20-ю демон хватает ее за ногу и тянет к лестнице. Мике удается отбить жену. Следующую ночь они договариваются провести в отеле. Однако в последний момент Кэти предлагает остаться дома. Ночью она снова встает, как лунатик, спускается вниз, после чего оттуда слышны крики о помощи.
У фильма две концовки. В стандартной наутро обнаруживают труп Мики, а тело Кэти так и остается ненайденным.
"Охотники на троллей"
Норвежская картина Андре Овредала - еще один вариант использования мокьюментари в ужасах. В ленте 2010 года рассказывается о встречах с троллями в лесах и горах этой скандинавской страны.
Документальный фильм снимает группа студентов, которые пытаются расследовать причину таинственных убийств медведей. Они подозревают, что это дело рук конкретного браконьера, но когда они пытаются взять у него интервью, он их прогоняет.
"Залив"
Еще один псевдодокументальный фильм ужасов в 2012 году снял Барри Левинсон.
Лента "Залив" построена на профессиональных и любительских видеозаписях, на которых жители небольшого городка на востоке Америки рассказывают о случившейся у них эпидемии. Живущие в Чесапикском заливе паразиты мутировали настолько, что перешли от поедания рыб к атакам на людей.