Сам Пушкин восторгался задушевно-лирическими, пленительными мелодиями итальянского композитора Джоаккино Россини. Он стал автором знаменитого "Севильского цирюльника", "Золушки", "Итальянки в Алжире". А еще им написана героико-патриотическая опера "Вильгельм Телль", в которой много пафоса освободительной борьбы. Сюжет этого произведения повествует о легендарном швейцарском патриоте XIV века. Опера Дж. Россини "Вильгельм Телль" заслуживает вашего внимания. Это самая длинная опера композитора и его последнее творение. Познакомьтесь с историей ее создания, кратким содержанием действий, особенностями музыки.
История создания оперы "Вильгельм Телль"
В основу великого творения Джоаккино Россини легла драма великого немецкого поэта Ф. Шиллера. Также композитор изучил другие героико-революционные оперы на эту же тему. Мастер работал над своим творением около шести месяцев. В итоге получилась опера в 4 действиях. Это самое длинное произведение Россини. 3 августа 1929 года в Париже Королевская академия музыки представила премьеру оперы "Вильгельм Телль". Автор не очень был доволен результатом, потому что шестичасовое представление показалось ему слишком утомительным. У зрителей же опера вызвала восторг, потому что тематика была очень актуальной. А композитор охладел к сочинительству и обращался только к духовной музыке. Критики очень позитивно отзывались об опере "Вильгельм Телль".
Произведение получилось настолько огромным, что часто для театральных постановок в Париже использовали только какую-то одну из ее частей. Произведение высоко оценил Рихард Вагнер. Он назвал высшим образцом создания мелодий "Вильгельма Телля". В нем он увидел сочетание свободного пения, акцента на каждом слове, трепетного сопровождения виолончелей, высочайшей экспрессии.
Величие увертюры к опере Россини
В таких музыкальных произведениях, как опера, всегда вначале следует увертюра. Это своеобразная инструментальная оркестровая пьеса в качестве вступления. Увертюра к опере "Вильгельм Телль" Россини стала прекрасным началом, вступлением, открытием великого шедевра. Она стала наиболее известной оркестровой музыкой, которую используют даже сегодня в оркестровых концертах. Ноты увертюры к опере "Вильгельм Телль" Россини желают иметь в своей копилке многие музыканты. Своим оригинальным вступлением Россини поставил точку на классическом стиле музыкального произведения. Он положил начало романтической увертюры, после которой следовали 4 части, что напоминали мини-симфонию.
Замечательное вступление к этой опере может посоревноваться только с интермеццо Масканьи в "Сельской жизни". Публика всегда восторженно ее воспринимает. Создатели одного из диснеевских мультфильмов воспользовались этим чувством и использовали мелодию увертюры для музыкального сопровождения. Вначале звучит соло виолончелистов, потом картину бури рисуют литавры, затем капли дождя предает флейта-пиколло. Швейцарскую мелодию исполняет альпийский горн, его сменяет французский рожок, потом звучат фанфары, сменяемые галопом.
Знакомство с действующими лицами
В опере "Вильгельм Телль" мы встречаемся со следующими партиями:
- Вильгельма Телля (баритон);
- Гедвиги, его жены (конральто);
- Арнольда Мельхталя (тенор);
- Вальтера Фюрста (бас);
- отца Арнольда Мельхталя (бас);
- сына Телля, Джемми (меццо-сопрано);
- Геслера, австрийского наместника (бас);
- рыбака Роуди (тенор);
- пастуха Лойтхольда;
- капитана стражи Родольфа (тенор);
- охотника (тенор).
Также мы встречаемся с солдатами Геслера, пажами, дамами из окружения Матильды, пастухами, танцорами, охотниками, швейцарскими крестьянами.
События I действия
Главным действующим лицом является Вильгельм Телль, легендарный швейцарский патриот XIV века. Страну тогда держал под игом австрийский наместник Геслер, проявляющий особую тиранию. Следую древнему обычаю, швейцарцы готовят встречу праздника весны. На нем благословляются пары, вступающие в брачный союз. В толпе ликующего народа появляется знаменитый стрелок Телль. Его посещают думы о родине, которую уже сто лет порабощают иноземные завоеватели. Старейшина из пастухов Мельхталь благословляет молодых, только его сын, Арнольд, стоит в стороне грустный. Он страстно любит австрийскую принцессу Матильду. Она заставила его стать на сторону врагов родной земли.
Вдруг раздаются звуки рогов. Это Геслер приближается со своим отрядом. Арнольд бросается им навстречу в надежде увидеть Матильду. Телль призывает не делать этого, а стать на защиту своей родины. Появляется пастух Лейтхольд, преследуемый солдатами Геслера, ведь им был убит один солдат за покушение на честь дочери. Чтобы спастись, ему нужно переплыть на другой берег. Беглец не находит помощи у рыбака, потому что боится водопадов и опасных стремнин. А вот Телль садится с пастухом в лодку и перевозит его. За беглецами отправляется погоня, но они ускользают. Солдаты сгоняют весь народ и, угрожая смертью, требуют назвать имя помощника побега. Выходит старик Мельхталь и от всего селения отказывает врагам. Солдаты хватают старика, казнят и начинают грабить и поджигать дома. После такой тяжелой расправы в народе просыпается настоящий гнев.
II действие: краткое описание
Во втором действии появляется Матильда, дочь тирана Геслера. Она осталась одна в темном лесу, ожидает Арнольда и поет. Она признается ему в своих нежных чувствах и просит покинуть родину с целью ратных подвигов. Девушка клянется ему в верности. Появляются Телль и Вальтер Фюрст. Швейцарцы напоминают Арнольду о его долге перед родным краем. Мужчина терзаем любовью к Матильде. Потом он узнает о трагической расправе иноземцами над его отцом. Это вызывает в душе жажду мщения. Все три швейцарца объединяются и обещают бороться за свободу своей страны. Ночью они собирают людей и клянутся в верности свободе. Все ждут сигнального огня, чтобы начать восстание.
Краткое содержание III действия
Арнольд в часовне встречается с Матильдой. Они прощаются, потому что мужчина должен отомстить за смерть отца. Светает, пробуждаются солдаты в военном лагере Геслера. Всех начинают сгонять на ярмарочную площадь для празднования столетия австрийской власти. Геслер устраивает праздник. На шест поднимают шлем наместника., которому должны были кланяться все проходящие жители селения. Запуганные люди выполняют приказ, только отважный Телль отказывается это делать. Геслер придумал, как склонить смельчака. Он приказал схватить его сына, Джемми. Юноше на голову поставили яблоко, а Телль должен был из лука пробить его. Геслер ставит условие, что при попадании в яблоко, он обоих отпустит, а при промахе - казнит. Маленький Джемми ведет себя спокойно и уверенно. Такое поведение сына придало Теллю уверенности. Он стреляет метко и сбивает яблоко. Народ ликует от восторга, но Телль от напряжения теряет сознание. Из его рук выпадает еще одна стрела, которую он приберег для Геслера. По приказу наместника Телля арестовали. Его заточили в темницу до конца жизни. Сына Джемми спасла Матильда, вырвавшая его из рук солдат. Телль успевает передать послание жене, в котором говорит о том, когда начинать восстание кантонов.
IV действие
Арнольд приходит в хижину своего отца, где все напоминает ему о детстве. Мужчину не покидает мысль об освобождении из темницы Телля. Он призывает односельчан с оружием в руках бороться с поработителями. В селение приходит Матильда с маленьким Джемми. Сын подбегает к матери, убитой горем. Любовь Матильды к Арнольду заставляет Матильду стать на сторону швейцарцев. Она объявляет себя заложницей, чтобы спасти жизнь Теллю. Геслер приказал отвезти Вильгельма на лодке в тюрьму на маленьком островке. Люди узнают о том, что лодка с Теллем будет проплывать недалеко от селения.
Чтобы дать сигнал к началу восстания, Джемми поджигает дом отца. На берег прибегают швейцарцы с оружием, которые молятся за спасение лодки с Вильгельмом, попавшей в шторм. Телль был опытным кормчим, поэтому ему удалось направить лодку к берегу. Он выпрыгивает из лодки на скалу и убегает от преследователей. Преследования Геслера были напрасными. Джемми приносит отцу лук со стрелами, и тот убивает Геслера. Вражеские солдаты убегают от восставших людей. Повстанцы берут под свой контроль укрепленные замки австрийцев. Патриотами руководит молодой Арнольд. Все швейцарцы веселятся и радуются долгожданной свободе. Матильда из стана врага перешла к повстанцам и дает согласие на замужество с Арнольдом.
Арии Телля и Матильды
Вильгельму Теллю выделена самая известная ария. Своим криком души он призывает сына Джемми выдержать все испытания. После этого идет плач виолончели. Ария Вильгельма делает оперу удивительной. Уверенное пение завораживает не только публику, но и вдохновляет других действующих лиц.
Властной и в то же время мелодичной кажется ария Матильды. В ней ярко раскрывается внутреннее состояние героини. Плавная мелодия сменяется настойчивым, взволнованным ритмом. Чувствуется тревога и затаенное страдание.
Особенности музыки в начале действа
В героико-патриотической опере "Вильгельм Телль" чувствуется пафос освободительной борьбы. В героической увертюре передается чистота и благородство людей из народа. Главное место в опере отведено массовым хоровым сценам. Итальянский композитор, автор оперы "Вильгельм Телль" смог музыкой передать живописную природу, величественные шествия, любовные сцены. Также включены балетные сцены. Россини смог включить мелодии швейцарского и тирольского национального фольклора. Пасторально-идиллические образы сменяются героическими. Особенно поражает марш из оперы "Вильгельм Телль".
Ликование в конце оперы
В увертюре солируют четыре виолончели. Симфоническая картина бури сменяется лучезарно-победным маршем. Первый акт характеризуется монументальными хоровыми сценами. В финале драматизм накаляется. Во втором акте чувствуется лесная романтика, звучат охотничьи рога. Звучит лирический романс Матильды. Особое место в музыке уделено мужественной скорби Телля, трогательным мольбам Джемми, жестокости Геслера. В последнем акте чувствуется тревога и взволнованность. Мелодия переплетается с итальянскими освободительными песнями. Драматическую кульминацию оперы передает оркестровая картина бури. В финале чувствуется беспредельное ликование в честь свободы и справедливости.
Опера Россини "Вильгельм Телль" на мировых сценах
Этот шедевр считается вершиной творчества Россини. В нем он смог раскрыть все свое дарование. Несмотря на технические трудности постановки оперы и ее размеры, многие театры мира включили ее или отдельные части в свой репертуар. С французского языка либретто перевели на итальянский. В 1838 году произведение было поставлено в России только под цензурным названием "Карл Смелый". Многие известные исполнители блистали в ариях оперы Россини: Баттистини, Дзанканаро, Милнс, Гобби, Монсеррат Кабалье. В годы Второй мировой войны Большой театр сделал постановку "Вильгельма Телля".