Стили коммуникации: описание стилей, функции, принципы организации

Общение - основа, на которой держится общество. Если бы люди не взаимодействовали с помощью вербальных и невербальных сигналов, каждый бы жил отдельно от всех, эволюция и социология не зародились бы в качестве наук, мы бы не стали человечеством и даже не знали бы этого слова. К счастью, все это не так, и каждый человек, каким бы отшельником он себя не считал, в той или иной мере взаимодействует с социумом. О том, как именно это можно делать, читайте в статье.

Небольшое вступление

Общение - термин, который в англоязычном сегменте звучит как communication или коммуникация. Мы не проговариваем это длинное и сложное слово, так как в нашем языке имеется более простой синоним. Тем не менее его суть от этого не меняется - общение дает людям возможность взаимодействовать и совместно развиваться. С его помощью мы не только находим друзей и партнеров, мы еще и перенимаем опыт предков, изучаем нечто новое, написанное теми, кто жил задолго до нас, узнаем новое, просматривая новостные ленты и т. д.

Одним словом, без общения все бы рухнуло, перестало иметь привычный для нас смысл. Косвенно или подсознательно каждый человек это понимает, хотя и редко задумывается над данным феноменом. Но то, о чем задумываются еще реже - это стили коммуникации, то есть то, как именно мы общаемся и какую информацию предпочитаем воспринимать, а какую отвергаем. Неужели есть определенные рамки для передачи и восприятия материала в рамках привычного общества? Да, причем определяем их себе мы сами.

стили общения между людьми

От чего это зависит?

Каждый человек - уникум. Он обладает своим характером, своим опытом, и на фоне этого формируется его отношение к окружающему миру. Это отношение превращается во взаимодействие с социумом, и, как следствие, становится стилем коммуникации для конкретной персоны. Подобное явление может прослеживаться как в бытовой сфере, так и в рабочей, причем бывают случаи, когда человек един в своем поведении и там и там, а бывает, что он как бы раздваивается.

Например, опытный и закаленный адвокат в деловой среде ведет себя крайне сухо, предельно профессионально, его воспринимают исключительно как человека занятого и строгого. Но приходя домой, он становится милым, заботливым, веселым и читающим сказки папой и нежным мужем. Он позволяет себе говорить комплименты, улыбаться, смеяться и даже дурачиться. Это означает, человек крайне профессионально подходит к своей работе и понимает, что его род деятельности не предусматривает "сюсюканий".

А вот дома он является самим собой - все хорошо, и он "белый и пушистый". Совсем иная ситуация будет происходить в жизни женщины, которая работает воспитательницей в детском саду, но при этом у нее проблемы на личном фронте. Она на работе будет очень доброй по отношению к детям, а дома может вести себя крайне холодно и безэмоционально.

межличностные стили коммуникации

Основная классификация

На самом деле тот или иной присущий конкретному человеку стиль коммуникации зависит не только от его профессии или "погоды в доме", но и от множества иных факторов, таких, как воспитание, жизненный опыт, характер, а также национальность. То есть это и информация заложенная в генах, и влияние того социума, в котором человек вырос. Например, если россиянин рождается в России, то в нем, как говорится, все едино - и генетическая память и окружение.

Если же в России родится итальянец, он станет миксом культур этих двух стран. Из всего этого многообразия вывели так называемые основные стили коммуникации, которые можно применить к человеку - выходцу из любой культурной среды. Их существует четыре, и каждый по отдельности мы сейчас рассмотрим.

Целенаправленный

Такие люди, как говорится, пойдут по головам, но всегда добьются того, чего они желают. Невероятно сильные личности, которые не совершают ошибок: они их называют опытом, и оступившись, тут же встают и идут дальше. Вообще не восприимчивы к критике и задирам: у них есть цель и они ее добиваются. Целенаправленный стиль коммуникации присущ людям, которые любят порядок и достаток.

Они одеваются всегда сдержанно, строго, но при этом очень дорого, не любят излишества аксессуаров, выбирают один, но достойный. Говорят и общаются они так же строго, лаконично и сугубо по делу. Их коронной фразой можно считать: "Есть минутка?" - после чего вы тут же получите огромный объем информации в сжатом виде. Среди целенаправленных людей редко встречаются нищие или заблудшие личности - это два взаимоисключающих фактора.

Стили коммуникации и тип мышления

Инициатор

Это стиль межличностной коммуникации, при котором человек ведет себя крайне активно, громко, выглядит ярко и постоянно придумывает что-то новое. Таких нередко называют "клоунами", "шутами" или "душой компании". Причем данный паттерн поведения может быть основой как деловых отношений (наверняка вы встречали эдакого чрезмерно яркого и буйного, но гениального художника хоть раз в жизни), так и служить фундаментом для построения любви и дружбы.

Выглядят такие люди ровно так же, как и ведут себя - ярко, дерзко, порою даже безвкусно. Они всегда очень громко говорят, могут позволить себе выйти за рамки приличия, при этом изобилуют идеями, во всем видят нечто свое, основанное на впечатлениях. Их слова и мысли кажутся безумными, но гениальными.

современные стили коммуникации

Эмоциональный

Этот стиль общения в коммуникации является зеркальным отображением предыдущего. В нем так же отсутствует порядок, линейность и четкость, но при этом человек перестает быть ярким и громким, а становится спокойным, меланхоличным, задумчивым. Люди, у которых в голове и в словах творится "милый беспорядок". В общении они могут быть непоследовательными, перескакивать с одной темы на другую, нередко задумываются и улетают в свои фантазии прямо посреди диалога. Это творческие личности, но из-за отсутствия амбиций, они редко добиваются вершин.

Аналитик

Сравнить данный стиль массовой коммуникации можно с "серой мышкой", которая в ответ не говорит почти ничего. Но при этом сложно догадаться, что творится в ее голове. Аналитики - люди, которые любят порядок и минималистичность, и именно в таком "жанре" они общаются со всеми окружающими.

Одеты всегда строго и сердито, при этом не особо дорого. Общаясь с вами, будут задавать короткие наводящие вопросы, а в ответ на ваши могут смолчать, а все потому, что в данный момент они анализируют полученную информацию. Как и представители предыдущего стиля, редко добиваются карьерных высот, так как не имеют достаточного количества амбиций.

Какие бывают стили коммуникации

На работе

Профессиональная деятельность - одна из ключевых сфер нашей жизни. Как приводилось в примере выше, бывает, что человек трансформируется для успешной самореализации в работе, а бывает, что он "тянет в офис" весь свой жизненный багаж. Хорошо это или плохо - зависит от профессии и коллектива, поэтому смотреть на ситуацию нужно индивидуально.

Тем не менее, в сфере работы были определены стили деловой коммуникации, в которых подразумевается общение начальства с коллективом. Их всего лишь два, и каждый из них в той или иной степени является правильным. Просто стоит ориентироваться на сотрудников, их взгляды и суть выполняемой работы.

Деловые стили коммуникации

Авторитарный

Принятие решений координируется лишь со стороны начальства, при этом исполнительный коллектив лишь выполняет поручений тех, кто стоит выше их. В подобном типе общения между подчиненными и боссами предусмотрен фактор контроля, система наказаний и поощрений.

Такое понятие, как инициатива со стороны сотрудников неприемлемо - важно лишь точно и шаблонно выполнять свои поручения. Постепенно данный тип общения в трудовом обществе вымирает, но для некоторых сфер деятельности он является единственным источником для существования.

Демократический

Этот вид или стиль коммуникации проявляется в рамках работы, которая предполагает совместный подход к решению задач. За начальником остается последнее слово, но в процессе, к тем или иным решениям и доводам, коллектив приходит методом совещаний, методом поиска компромисса, посредством взаимного общения. Как правило, данный вид деловой коммуникации присущ тем организациям, в которых люди получают удовольствие от своей работы, заинтересованы в успехе кампании и в личностном росте.

Читаем между строк

О том, как общаются между собой люди с различными стилями коммуникации в той или иной среде мы выяснили. Что же, не стоит забывать, что все мы делимся с миром дополнительной информацией о себе и о своем мнении касательного того или иного вопроса с помощью невербальных сигналов. На подсознательном уровне они воспринимаются окружающими и делают нас в их глаза теми, кем они нас считают. Если ваша речь полностью совпадает с процессом мышления, диссонанса нет и не будет, вы будете выглядеть убедительно даже в глазах закоренелых скептиков.

Если же стиль вашего общения сфальсифицирован - вы решили побыть в иной шкуре, или вы уже привыкли постоянно менять амплуа, люди могут заметить это. Как правило, стили невербальной коммуникации по своей структуре ничем не отличаются от видов вербального общения. Однако, если они не соответствуют друг другу в рамках одной личности, нам сложно взаимодействовать с таким человеком.

Как мы общаемся с другими людьми

Заключение

Наш стиль общения определяет нас как личность в глазах окружающих. До того как мы пророним первое слово с той или иной интонацией, как мы выскажем свое мнение или проведем диалог, о нас будут судить только по внешности. Эта лишь картинка, которая вскорости растает в умах людей, нас знавших. Подкрепите ее своим стилем коммуникации и вас запомнят надолго как целостную и очень интересную личность.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.