Существует категория добрых и безотказных людей, которые не могут отвергнуть ничью просьбу. Может, это доброта, а может и стеснение или слабохарактерность. Но когда просьбы поступают слишком часто, у человека может появиться коварная мысль: "Меня используют". Ведь как научиться отказывать людям?
Помощь или рабство?
Не каждый человек может признать свою слабохарактерность и сказать себе: "Окружающие меня используют". Большинство людей оправдывает свою слабохарактерность стремлением помогать людям. Безусловно, помогать - это хорошо. Но помогать нужно тем, кто в этом действительно нуждается. А далеко не каждая просьба является "криком о помощи".
Нередко "просители" в состоянии сами решить свою проблему. Но зачем напрягаться, если рядом есть добрый и безотказный товарищ, который все сделает за вас? Таким образом, вы ломаете собственные планы, терпите неудобства, не ради благородной цели, пока кто-то наслаждается жизнью и результатами вашего труда. Иначе, чем эксплуатацией, это не назовешь.
Причины безотказности
Прежде чем бороться с проблемой, нужно понять, почему человек не может сказать "Нет" и позволяет себя использовать. Вот основные причины:
- Семейные отношения. Чаще всего люди боятся отказать в помощи членам семьи или родственникам. К тому же никому не хочется думать, что близкие люди его используют.
- Страх потерять возможность. Человек боится, что если сейчас скажет "Нет", то в дальнейшем тоже не сможет рассчитывать на чужую помощь.
- Внутренние установки. Некоторые люди считают, что творить добро - это их жизненное призвание. Поэтому, несмотря на все неудобства, продолжают нести на себе бремя чужих проблем.
- Страх одиночества. Некоторым людям просто жизненно необходимо быть в социуме. Они боятся, что отказав в выполнении просьбы, они настроят окружающих против себя и окажутся одни.
- Страх конфликта. Человек боится, что своим отказом он вызовет агрессию у "просителя". Чем провоцировать скандал, легче выполнить чужую просьбу.
- Страх за репутацию. Некоторые люди боятся, что отказ сделает их непорядочным в глазах окружающих.
- Воспитание. С детства родители, педагоги, литература и кинематограф учат нас помогать окружающим, быть полезными. Иногда человек настолько проникается этой идеей, что возможны "перегибы".
Почему нужно уметь говорить "Нет"
Когда к человеку приходит осознание: "Меня используют!" - это уже большой шаг на пути к решению проблему. Также можно выделить следующие причины, почему нужно научиться отказывать:
- Вы портите свою репутацию. Заслужить уважение можно только помогая нуждающимся. Распыляя свою доброту и силы на всех подряд, вы лишь заслужите славу слабого и бесхарактерного человека.
- Вы позволяете манипулировать собой. Постоянно потакая чужим просьбам, вы даете людям власть над собой.
- Вы причиняете ущерб себе. Пока другие наслаждаются жизнью, вы занимаетесь выполнением их просьб. Хотя вы вполне могли бы посвятить это время себе или близким людям.
С чего начать
Если к вам пришло осознание: "Меня используют", значит, вы уже сделали первый шаг на пути к "исцелению". Теперь следуйте таким простым рекомендациям:
- Начните с мелочей. Например, кто-то попросил у вас в долг незначительную сумму. Или прогуляться по магазинам в качестве советчика в поиске модной обновки. Наверняка вы найдете уважительные аргументы, чтобы не выполнять подобные просьбы.
- Не оправдывайтесь. Безусловно, стоит озвучить причину отказа. Но делать это нужно кратко и уверенно. Не мямлите и не оправдывайтесь, будто вам неудобно.
- Отказывайте вежливо, но твердо. Если вы скажете свое "Нет" с неуверенной интонацией, собеседник продолжит вас уговаривать.
- Будьте отзывчивы. Если вы понимаете, что собеседнику действительно нужна помощь, но вы не в силах ее оказать, перенаправьте его к другому человеку или дайте ценный совет.
Обоснованный отказ
Никогда не позволяйте использовать себя. Если вы боитесь говорить резкое нет, значит, вы должны найти уважительную причину. Вот возможные основания для отказа:
- "Горящие" сроки. Вам нужно выполнить какое-то задание в строго определенный срок. Например, в течение недели вы должны сдать квартальный отчет. Продемонстрируйте собеседнику, что ближайшее время у вас совершенно не будет возможности заняться его делом. Но ради вежливости предложите вернуться к этому вопросу позже (наверняка к этому времени просьба уже утратит актуальность).
- Аврал на работе и дома. Если вы чувствуете, что собеседник сейчас обратится к вам с очередной просьбой, опередите его. Прежде чем он что-то попросит, начните рассказывать о том, как много у вас дел на работе и дома. Таким образом вы предотвратите неудобную ситуацию, когда вы должны будете ответить отказом.
- Время на раздумия. Скажите, что вы рады бы помочь, но не уверены в своих силах и возможностях. Таким образом вы заранее подготовите собеседника к возможному отказу.
- Планы. Если выполнение просьбы не состыковывается с намеченными вами планами, честно скажите об этом собеседнику. Когда вы начнете сами уважать и ценить свое время, окружающие начнут отвечать вам взаимностью.
- Нехватка опыта и знаний. Это уважительная причина для отказа. То есть вы не делаете не потому, что не хотите, а потому, что действительно не можете.
Алгоритм вежливого отказа
Меня используют - что делать? Если вы даете положительный ответ на все просьбы, боясь обидеть кого-то вам стоит освоить алгоритм вежливого отказа. А именно:
- Выразите свое отношение к просьбе, чтобы подготовить собеседника к отказу.
- Озвучьте свой отказ. В нем четко должно прозвучать слово "Нет".
- Обозначьте причины, по которым вы отказываетесь удовлетворять просьбу.
- Дайте собеседнику рекомендации по решению проблемы.
- Если собеседник продолжает настаивать, еще раз повторите отказ, подкрепив его вескими причинами.
Индивидуальный подход
На самом деле линия поведения зависит от того, кто именно пытается вами манипулировать. Ведь одно дело отказать чужому человеку, а другое - тому, кто имеет какой-то вес в вашей жизни. Для каждого нужно подобрать индивидуальный подход:
- Меня используют родители. Если родители или другие старшие родственники не устают осыпать вас просьбами, постарайтесь объяснить, что вы рады им помочь, но тоже нуждаетесь в свободном времени и личном пространстве. Как вариант, заставьте их вспомнить собственную молодость.
- Меня используют дети. Родители готовы сделать все, чтобы осчастливить своих чад, но им тоже нужна некоторая свобода. Объясните детям, как важно быть самостоятельным. Ведь не во всех ситуациях вы сможете находиться рядом и быть полезными.
- Меня использует девушка (парень). Если вы чувствуете некоторую корысть, устраните из отношений тот момент, который вызывает у вас сомнения (например, дорогие подарки, поездки, рестораны). Следите за реакцией второй половинки.
- Меня использует бывшая (бывший). К счастью, многие люди после расставания остаются друзьями. Но иногда люди злоупотребляют дружбой. Если ваш бывший (бывшая) постоянно донимает вас просьбами и не отпускает от себя, стоит еще раз напомнить, что ваши пути разошлись. К тому же такая близость с бывшей любовью может мешать вашим новым отношениям.
- Меня использует друг. Товарищи должны помогать друг другу. Но в то же время дружба - это бескорыстное чувство. Единственный способ оценить искренность товарища - отказать ему в удовлетворении очередной просьбы и оценить реакцию.
Дополнительные рекомендации
Чтобы научиться говорить людям: "Нет" и пресечь попытки воспользоваться вами в корыстных целях, возьмите на заметку еще несколько полезных советов. А именно:
- Тренируйтесь перед зеркалом. Говорите вслух, следите за интонацией и мимикой. Когда вы сами себе поверите, тогда вы сможете дать достойный отпор навязчивым просителям.
- Перестаньте бояться неадекватной реакции. На самом деле вас окружают совершенно нормальные люди. Скандал, истерика, крупная ссора - это скорее исключения из правил.
- Не торопитесь с ответом. Если вы привыкли всем говорить: "Да", начинаете делать это на автомате. Если же вы дадите себе немного времени для размышлений, то поймете, сможет ли собеседник обойтись без вашей помощи.
- Четко определите жизненные приоритеты. Делая выбор между "да" или "дет", убедитесь, что ваше решение не будет работать в ущерб вашим собственным интересам (за исключением тех случаев, когда ваша помощь объективно необходима).
Заключение
Безусловно, человек должен уметь говорить: "Нет". Но не стоит злоупотреблять этим словом и самоутверждаться за счет отказов. Если вы понимаете, что человек реально нуждается в вашей помощи и никак не справится без вас, не жалейте своего "да". Учитывая, что оно будет обдуманным и осознанным, ваша помощь будет еще ценнее для просителя.