Концентрация озона в атмосфере нестабильна – это факт. Климатические явления все чаще подвергаются влиянию человека. Озоновый слой над высокими широтами Южного полушария тоньше средних значений по планете – с этим также трудно поспорить. Уровень онкологических заболеваний среди австралийцев выше, чем у жителей других территорий – тоже бесспорное утверждение.
Как из фактов рождаются мифы? Чему верить? Попробуем разобраться.
Спасительный озон
Озоновый слой в атмосфере Земли составляет всего 3 %. Но именно благодаря ему все живое на нашей планете получило шанс на существование. Это «доспехи Бога», защищающие нас от убийственного ультрафиолетового излучения. Солнце несет с собой и жизнь, и смерть одновременно. Определяющей здесь является концентрация.
Молекула озона состоит из трех атомов кислорода. Образоваться эта молекула может в результате различных химических процессов. Чаще всего в природе это происходит, когда молекула кислорода подвергается воздействию ультрафиолета. Главное здесь – длина волны. На высоте 15–20 км от поверхности земли молекулы кислорода, находящиеся в атмосфере, под воздействием ультрафиолетового излучения с определенной длиной волны, распадаются на атомы кислорода. Из них образуются молекулы озона. И уже они, в свою очередь, поглощая волны ультрафиолета другой длины, превращаются снова в кислород. И цикл запускается вновь.
Озоновый слой постоянно восстанавливается. Для существования ему необходим кислород и ультрафиолетовое излучение, на концентрацию и интенсивность которых мы не можем сегодня влиять.
Почему озоновая дыра над Австралией так называется?
Содержание озона в атмосфере измеряется в единицах Добсона. Средний показатель на планете – около 300. Критически низким или аномальным считается значение ниже 220 единиц. Участки атмосферы с такими показателями называют «дырой». Это публицистический образ, никакой прорехи в атмосфере, конечно, нет.
Изучение озонового слоя началось в 1912 году, когда он был описан Шарлем Фабри и Анри Буиссоном как часть стратосферы. Впервые аномальное явление, которое мы называем озоновой дырой над Австралией, было обнаружено в 1957 году. Тогда эта новость прошла незамеченной. Спустя почти тридцать лет, в 1985 году, группа ученных под руководством Джо Фармена опубликовала результаты своих исследований атмосферы над южным полюсом. Озоновая дыра над Австралией и Антарктидой в то время имела диаметр 1 000 км и была равна по площади территории США. Мир воспринял это как экологическую угрозу. За тридцать лет наблюдений концентрация озона не превышала 220 единиц Добсона и падала до 80 единиц. В том же 1985 году Шервуд Роуланд и Марио Молина доказали разрушительное действие хлора на молекулы озона.
И мир начал бороться за сохранение озонового слоя Земли, тем более что озоновая дыра над Австралией и Новой Зеландией оказалась не единственной. Аномально низкое содержание озона было зафиксировано в северных и умеренных широтах Земного шара. Над Арктикой площадь озоновой дыры определена в 15 млн км2 - не намного меньше, чем над Антарктидой. «Врагом» было объявлено все, что каким-либо способом могло выбрасывать хлорфторуглероды в атмосферу – холодильники и аэрозоли.
В 1987 году был подписан Монреальский протокол об охране озонового слоя. За последние 30 лет выбросы вредных веществ в атмосферу сократились в 8 раз. К концу века австралийская озоновая дыра останется только в памяти человечества как пример его неразумного отношения к природе.
Озоновые дыры были, есть и будут
Существует альтернативная точка зрения. Часть ученых считают существование озоновой дыры естественным климатическим явлением, которое возникает в атмосфере над любой территорией. Только в северных и умеренных широтах продолжительность «жизни» дыры не превышает двух недель, а озоновая дыра над Австралией по 3–6 месяцев удерживает минимум значений концентрации озона.
Аргументы в пользу невиновности человека в появлении озоновых дыр следующие:
- Количество хлорфреона искусственного происхождения ничтожно мало. Даже если разбить все холодильники, его концентрация будет в несколько раз меньше того, что выбрасывается в атмосферу при извержении вулканов.
- Крупные озоновые проплешины располагаются над территориями с минимальным антропогенным воздействием. Масса молекул хлорфреона очень велика, и их никак не могло занести ветром из Европы и Азии в Антарктиду.
- Плотность и количество стратосферных облаков над полюсами гораздо больше, чем над остальными территориями. Они снижают интенсивность ультрафиолетового излучения и, как следствие, образование озона.
- Высокое число онкологических заболеваний объясняется тем, что Австралия располагается там, где очень высокое значение суммарной солнечной радиации является географически обусловленной. При этом более 90 % населения – потомки переселенцев из северной Европы и Великобритании, генетически не приспособленные к такой интенсивности солнечного излучения. Статистики онкологических заболеваний среди аборигенов Австралии нет.
Конкурентные войны
Впервые о разрушительном влиянии человека на озоновый слой заговорили в конце 70-х годов. Под удар попали сверхзвуковые самолеты гражданской авиации. Военная техника при этом не упоминалась. Виновником тогда назначили окислы азота – продукт горения топлива сверхзвуковых самолетов.
Это время становления и развития трансатлантических гражданских перелетов. За лидерство на этом рынке боролись компании «Боинг», «Конкорд», КБ «Туполева». Две последние организации делали ставку на сверхзвуковые самолеты. В результате развернувшейся кампании в ряде стран приняли закон о запрете гражданских сверхзвуковых перелетов. «Боинг» стал практически монополистом – про озоновый слой на время забыли.
Следующую волну интереса к этому слою атмосферы запустила, как считают многие, компания «Дюпон» – производитель дорогих химических реактивов. За тридцать лет дешевый хлорфторфреон был практически везде заменен на дорогой фторфреон. «Дюпон» с большим отрывом лидирует среди производителей фторорганики.
Какой бы точки зрения вы ни придерживались, вся эта история полезна в одном: прежде чем что-то менять, надо задуматься о последствиях.